Лидия Нутрихина: «Современный учитель не учит, он создает условия для самообучения»



Лидия Нутрихина, учитель начальных классов школы № 39, стала победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют», который проходил в московской гимназии № 1518. Впечатлениями о конкурсе, о работе в школе, учениках и их родителях педагог поделилась с читателями cherinfo.ru.

— Лидия Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о конкурсе.

— Впечатления весьма противоречивые. Скажу откровенно, в нашей области к конкурсам, в плане организации и проведения, относятся более тщательно. В Москве все происходит как-то без напряжения, учитывая, что было более 80 человек конкурсантов, а программа конкурса была утверждена на второй день. После 2—3 часов неразберихи все как-то встало на свои места. Москва мне очень близка, за три года аспирантуры я провела там много времени, поэтому к ритму быстро привыкла. Трудно описать, что такое конкурс, где собрались 80 молодых и энергичных людей. Это настоящий микс энергии и веселья.

— Вы не первый раз участвуете в конкурсах. Что подталкивает к этому?

Лидия Нутрихина, учитель начальных классов школы № 39 Череповца, стала победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют»— Я очень стеснительный человек, боюсь выступать на публике, а участвуя в конкурсах, преодолеваю свой страх. Кто-то едет себя показать, а я езжу других посмотреть. Вы растете как профессионал, участвуя в таких мероприятиях. Я целенаправленно повышаю свой уровень, так как считаю, что в возрасте от 20 до 35 человек должен заложить прочный фундамент своей карьеры. Я имею в виду не только вертикальный рост, но и уровень самообразования и самодостаточности.

— Вам предоставилась возможность провести урок в московской гимназии. Ваши впечатления от детей, от оснащения классов, череповецкие школы сильно отличаются?

— Скажу честно: ожидала большего. Школа оборудована хорошо, но и наша школа уступает ей всего процентов на 25. Детей трудно оценить за один урок. Они славные, виден высокий уровень обученности, но они не поразили меня. Уж если совсем откровенно, то мои ученики всегда для меня самые умные и самые симпатичные, тут уж им никто не соперник. Я пришла к выводу, что московская гимназия во многом похожа на нашу школу: то же предметное обучение с первого класса, та же безотметочная система в первых классах. Так что мы держим марку высоко. Единственное, чему я точно позавидовала, так это отсутствию второй смены, но тут уж мы не властны.

— Что сегодня ценится в образовании? С чем учителя выходят на конкурс?

— Прежде всего, ценится умение установить контакт с детьми. Нужно с первой минуты наладить партнерские отношения, и тогда уже любой метод будет успешен. Ценятся современные приемы и методы обучения. Из всех уроков, которые я посмотрела на конкурсе, можно сделать один вывод: современный учитель не учит, он создает условия и среду, где ребенок самообучается через свой опыт и деятельность и через контакт с другими людьми. Собственно, так мы учимся всю жизнь, и это, на мой взгляд, правильное направление.

— Сегодня молодые специалисты не очень охотно идут в школу. Чем вас привлекает эта работа?

— Во-первых, я бы не сказала, что не идут. Это уже стереотип. Я думаю, во всех профессиях так: не все после экономического факультета становятся работниками этой сферы. Когда человек в 18 лет выбирает будущую профессию, он не всегда понимает, чего хочет в жизни. Меня же в работе учителя привлекают социальная значимость и разнообразие. Я не замечаю, как летят дни, ежедневно происходит что-то новое и интересное. Я вижу, как растут мои ученики, как от «не знаю и не умею» они приходят к «я могу, у меня получится». Устраивает и график работы, остается достаточно времени на увлечения. При правильной организации труда и творческом подходе работа в школе открывает много возможностей. Да и зарплата у меня вполне нормальная. Многие люди за те деньги, что я зарабатываю, работают по 12 часов в день с одним выходным.

— Сейчас много говорят о новых образовательных стандартах. На ваш взгляд, в сегодняшних рамках педагогу легче работать или сложнее, чем, например, вашим учителям?

— Я не могу сказать за всех. Лично мне легче, потому что я не работала по старым стандартам. Сама суть стандарта, на мой взгляд, очень правильная и при грамотной реализации даст ощутимые результаты. Другое дело, как это внедрять, какие ресурсы есть у школ. Для меня трудным является не сам процесс обучения и воспитания детей, а то, что с каждым днем растет спектр обязанностей. Мне приходится выполнять огромный перечень обязанностей, никак не относящихся к моей непосредственной работе. Это раздражает. Постоянные отчеты, которые не дают нормально работать. Ну и, конечно, очень трудно выстраивать сотрудничество с родителями учеников, так как учитель лишен каких-либо рычагов воздействия, при этом ответственен за все на свете. Радует, что большинство родителей — адекватные и понимающие люди. Я придерживаюсь мнения, что подобное притягивает подобное, поэтому стараюсь в любой ситуации сохранять позитивный настрой.

Официальный сайт города Череповца