Лидер «Сплина»: «Для меня Башлачев — поэт № 1»



 В Череповце выступила группа, музыку которой любят люди и овощи.

Питерский рок-коллектив «Сплин» можно назвать самой долгожданной группой для череповецких меломанов. Через пару лет они с гитарой в руках и жвачкой во рту (главный хит группы — «Орбит без сахара») отметили бы 20-летие без «Сплина». Но он приехал.

Причины, по которым одна из главных и активно гастролирующих рок-команд конца 90-х и начала нулевых объезжала Череповец стороной, непонятны. Видимо, просто не складывалось. И едва неказистые серенькие афишки концерта «Сплина» под названием «Акустика» появились на улицах города, к кассам Дворца металлургов потянулись многолетние поклонники творчества Александра Васильева и компании. За неделю до выступления «Сплина» билетов оставалось считаные единицы. Концерт получился «правительственным»: среди зрителей в такт мелодичным композициям группы вместе со всем залом покачивался мэр Череповца Юрий Кузин и многие другие известные горожане.

Концерт Сплина в Череповце сентябрь 2012 фотоЖанр программы предполагал сидячий концерт, и для «сплинов» на сцену вынесли пять стульев, с которых обычно бодрый и подвижный коллектив встал лишь к концу выступления. Программа состояла из популярных и суперпопулярных песен, большинство из которых были сыграны не так, как на альбомах. Быстрым композициям группа придала ритм вальса, а некоторые из спокойных и релаксирующих получили эмоциональный надрыв солиста и рваный гитарный перебор музыкантов.

О том, что, несмотря на первое знакомство, Череповец для «Сплина» особый город, лидер группы Александр Васильев сказал в самом начале концерта. Тезис был развернут позже — перед исполнением песни Александра Башлачева «Петербургская свадьба». «Для меня Башлачев — поэт № 1. Каждое его слово так твердо и верно, как кирпич, из которых он построил множество замечательных дворцов, — сообщил залу Васильев. — Исполнять его песни непросто...» Из зала заказали «Время колокольчиков». «Чтобы исполнять такие вещи, надо родиться в Череповце и надышаться здешним воздухом», — парировал Васильев.

Земляки Башлачева певцу понравились, о чем он не раз сказал со сцены. Васильев отметил раскованность череповчан, знание песен группы и способность публики к остроумному диалогу. «Мы привезли вам уникальный инструмент, — отметил глав-„Сплин“, кивая на коробочку с антенной, из которой извлекал космические звуки клавишник группы Николай Ростовский. — Этот инструмент называется...» «Ростовский», — выкрикнули из зала. Александр Васильев шутку оценил, засмеялся (и наверняка перескажет ее в следующем городе). «Нет, он называется терменвокс, — сообщил он. — Я однажды сыграл на нем на даче перед раскрытым окном, и из земли полез турнепс».

Строгую, почти академическую мину музыканты сбросили после того, как ушли со сцены и вернулись на бис. Все, кроме барабанщика и повелителя терменвокса, отодвинули стулья, и публика увидела знаменитые пружинистые телодвижения Александра Васильева. Главные композиции «Сплина» — «Всего хорошего», «Выхода нет» и «Мое сердце» — исполнялись и слушались стоя всем залом. Но пригодились и стулья. Во время музыкальных проигрышей Васильев охапками складывал на них цветы. «Лучше было бы возложить их к памятнику Башлачеву», — сказал он. Прощаясь с публикой, группа пообещала больше не пропадать на полтора десятка лет.

Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 26 сентября 2012 г.