Михаил Ананьин: «Череповец — город синих воротничков»
Изначально беседа с зам. мэра по социально-экономическому развитию Михаилом Ананьиным была посвящена приезду экспертов, которые ознакомились с проектом строительства нового моста. Но в итоге получился интересный разговор о будущем города с человеком, который любит свое дело и Череповец. Мы будем рады, если читатели выскажут свое мнение по поводу развития города и зададут новые вопросы.
Мост в будущее города
Михаил Анатольевич, с чем все-таки связан приезд экспертов? И почему городу необходимо в довольно быстром темпе менять обоснование проекта строительства нового моста?
— Проект второго моста через Шексну — это стратегический проект в развитии Череповца. И если мост будет построен, то реализуется стратегия развития города на долгие годы. Совет экспертов абсолютно правильный, и это понимание к городским властям пришло давно. Сейчас главная цель у города — согласовать проект строительства моста на уровне министерств. И достигнуть этой цели очень непросто. Как это сделать лучше? Мы делали упор на локальный транспортный объект, поскольку проект должен был проходить согласование через Министерство транспорта. Был выбран оптимальный вариант: работают аргументы — безопасность движения для Волго-Балтийского водного пути и для города плюс решение транспортной проблемы. Хотя за всем этим, безусловно, стоит тот факт, что без нового моста у города нет импульса для экономического развития. Изменения в экономике России и преобразования в стратегии развития государства внесли в вопрос представления проекта свои коррективы. Государство хочет вкладывать средства в те проекты, реализация которых повлечет за собой экономическое и социальное развитие регионов. И здесь, на мой взгляд, лучшего проекта, чем строительства моста, у Череповца пока нет. Эксперты увидели реальные перспективы и высказали свои советы. Теперь очередь за нами.
Мост — часть новой стратегии развития города. А какова эта стратегия? И в чем ее главные особенности?
— Стратегия «Череповец — город лидеров», разработанная в 2002 году и действовавшая до 2012 года, была полностью реализована. Она состоялась и, более того, позволила успешно преодолеть кризис 2008 года. Программы самозанятости сработали. Люди смогли пережить трудные времена, и в основном за счет уверенности в себе и личной инициативы — лидерских качеств. Но времена меняются. Сегодня мы видим как сильные, так и слабые стороны нашего города. Появились новые вызовы в развитии территорий. Город входит в новую стадию очень жесткой конкурентной борьбы — борьбы за инвестиции, высококвалифицированные кадры, технологии. Я уже не говорю о борьбе за привлечение на территорию федеральных средств. Мы должны уметь отвечать на эти вызовы. Главное сейчас — увидеть конкурентные преимущества нашего города и, опираясь на них, построить как новую структуру экономики города, так и систему развития территории и человеческого потенциала. А над концепцией и стратегией развития города до 2020 года мы как раз сейчас и работаем. В ближайшие месяцы — февраль, март — концепция развития города будет представлена жителям Череповца для публичного рассмотрения и согласования. Разрешите, детали концепции стратегии я пока раскрывать не буду, сохранив интригу.
На каких условиях Минэкономразвития финансирует региональные проекты?
— Этим летом в Минэкономразвития я для себя услышал главное: нужно предлагать системные, четко выстроенные проекты, где развитие одного повлечет за собой развитие другого. И при этом федеральный бюджет предлагает регионам такой вариант сотрудничества — финансируем только инфраструктуру. А все остальное: организация работ, привлечение инвестиций, реализация проектов по развитию конкретных отраслей экономики — задача регионов. И вот тут пришло понимание, что у нас есть своя изюминка — комплексное развитие новых территорий после строительства моста, а часть проектов сможет начать работу параллельно.
А сможет ли мост стать тем самым связующим звеном? И не получится ли, что этот проект не окупит себя? Каковы риски?
— Непростой вопрос. Города живут, пока растут. Индустриальный и Северный районы не имеют площадей для развития — строительства нового жилья, инфраструктуры и т. д. Заягорбский район ограничен в энергоресурсах. Чтобы город развивался в направлении Ирдоматки, нужны новые магистрали: газ, сети, электричество. А это весьма затратные мероприятия.
Остается Зашекснинский район, который сначала создавался как некое Простоквашино. И Октябрьский мост туда строили очень долго. В итоге появился динамичный молодой район, где на первом этапе велась хаотичная жилая застройка. Там «тренировались» крупные предприятия в реализации локальных жилищных программ. Спустя годы район приобрел неплохие очертания и ряд плюсов: река, подальше от промплощадки, новые возможности в плане энергоресурсов. Но главное — люди полюбили этот район. И здесь самые большие возможности по развитию в восточную сторону. Но все застопорилось. Причина — единственный мост. Кому понравится стоять в пробках? А кто из коммерческих застройщиков бросится осваивать окраины за улицей Рыбинской, где вообще нет дорог? Кто из череповчан решит там жить? И есть ли тогда смысл городу вкладывать средства в инфраструктуру?
