Между прошлым и будущим
«Речь» разыскала генеральный план Череповца 1975 года и выяснила, каким виделось будущее города из эпохи застоя.
Генплан Череповца 1975 года навсегда останется в истории города как документ-мечта. Городу в эти годы уже мало расчерченных по линейке улиц, как при Екатерине, и недостаточно перспектив замены бараков пятиэтажками, как в
«Речь» отыскала в архиве генеральный план Череповца 1975 года и подробную статью, опубликованную в газете «Коммунист» тогдашним главным архитектором Геннадием Панфиловым, и сравнила с современным городом. Получилось, как в песне Антонова: мечты сбываются и не сбываются. Судя по всему, архитектор из прошлого в своих прогнозах не предвидел две вещи. Первая:
Прокомментировать отдельные фрагменты генплана 1975 года мы попросили людей, которые сегодня оказывают главное влияние на градостроительную политику Череповца, — мэра Юрия Кузина и начальника управления архитектуры Александра Авсейкова. В момент опубликования генплана первому было два года, а второй готовился к поступлению на архитектурный факультет. Начнем с диалога двух архитекторов.
О перспективности районов города
Геннадий Панфилов (1975): — По новому генеральному плану численность населения в городе увеличивается до 400 тысяч человек. Город будет состоять из трех больших районов: Основного, Заягорбского и Зашекснинского. По численности населения Основной и Заягорбский районы будут приблизительно равными, тогда как Зашекснинский район, имеющий наиболее благоприятные условия для проживания, превзойдет в этом отношении правобережные районы вместе взятые в два раза.
Александр Авсейков (2013): — Города не строятся случайно. Советская школа градостроительства опиралась на анализ и прогноз. Обратите внимание: в середине
О норме жилплощади
Г.П. — Норма жилой обеспеченности в городе составит 12,5 квадратных метра на жителя (по 12 кв. метров в Заягорбском и Зашекснинском районах и 15 кв. метров в Основном районе).
А.А. — Итак, как дело с этим обстоит сейчас. Сегодня в среднем на одного череповчанина приходится 23,7 кв. метра жилья. Прогнозы превзойдены почти вдвое. По уровню комфорта и благоустроенности мы стали жить гораздо лучше, чем планировалось в середине
О типовой и индивидуальной застройке
Г.П. — 60 % жилой площади разместится в пятиэтажных домах, 40 % — в домах повышенной этажности (9 — 12 — 16 этажей, в отдельных случаях — более 20 этажей). В наиболее ответственных композиционных узлах жилые дома будут строиться не по типовым, а по индивидуальным проектам. В частности, полоса жилой застройки, ориентированная на реку Шексну, будет иметь такие дома.
А.А. — Доля
О школах, детсадах, медучреждениях
Г.П. — Намечается построить около 60 школ, каждая почти на 1 000 учащихся, свыше 110 детских учреждений, каждое на 280 мест, или 220 детских учреждений, каждое на 140 мест. А также 15 новых больниц различного профиля, несколько поликлиник, родильные дома, диспансеры, профилактории, около 20 молочных кухонь.
А.А. — Генплан — документ стратегический и не подразумевает стопроцентного исполнения. Картина настолько быстро меняется, особенно сейчас, что корректировки в генеральный план приходится вносить едва ли не каждые пять лет. Да, 60 школ мы в период с
Об объектах культуры
Г.П. — Гостеприимно распахнутся двери драматического театра на 1 200 мест, театра музыкальной комедии на 1 000 мест, театра юного зрителя на 800 мест, цирка на 2 200 мест с трансформирующимся в концертный зал или кинотеатр залом (будет построен через три-четыре года), трех концертных залов, трех дворцов пионеров, планетария, десятков клубов, библиотек, кинотеатров и других учреждений культуры.
А.А. — Генеральные планы советского времени опирались на нормы. Достигнув определенного показателя в численности населения, город обязан был иметь цирк, драматический театр и зоопарк. Востребованность и экономические затраты на эксплуатацию таких объектов никто не просчитывал. Сегодня мы, прежде чем планировать возведение того или иного здания в спортивной или культурной сфере, учитываем спрос и будущую окупаемость. В дворцах культуры у Череповца, на мой взгляд, сегодня нет недостатка — такое количество ДК имеет далеко не каждый город нашего размера. Нужен ли нам цирк? Конечно, очень хочется. Но я не уверен, что он будет востребован у горожан: первое время люди пойдут, но когда первоначальная волна посещений схлынет, боюсь, что зал будет пустовать. А обустройство и эксплуатация настоящего цирка требует колоссальных затрат. К нам регулярно обращаются инвесторы с предложениями строительства цирка, но в процессе диалога мы понимаем, что они хотят построить торговый комплекс, а цирк — лишь приложение. Нам это не подходит. При этом мы видим, что приезжие шапито и дельфинарии пользуются в городе популярностью, потребность в этом есть. Но не в большом стационарном манеже с труппой и животными, а в цирке иного формата. Скажем, это может быть комплекс, который совместил бы цирк и зоопарк. К слову, цирки и зоопарки имеются в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле, а это не так далеко от Череповца. Знаю, что некоторые наши жители выезжают туда регулярно.
