Мэр Череповца Юрий Кузин — о том, как прошел первый год на новом посту
— Юрий Александрович, подводя итоги первого года Вашей работы на посту мэра, скажите, какие главные задачи Вы определили для себя в начале этого пути и удалось ли их выполнить?
— Юрий Александрович, подводя итоги первого года Вашей работы на посту мэра, скажите, какие главные задачи Вы определили для себя в начале этого пути и удалось ли их выполнить?
— Задач было три. Первая, как для любого руководителя, формирование команды, команды единомышленников, которая понимает задачи, адекватно их оценивает и видит пути решения. Это было непросто, но вместе мы справились и со второй задачей, а это детальный анализ развития города за последнее десятилетие и определение долгосрочных целей. На основе анализа не просто эмоционального, а факторного, с качественными показателями жизни города и горожан, оценкой экономических последствий тех или иных решений построили план перспективного развития города на ближайшие десять лет, до 2020. Это было не кулуарное решение на уровне моих заместителей, это согласованный с общественностью города, руководителями крупнейших промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса план нашей совместной работы. Когда определены цели и понятны средства достижения их, гораздо проще двигаться к ним. Третья задача, которую я определил как приоритетную, появилась в результате моих предвыборных встреч с избирателями – решение наиболее острых проблем. К примеру, состояние дорог. Я столкнулся с тем, что ресурсы-то отсутствуют. Как можно по желанию горожан отремонтировать разом все дороги, если бюджет по этой статье расходов составляет всего 56 миллионов рублей? Этого даже на ямочные ремонты не хватает! Поэтому пришлось искать новые модели решения проблем, которые в будущем помогут решать многие городские проблемы.
— Какие, например?
— Вовлечение бизнес-сообществ в жизнь города и его нужды, привлечение частно-государственного капитала не только череповецкого, а и российского, и иностранного. Проекты не просто успешно реализуются, но и дают возможность инвесторам оценивать Череповец как надежного партнера по расчетам. А это хороший задел для дальнейшего сотрудничества.
— Куда же пойдет Череповец в своем развитии, каким будет через 10 лет?
— Стратегия развития города – это не просто набор цифр, характеризующий те или иные показатели жизни горожан. Стратегией города я занимаюсь более десяти лет. Не удивляйтесь, в разных качествах: специалиста, начальника отдела мэрии, депутата городской Думы и предпринимателя, руководителя налоговой инспекции и мэра. Поэтому, я ее пониманию не на уровне ощущений, а многогранно, комплексно. И это понимание дает возможность сформировать цели и понять направления развития города.
14 лет назад, когда я озвучил депутатам городской Думы свое видение развития малого и среднего бизнеса в городе, а я тогда уже был уверен, что это одно из приоритетных направлений деятельности администрации города, многие тогда не просто скептически отнеслись к этому, а откровенно смеялись над моей позицией. Дескать, малый и средний бизнес может быть? И что мы видим сегодня? Порядка 50 процентов трудоспособного населения города занято именно в этой сфере и более 40 процентов собственных доходов бюджета формируются благодаря малому и среднему бизнесу. Могу с уверенностью сказать, что через 10 лет занятость горожан в этой сфере достигнет 80 процентов. Я понимаю, как это будет происходить, что необходимо сделать городской, региональной власти, какая помощь нам необходима из федерального центра для обеспечения развития этого направления. Разрабатывая стратегию, мы просчитали потребности кадровых ресурсов крупных промышленных предприятий с учетом образовательного профиля города. Десятилетний период мы «разбили» на годовые задачи и определили несколько сценариев развития и как базовый рассматриваем реальный сценарий. Надеемся, однако, на оптимистичный, ибо открывающиеся возможности частно-государственного партнерства позволят нам реализовывать социальные проекты и программы за рамками городского бюджета.
— Таким образом, по вашим прогнозам, Череповец утратит свою моноструктурность и пойдет в сторону развития МСБ?