Цена нового моста 10 — 11 млрд руб. Простой подсчет: город нуждается в жилье. Планируем до 2020 года построить больше 2 млн квадратных метров жилья. Даже если умножить этот объем на расчетную себестоимость в 30 000 руб. за кв. м, то получается, что минимум 60 млрд руб. вместе с мостом может прийти в город на развитие Зашекснинского района. Плюс загрузка наших строительных мощностей по сооружению дорог, сетей и т. д. на сумму в несколько миллиардов рублей. А это рабочие места, зарплаты череповчан, отчисления в городской бюджет. Плюс интерес инвесторов по вложению в коммерческие и социальные объекты.
Инвестиционная привлекательность
Будет ли все это интересно инвесторам?
— Уверен, что да. У нас уже есть договоренности с крупными предприятиями города по комплексному развитию территорий, где будут реализовываться корпоративные жилищные программы. Это подразумевает наличие богатой социальной инфраструктуры: детские сады, школа, поликлиника, магазины, парикмахерская и т. д. Всегда удобно, когда голова не болит за ребенка, которому не надо переходить пять дорог по пути в школу. И хочется в выходные решить насущные бытовые проблемы, пройдя пешком максимум 20 минут, не отправляясь на другой конец города. Идеальный случай, но так должно быть. Я сам хочу жить в таком городе. Да, это возврат к прежней, советской, схеме развития микрорайонов. Но это продуманный и правильный подход. ОАО «Северсталь» и ОАО «ФосАгро» вместе с нами прорабатывают возможности для таких микрорайонов. И все они будут тянуться в направлении будущего моста — восток Зашекснинского района.
Другой момент — это работа с коммерческими застройщиками. Почему наш город не может стать площадкой для реализации новых строительных технологий? Есть масса современных производств, которые реализуются в малоэтажной и среднеэтажной застройке. Это новые домостроительные комбинаты, более экономичные с точки зрения энергопотерь, стоимости квадратного метра. И эти технологии не так развиты по России, а рынок для них достаточно обширен. И приоритетный проект «Доступное жилье» для нас стоит в повестке дня как важнейший. Для только-только созданного производства нужен рынок сбыта. И это главное для инвестора. Значит, нужна земля с особенной инфраструктурой. Она у нас есть, но без моста недоступна. А ведь это новое производство, новые рабочие места, новые источники дохода. Мало того, даже наша усадьба Гальских, проект развития которой вызывает разные эмоции у горожан, получит новый толчок к движению вперед. С развитием восточной части Зашекснинского района будут более востребованы рекреационные и досуговые возможности парковой территории усадьбы.
Отмечу, что территориальное развитие Зашекснинской части города не предусматривает наличия каких-либо промышленных площадок. При этом будущий мост и дорога закольцуют весь район, дорога будет идти в обход даже лыжного стадиона на ул. Рыбинской. Да, любая дорога, соединяющая две крупные трассы (Вологда — Новая Ладога и Череповец — Сергиев Посад), требует неких складских и логистических предприятий. Но такие объекты будут появляться вдоль новой окружной дороги не хаотично, а при детальной проработке.
Плюс Череповцу необходимо участвовать в федеральных программах по строительству жилья для бюджетников, военных, полицейских. Уверен, что эти планы заработают в ближайшее время. Да тем же самым многодетным семьям где давать бесплатную землю под жилье: в чистом поле или там, где есть инфраструктура...
Развитие территорий и производств
Михаил Анатольевич, не получится ли, что развитие затронет только Зашекснинский район, а остальные районы останутся без внимания?
— Изменится статус и значимость Заягорбского района. Уйдут в прошлое непонятные складские и производственные помещения вдоль реки, и эта часть города будет более привлекательной с точки зрения безопасности. Компания «ФосАгро» заявила о желании развивать территорию вдоль реки в Заягорбском районе. Компания вложила около 5 млн руб. на эскизные проекты, и там, возможно, появится очень интересный с точки зрения архитектуры микрорайон с полностью своей социальной сферой. Причем там будет и жилье экономкласса, и коммерческое жилье.
Отдельный вопрос — как будет выглядеть съезд с Северного моста. Сейчас весь грузопоток идет через Северное и Кирилловское шоссе, возможности которых ограничены. В перспективе — строительство объездной дороги, которая уйдет от моста в сторону Тоншалова. При этом дачи с обеих сторон Ягорбы останутся нетронутыми. И значит, появятся новые площади для развития в Северном районе, и это будет уже не жилищное строительство, а логистика, склады, стоянки для грузовиков и т. д. Стоит понять, что это перспективы не ближайших трех — пяти лет. Но запланировать мы все должны сейчас.
У потенциальных инвесторов есть интерес к землям в Ясной Поляне, рядом с промплощадками металлургов и химиков. Мало того, сами наши крупные предприятия заинтересованы в новых проектах на их площадях. В основном это перерабатывающие отрасли на основе металлургии и химической промышленности. И Череповец для них идеален. Плюс у нас огромная территория ДОКа, где давно нужно наводить порядок, и тогда она будет привлекательна. Но при изучении способов доставки сырья, инструмента, товара все опять упирается в транспортную проблему. Вдобавок опять же никто не отменял федеральные программы по созданию высококвалифицированных рабочих мест, малой энергетике, развитию новых отраслей и т. д. А это реальные деньги, которые можно вкладывать в будущее города.
