Культура вождения, или дай дураку дорогу



Ужесточение штрафов несильно изменило городской пейзаж. Автобусные карманы и газоны наших дворов по-прежнему заставлены автомобилями. В российском масштабе, как показывают опросы социологов, большинство граждан безоговорочно поддерживают увеличение штрафов. 71 % участников опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, согласны, что за неуважение к пешеходам водителей нужно наказывать строже. 69 % поддержали повышение штрафа за движение по выделенной полосе. Большинство россиян — 65 % — согласны с тем, что жителям Москвы и Санкт-Петербурга нарушение правил дорожного движения должно обходиться дороже.

Высокие штрафы, как надеются большинство россиян, помогут навести порядок на дороге. Ведь если нарушение станет слишком дорогим удовольствием, водитель дважды подумает, а может, и пересядет на общественный транспорт. Противники новых штрафов, и прежде всего сами автомобилисты, уверяют, что высокие штрафы увеличат не количество дисциплинированных водителей, а суммы взяток. Прежде чем повышать штрафы, уверяют они, государство должно обеспечить людей парковочными местами и улучшить качество самих дорог. А что думают по этому поводу череповчане.

Сергей Александров,водитель, стаж 25 лет

— Помогут ли штрафы справиться с хамством на дорогах? Я считаю, кто по-хамски ездит, тот и будет продолжать так делать. Некоторые по 10 000 рублей штрафов накопили — и не платят. Им вообще легче сутки отсидеть под арестом: наказание понес — штрафы сняли. Знакомые рассказывали про такие ситуации. И потом, штрафы хорошо, только знать бы, куда они потом деваются, в какой казне или в чьем кармане растворяются. Вот я плачу налоги, исправно плачу. А где дороги? В Ярославле некоторые машины даже ездят с таким слоганом на боку: «Плачу налоги — где дороги!». Понятно, в Ярославле с дорогами похуже, чем у нас. Только и радоваться тут нечему. Белоруссия — страна не богаче нашей, а на дорогах ни одной трещинки, ни одного пьяного на улице не встретишь, потому что один хозяин и он для людей старается.

Юрий Лешуков, бригадир отгрузки цеха отделки металла ПХЛ ЧерМК

— На мой взгляд, увеличенные штрафы не изменили ситуацию на дорогах кардинальным образом. Причем нередко мы наблюдаем взаимную невежливость пешеходов и водителей. К примеру, несется водитель на большой скорости прямо перед пешеходным переходом на желтый свет. Видимо, куда-то очень торопится. Другая картинка: бабушка тянет за собой упирающуюся внучку, потому что та не хочет пересекать дорогу на красный свет. А то пешеходы и вовсе гуляют и переходят дорогу где придется. Не так давно наблюдал: женщина перешла дорогу по пешеходному переходу, но на красный свет. Ее остановил патруль ГИБДД. Так дама на всю улицу возмущалась: мол, перешла, когда машин не было. Вот такая психология. Мне кажется, навести порядок нетрудно. Знаешь правила, хорошо водишь — уважай других. Все. Но именно этой малости у нас не получается, даже штрафы не очень дисциплинируют.

Михаил Зуев, директор МУ «Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

— Приведу пример. Ехал я как-то из Вологды, на участке, где «горы», пошел наверх, скорость была 90 км/ч. И когда уже почти заехал на пик, справа девушка на машине оторвалась от обочины и стала заезжать на полосу передо мной. Мне ничего не оставалось, как пойти на обгон в том месте, где он запрещен. Или врезаться в ее машину. Километра через два стоит патруль ГИБДД: вы нарушили правила, видеокамера все зафиксировала. Прошу отмотать запись минут на пять назад, объясняю, что ситуация спровоцирована помехой. Говорю: «Я же смогу это в суде доказать». А они мне: «А кто же в суде эту запись покажет». Другой случай: пешеход перешел дорогу на красный свет, а ему предлагают: давай мы тебе запишем как ДТП за 100 рублей, потому что по этому виду мы уже план выполнили. Вот и думайте, помогут ли увеличенные штрафы навести порядок на дорогах, если до сих пор мы не убрали «палочную систему».

Газета "Речь", 10 августа 2012 г.