— К сожалению, в Череповце крупный промышленный бизнес не выдерживает ту структуру налоговых платежей, которая соразмерна объему производства. Почему? Потому, что бюджетные и налоговые процессы так выстроены, что доходную часть городского бюджета формирует, и в перспективе так будет, налоговый потенциал малого и среднего бизнеса. У нас остается только часть НДФЛ, налога на землю, имущества. И в будущем нам не отдадут налог на прибыль, НДС, потому что это источники федерального и регионального бюджетов. Поэтому наша задача — всемерно содействовать развитию малого и среднего бизнеса, привлекая не только местных инвесторов, но и иногородних, создавая наиболее привлекательные условия в сравнении с другими территориями. И у нас такие преимущества есть. Это, прежде всего, кадровый потенциал, связь крупного и малого бизнеса, наличие учебных заведений, готовящих специалистов рабочих специальностей, среднего звена. Это внутренняя экономическая инфраструктура, неиспользованный потенциал строительных организаций, наличие грамотных специалистов, способных обеспечивать реализацию самых сложных производственных и бизнес проектов. Это наличие людей, готовых работать по сменам. Во многих городах инвесторы сталкиваются с проблемой – люди не хотят работать в таком режиме за любые деньги. Череповчане воспитаны по-другому, у нас поколениями люди работают по сменам. Здесь важно грамотно организовать производства.
— В этом году вы плотно работали с дорожными предприятиями города. Изменятся ли подходы к решению проблем череповецких дорог, и как они скажутся на качестве уборки?
— Если говорить о качестве, то с использованием существующей техники невозможно, например, сохранить дорожное покрытие, бордюрные камни, убирать снег, не блокируя движение (такой метод, кстати, применяется в Москве). Поэтому мы будем менять методику нашей работы, и уже в мае 2013 года вступит в силу новый контракт. Мы внесем в него новые условия по содержанию города, чтобы наши дорожники смогли приобрести новую технику с перспективой ее окупаемости в ближайшие 3 — 4 года. В рамках действующего контракта заставить их можно, но это подорвет основу бизнеса.
— Вы неоднократно говорили о расторжении контрактов с недобросовестными предприятиями…
— Хочу сказать, что не исполнение контрактов — это самый страшный грех. Мы наблюдали в этом году: начался снегопад, а убирать снег дорожные предприятия не спешат… Спрашиваю — ребята, вам деньги не нужны в рамках контракта? Я ведь вам ни копейки не заплачу за не сделанную работу! Более того, это вы нам заплатите, так как в штрафных санкциях предусмотрено — за не выполнение контрактных требований — штраф. Если хотите экспериментов — будут. Заактируем, предъявим иски и взыщем эти деньги. Поэтому и начали скрести и вывозить снег. Попытались отговорки придумать, что «Водоканал» не в состоянии принять снег, но все это оказалось неправдой.... Здесь должна быть система трехсторонних отношений «город — дорожные предприятия — жители». Я действую в интересах жителей. Но мне важно и сохранить стабильную работу дорожников. Понимая, что на их место могут прийти и другие предприятия, в том числе и череповецкие, готовые инвестировать новые средства в приобретение новой техники. У наших дорожников есть огромный опыт, они стабильные налогоплательщики, это важная составляющая. Я не экстремист по характеру, но когда не исполняются обязательства по контракту, причем принципиально и нагло, мне это не нравится. Моя задача — не сэкономить бюджетные средства на этих недобросовестных подрядчиках, а привести город в порядок. И если они работу не выполняют, то мой следующий шаг — расторжение контракта и привлечение новых дорожников.
— Пугаете, Юрий Александрович?
— Я с дорожниками Череповца работаю в открытую, пугать их не собираюсь и требования мои понятны. Я же им говорю, что город должен убираться вот так. Мы все это пропишем в контракте и мы готовы платить за уборку. Но, повторюсь, чтобы убирать город в соответствии с нашими требованиями, у них должна быть определенная техника. Мы предполагаем переходить на другие химреагенты, уходить от песко-соляной смеси, поэтому и техника должна быть с дозаторами. Если химреагенты тоннами будут разбрасывать, то либо они вылетят в трубу, либо мы вынуждены с ними расстаться. И они понимают, что это не какие-то политические заявления, а это системно организуемая работа по уборке и содержанию города.