Один из самых главных вопросов: а где же будут работать череповчане, которые станут приобретать жилье и платить за услуги в новых микрорайонах?
— Да, химики и металлурги не могут обеспечить работой весь город. Чтобы быть более конкурентоспособными, они вынуждены переходить на более современные автоматизированные производства. И в этих условиях оптимизация численности работников неизбежна. И в строительную отрасль, которая получит новое развитие, пойдет трудиться не каждый. Город давно ведет речь о диверсификации экономики. Чем конкретно займемся? Ответ на этот вопрос и нужно найти как можно быстрее. Конечно, оптимальный вариант — это развитие машиностроения и металообрабатывающих отраслей, которые бы обеспечивались заказами для металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. Но это не единственный вариант. Сейчас мы очень серьезно рассматриваем проекты по диверсификации экономики города. За примерами далеко ходить не надо. Город Тихвин Ленинградской области реализовал проект возрождения вагоностроительного предприятия на мощностях Кировского завода. Нужны перерабатывающие отрасли, где больше занятых людей, где стабильная зарплата. Нам не нужны супергиганты, нужны стабильные средние и небольшие компании. Плюс есть возможность развивать пищевую промышленность. Сейчас активно предлагают свои проекты диверсификации продуктовой линейки химики. У нас есть возможность агломерации с Череповецким районом и экономической зоной «Шексна». Расстояние в 30 — 40 км не настолько критично, чтобы добираться до работы.
Особый город, особые люди
Чем наш город может привлечь инвестора помимо строительства моста и наличия крупных промпредприятий?
— Череповец входит в десятку городов России, привлекательных для инвестиций. Есть сырье, есть выгодное географическое положение, есть желание работать с инвестором. И все-таки самая главная ценность — у нас есть кадровая компетенция. У нас город синих воротничков: череповчане в профессии больше заточены на производство. Не хочу обидеть интеллигенцию (ее вклад в становление и современное развитие города весьма и весьма велик), но во время работы над новым брендом Череповца мы увидели, что молодежь продолжает ассоциировать себя и свое будущее с развитием производства. И это важно, так как другие города не обладают этим качеством. А сегодня это преимущество. И если эти ориентиры у города изменятся, то через десятки лет. Мы в отличие от других городов не развалили систему подготовки рабочих кадров. Да, она нуждается в изменениях, но основа есть. Сейчас с этой проблемой столкнулась Калуга, куда вынуждены привозить специалистов для строительства завода «Фольксваген» и создавать с нуля образовательные учреждения по подготовке кадров для будущей работы на производстве, плюс приходится строить рабочие поселки заново. Такие же проблемы в Усть-Луге. Тюмень — этот город впереди нас в комплексном освоении территорий, они на шаг впереди нас, и бизнесу там проще ориентироваться. Белгород и Липецк активно реализуют свои проекты по жилищному строительству и диверсификации производства. Но все идут через четкое структурное планирование и создание максимально выгодных условий для инвестора. Сейчас нужно быть активнее в продвижении проектов, в продвижении территории.
А как выглядят Череповец и его жители в глазах представителей иногороднего бизнеса и экспертов?
— Все отмечают наш динамизм, активность и то, что череповчане — особенные люди, которые умеют требовать для себя гораздо более высокого качества жизни, чем то, которое есть сейчас. Да, это порой неудобно для чиновников. Но, на мой взгляд, это замечательное качество, это значит, что люди небезразличны к городу, к своему будущему. Разрабатывая концепцию стратегии развития, я каждый день убеждаюсь в этом. Наша молодежь активна, образованна, работает на высокотехнологичных производствах. И эти молодые люди изначально замотивированы на очень высокую планку как по работе, так и по жизни. Они ставят эту же планку для жилья, магазинов, управляющих компаний. Череповчане требуют качественной услуги, и это здорово! Городские власти должны это слышать и видеть и вытягивать уровень всех сфер. В этом залог успешного развития города. Хорошо, что часть этой работы уже идет. Эксперты, которые недавно к нам приезжали, были удивлены такой активностью города. И на фоне других городов мы смотримся очень и очень хорошо. Мне так и сказали, что многие города России пиарятся как динамичные и современные, но когда туда приезжаешь, видишь, что это только слова. В Череповце все иначе: пиар пока нецелостный, заточен на индустриальные вещи, но мы системны и динамичны в своем развитии.
Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы череповчане любили свой город и были счастливы в нем?
— На мой взгляд, любому человеку нужна стабильность. Человек должен видеть перспективы в работе, перспективы в своей жизни, быть уверенным в будущем своего города. Когда есть это, можно строить планы, рожать и воспитывать детей. И это задача для всех — и государства, и местных властей.
Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 9 февраля 2012 г.