Я многие годы прожил в Сибири, а там расстояния между крупными городами значительно больше, чем в европейской части России. Скажем, в Новосибирске есть театр оперы и балета, и это предполагает, что его будут посещать жители Красноярска или Томска, где таких театров нет. Вы ведь не будете раз в день или даже раз в неделю ходить в оперу, хотя есть и такие любители.
В генплане 1975 года упоминается и строительство планетария, но, думаю, тема космоса сегодня не так популярна, как 40 лет назад. Кроме того, тогда человек не мог получить информацию о космосе иначе как в планетарии, а сегодня благодаря компьютерам понаблюдать за планетами можно не вставая с кресла.
О спортсооружениях
Г.П. — Предусмотрено строительство городского стадиона на 35 тысяч зрителей (на левом берегу Шексны) и двух районных стадионов, детских спортивных школ и школ рабочей молодежи, яхт-клуба, аэроклуба, автомотоклуба, гребной водомоторной и лыжной станций, мототрека, ипподрома, тира, спортзалов, плавательных бассейнов и других спортивных сооружений.
А.А. — Потребности в
О парках и скверах
Г.П. — Общая площадь зеленых насаждений в 84 раза превысит размеры территории существующего городского парка.
А.А. — Череповец — город зеленый, есть и будет таковым. Парки, скверы, бульвары — они есть в каждом районе. Сравните с другими городами. В той же Вологде вы не найдете такого количества бульваров. В
О городском центре и набережных
Г.П. — В проекте заложено сооружение развитого городского центра, охватывающего все три разделенные Шексной и Ягорбой территории. Выход городских общественных центров на реку, благоприятную по своему водному режиму, климатическим и видовым данным, позволяет надеяться как на хорошие условия пребывания в самих центрах, так и на интересные точки обозрения их с воды и противоположных берегов.
А.А. — Череповец расположен в очень живописном месте. Может быть, не все так считают, включая некоторых местных жителей, но это так. Прекрасный ландшафт, две реки, водохранилище, замечательная природа, климат довольно неплохой. Обидно, что город повернулся спиной к своим водным объектам. Мест выхода к водоемам крайне мало. Мы сегодня прорабатываем несколько интересных проектов пешеходных зон, и благоустроенные набережные, по нашему мнению, должны стать изюминкой Череповца. Возможно, уже в следующем году будет проведена реконструкция имеющейся набережной с ее расширением (от 6 до 12 метров) с реконструкцией парапетов, устройством светильников, скамеек, цветников и так далее. На месте пересечения улиц Ленина и Набережной, неподалеку от часовни, предполагается построить многофункциональный комплекс, его черновое название — «Маяк». Это будет капитальное строение со множеством различных заведений, в том числе для отдыха, хорошими парковками и так далее. От Соборной горки до Октябрьского моста развернется пешеходный бульвар с небольшими объектами обслуживания. В месте спуска улицы М. Горького на берег появится красивый рекреационный узел с объектами обслуживания, магазинчиками и кафе, как в любой курортной зоне. Получается нормальная набережная с нормальной инфраструктурой, подъездами, парковками. Еще одна набережная появится на другом берегу Шексны, между мостами — Октябрьским и новым. Если это состоится, лет через десять Череповец будет неузнаваем. Набережная преображает город, это хорошо заметно по Ярославлю, Нижнему Новгороду, Петрозаводску и другим.
О мостах
Г.П. — Для связи между городскими районами намечается строительство двух мостов через реку Шексну: один мост — в створе улицы Сталеваров, другой — в створе улицы Архангельской. А также двух дополнительных мостов через реку Ягорбу, первый из которых свяжет Московский проспект с улицей Белинского, второй разместится севернее поселка фанерно-мебельного комбината.
А.А. — Опять же обращу внимание на преемственность нашей градостроительной политики: второй мост через Шексну в створе улицы Архангельской планировался тогда, когда и Октябрьского моста не существовало. А мы сегодня реализуем эти планы. Мосты — очень дорогие сооружения, их стоимость исчисляется миллиардами, и, как правило, город не может самостоятельно реализовать такие проекты. В 2006 году, когда велась работа над генпланом, Череповец ушел от строительства второго моста через Ягорбу в пользу реконструкции имеющегося, что и было сделано.
О научной и вузовской зонах и лесопарке
Г.П. — В Зашекснинском районе появится научно-исследовательский центр и зона высших учебных заведений, а также большой лесопарк (Городищенская дача), ведущий к берегам Рыбинского водохранилища.
А.А. — Городищенскую дачу мы сегодня называем Зеленой рощей, и фактически она выполняет роль лесопарка, горожане в летнее время очень любят там отдыхать. Это территория Череповецкого района, но мы прорабатываем вопрос о присоединении ее к городу. Строиться там ничего не будет, это рекреационная зона, легкие города. Научно-исследовательская и учебная зоны в Череповце тоже определены, но немного в другом месте — в Зашекснинском районе вдоль Октябрьского проспекта, за Ледовым дворцом.