— Ну а ремонт дорог?
— Здесь тоже самое. У нас есть качественные требования, которые определяют долговечность использования дорог. Мы не все можем сделать, ведь на тех улицах, которые были построены в 60-х годах, часто нарушены технологии: нет дренажа, необходимой отсыпки и так далее. В этих условиях мы обязаны сделать то, что можем, то есть заменить имеющееся дорожное покрутие на двухслойное — рабочее, которое можно менять, и несущее. Есть мировая практика — тот, кто экономит на качестве, вкладывает гораздо больше денег в текущее содержание. Если дорога отремонтирована с использованием качественных материалов и эксплуатируется грамотно, она «работает» дольше. Вот этот подход нами реализуется в дорожном строительстве.
— Что же с подрядчиками?
— С ними другая ситуация. Они не были объективно готовы к переходу на новые технологии с марта, на период переговоров с ними, и они первоначально пытались эту идею максимально торпедировать… возникало ощущение, что дорожники заинтересованы в проведении массовых ямочных ремонтов картами. Есть мнение, что чем больше карт, которые вылетают как пломбы из зубов, тем чаще их меняют, и тем щедрее городские власти на расчеты по этой схеме. Новая модель, которую мы предлагаем, дает гарантию на 4 года. Дорожники с большим трудом подходили к этой схеме. И только «Череповецдорстрой» приобрел и открыл завод для производства ЩМА, задумался о привлечении специалистов, которые могли бы качественно работать. Что-то у них в этом году получилось. Не могу сказать что все сделано первоклассно, но они по крайней мере попытались измениться.
— Готов ли город отказаться от качества в пользу череповецких подрядчиков?
— Это чаша весов. Сравнительный анализ показывает, что нам необходимо сохранять череповецкие предприятия, мы не можем себе позволить переходить на использование только федеральных дорожных предприятий, но и качество не должно страдать. В данном случае мы нашли компромисс с череповецкими дорожниками. Но их не устраивает второй момент — схема расчетов. Если питерская фирма ВАД с оборотов в более 50 миллиардов рублей готова проглотить весь Череповец, все дороги бы закатали, если бы мы определили реальную схему расчетов, в течение 5 -7 лет, то череповецкие предприятия зарабатывают то, что им платит бюджет города. Банки не готовы их кредитовать. Здесь тоже пришлось искать компромиссы. Нельзя терять череповецкие предприятия, так как у нас есть еще и дворы, новые улицы, межквартальные проезды. Ну а ВАД принес в Череповец не только качественный ремонт дорог, но и новые технологии, которые мы сейчас и пытаемся реализовать в уборке улиц.
— Сфера ЖКХ — всегда прболемная зона. Как же правильно, на ваш взгляд, выстроить правильный трехсторонний разговор с жильцами, управляющими компаниями и властью?
— Первое, что необходимо сделать — это определить систему взаимоотношений. Сейчас выглядит все так, как в период коллективизации в 30-х годах. Тогда народ без понимания согнали и сказали: вы — коллективные собственники. А сейчас, наоборот, все стали собственниками, но понимания нового статуса так и не пришло. Люди не понимают, что собственными стали и квартиры, и подъезды, и прилегающая к дому территория, и чердаки, и подвалы, и все сети… и решать вопросы по ремонту и содержанию дома тоже надо всем коллективом жильцов. В то же время человек еще и работает, ему некогда заниматься домовыми проблемами. Многие так и думают — это не мое дело. Другие, кто понимают сложность отношений, боятся брать на себя инициативу, ведь это и ответственность, и нервы.
— Где же выход? И помогут ли решить проблемы советы домов?