О высотных зданиях
Г.П. — Недавно заключен договор с ЦНИИЭП жилища на проектирование
А.А. — Сейчас самый высокий дом Череповца насчитывает 17 этажей. В городе есть несколько
ЮРИЙ КУЗИН: «МЭРИЮ В ЗАШЕКСНИНСКИЙ РАЙОН ПЕРЕНОСИТЬ НЕ БУДЕМ»
Строительство цирка и ТЮЗа — дело времени, а троллейбусов в Череповце не будет. Мэр города — о том, почему не сбылись старые планы, и о новой городской стратегии.
В генплане 1975 года упоминается, что деловой и торговый центры Череповца должны переместиться в Зашекснинский район. Произошло ли это сегодня и нужно ли это району?
— Я думаю, за эти годы изменилось представление о комплексности застройки. Принцип комплексной застройки говорит нам о том, что в каждом микрорайоне должны быть детский сад, школа, поликлиника, несколько магазинов, парикмахерская и многое другое. В Зашекснинском районе такая инфраструктура только складывается, но могу сказать, что торговыми объектами район уже перенасыщен, и предложения о строительстве там крупных торговых центров мы сегодня, как правило, отклоняем. Это может перегрузить дорожную сеть, и без того работающую в режиме перенапряжения. Это касается торговой и деловой активности.
В Череповце все чаще говорят: на одном берегу реки мы работаем, на другом — живем. Зашекснинский район и в дальнейшем будет развиваться как спальный? Совсем недавно звучали идеи перенести туда мэрию...
— Сегодня нет необходимости в переносе туда административных органов. Функционал, необходимый для обслуживания этой территории (офисы управляющих компаний, правоохранительные органы и т. д.), там есть. Ничего переносить ради переноса мы не будем. Могу сказать, что в Зашекснинском районе планируется строительство нового здания городского суда. Такое решение принято прежде всего потому, что в Индустриальной части города нет достаточных площадей для строительства современного здания с большой парковкой.
В генплане 1975 года говорится о предполагаемом строительстве в Череповце цирка, театра музкомедии, ТЮЗа, стадиона на 35 тыс. мест... Как вы полагаете, какие культурные и спортивные учреждения необходимо открыть в Череповце в ближайшие годы? Или существующих достаточно?
— Считаю, из перечисленного потребность осталась в цирке и театре юного зрителя, и мы серьезно обсуждаем подходы к реализации этих идей. За 35 лет построено достаточно, и я думаю, что речь сегодня должна идти не о возведении новых объектов, а о лучшей организации работы имеющихся. Капремонты, реконструкции, увеличение площадей... Все это может расширить разнообразие предоставляемых услуг и повысить их качество. Дефицита в услуге как таковой — культурной, физкультурной или образовательной — сегодня нет. На первый план выходит качество.
Архитектор Панфилов заявлял, что численность населения в Череповце уже в90-е годы должна была достигнуть 400 тысяч человек. Верите ли вы, что в Череповце когда-нибудь будет 400, 500 тысяч или миллион жителей? Что для этого должно произойти?
— Определяющий фактор роста городов или их деградации — экономика. Если на территории города стабильно работают предприятия, создана современная и продуманная социальная инфраструктура, то туда едут из других областей, и демографическая ситуация там здоровая, и возраст дожития выше. Соответственно, численность населения неуклонно растет. Относится ли это к Череповцу? Давайте посмотрим. Промышленность нашего города развивается динамично. По нашим прогнозам, помимо металлургии и химии, которые лидируют сегодня, в Череповце основой экономики в будущем станут машиностроение, металлообработка, глубокая деревообработка, пищевая и перерабатывающая промышленность. Они, бесспорно, дадут новые импульсы в экономическом развитии и новые рабочие места. Но для этого необходимо совершать последовательные шаги в рамках стратегии.
Вы не верите в то, что Череповец может в будущем резко вырасти, как это было при Иване Милютине или во времена строительства металлургического завода?
— Учитывая сегодняшние реалии, в это верится слабо. Практика других российских городов показывает, что в нашей стране, в отличие от США, население не склонно к миграции. В Штатах ради хорошей работы человек готов пересечь всю страну с чемоданом. Наше население ведет оседлый образ жизни. И строительство крупных предприятий сегодня, как правило, не приводит к миграции — владелец вынужден обучать и нанимать местных жителей.
В генплане упоминается запланированная троллейбусная линия...
— Мы рассматривали и рассматриваем различные варианты развития общественного транспорта в городе, и пока модель применения троллейбусов не нашла предпочтения в сравнении с автобусами и трамваями. Многие российские и европейские города также остановили выбор на этих видах транспорта. Причин здесь множество, в том числе экономическая составляющая. Да и элементарное удобство. Например, имея дело с автобусами, проще поменять подвижной состав, проще разграничить муниципальных и частных перевозчиков, проще изменять маршруты и т. д.
Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 14 января 2012 г.