— Люди должны понять — пока нет хозяина в доме, даже мне сотрудничать не с кем. Я могу административно воздействовать на любую управляющую компанию, но мне нужна опора внутри дома. Когда мы действуем на УК с двух сторон, то мы наделяем знаниями советы, как грамотно контролировать работу УК, что нужно от них требовать. В некоторых домах регламентных работ вообще не проводилось! То есть управляющие компании игнорируют технологические процессы. При этом ссылаются на то, что нормативы не позволяют им это делать… а кто проверял, правда это или нет? Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда собственники выплачивают деньги без понимания того, за что они платят. Без контроля, без оказания возмездных услуг. Говорить о цивилизованных отношениях здесь нельзя, пока не будут предприняты определенные шаги. Роль мэрии до определенной степени посредническая и до определенной степени организационная. Задача — в той или иной мере в каждом доме определить активных людей, наделить их полномочиями, дать им возможность выстроить свои отношения с УК, помочь им сформировать эти отношения, дать возможность установить тарифы, позволяющие обслуживать каждый дом качественно. Заставить УК добросовестно выполнять свои обязательства — вот эти вопросы необходимо решить в ближайшее время. Нельзя углублять противостояние между собственниками и УК, которое уже сложилось. У меня нет иллюзий, что это легкий путь. Ментальные вещи очень сложно меняются в сознании. Положительные примеры есть, и нужно шаг за шагом двигаться вперед.
— А будет ли при администрации создаваться некая структура, которая могла бы контролировать эти процессы, помогать горожанам в решении вопросов?
- Да, будет, и действовать она начнет уже в январе. Мы создаем ее без дополнительной штатной численности, путем перераспределения задач, она будет осуществлять муниципальный контроль в сфере ЖКХ. И факты грубых нарушений прав граждан мы будем разбирать не только с технической точки зрения, но и с юридической, с возможностью привлечения к ответственности, взыскания денег.
— То есть мэрия стоит на страже интересов граждан, так можно сказать?
Если бы мэрия дистанцировалась от взаимоотношений УК и жильцов, то ничего бы хорошего не получилось. Я со многими мэрами городов работал там, где в этом направлении муниципалитеты не участвуют в формировании отношений, и там ситуация гораздо хуже, чем в тех городах, где активно создаются советы домов. Основная цель — качественное обслуживание населения. Качество может быть разным по стоимости, в зависимости от покупательной способности населения — это ключевой фактор в оценке возможности заказа тех или иных услуг.
— А как же к созданию советов домов относятся сами управляющие компании?
— Принципиальное отношение УК к советам домов уже поменялось. Они поняли, что если не будет совета дома, то ни о каких нормальных отношениях говорить не придется. Когда собственники разобщены, то не принять ни одного решения, ни позитивного, ни продвигающего реформу ЖКХ, вообще ничего не сделать. Бесправие жильцов прекратится, когда они научатся сами управлять своей собственностью.
— Юрий Александрович, в конце нашей беседы — личный вопрос. Как вы организуете свой рабочий день?
— По разному, в зависимости от ситуации и задач на день. Я встаю в 5.30—6.00, ложусь спать в 24.00—1.00. От работы отвлекаюсь очень не на долго. У меня есть планы и задачи, и я их решаю. Если я чем-то занимаюсь, то ухожу в эту тему полностью, в стороны не откланяюсь. Я сейчас работаю здесь и у меня есть конкретные задачи и краткосрочные, и долгосрочные, меня это увлекает, мне это интересно и по моим ощущениям у меня это получается. Может что-то и нет, со стороны виднее, но мне это интересно, и куда-то переходить — у меня даже внутренней мотивации для этого нет.
— Спорт в вашей жизни по-прежнему существует?
— Продолжаю заниматься спортом, не менее интенсивно, чем раньше — для меня это отдых. Утро начинается с бассейна, а рабочий день заканчивается пробежкой. А в обеденных перерывах хожу в тренажерный зал несколько раз в неделю.
Беседовала Анастасия Борисова,