Музей Башлачева не желает превращаться в супермаркет
Единственному в Череповце бесплатному музею исполнилось три года. К дню рождения здесь «построили» советскую комнату специально для концертов-квартирников.
За три года музей Александра Башлачева, который до сих пор считается «красным уголком» библиотеки № 10, стал многофункциональным культурным центром, в котором побывали мэтры русского рока и тысячи посетителей со всей страны.
Нотно-музыкальный отдел библиотеки № 10, что на проспекте Строителей. Полдень. Библиотекарь и по совместительству заведующая башлачевским музеем Татьяна Мельникова мечется между столом, музейной экспозицией (музей в этом же помещении) и телефоном. «Концерт будет, да, — в десятый раз за утро произносит она один и тот же текст. — В субботу в 7 вечера приедет ярославская группа „Голова барда“. Нет, не голоса, а голова. Хорошие ребята, приходите».
В последние пару лет в Череповце сделан гигантский шаг в направлении увековечения памяти о поэте Александре Башлачеве и популяризации его творчества. Проводится рок-фестиваль, доросший до самого крупного зала города и области — Ледового дворца. В его рамках на одной сцене выступают звезды рока и малоизвестные или начинающие местные музыканты. Для памятника Башлачеву утверждены эскиз и место, есть обоснованная надежда, что он откроется уже ближайшей весной. Между тем музей поэта остается «прибиблиотечным» и держится преимущественно на плечах энтузиастов. При этом, по словам заведующей Татьяны Мельниковой, не желает меняться и модернизироваться вслед за фестивалем и памятником. Хотя, добавляет она, было бы неплохо жить самостоятельно, не при библиотеке, ведь музей с его концертной площадкой (со дня на день заработает вторая, для квартирников, стилизованная под советскую квартиру
Экспозиция начинается столиком с двумя ящичками для пожертвований: один собирает на нужды музея, другой на памятник поэту. Фотографии Башлачева (с раннего детства по зрелые годы) соседствуют с портретами Моцарта и Бизе (отдел-то нотный). Растрепанный поэт с гитарой и строгие мужчины в париках. Но четверо из пяти посетителей скрипят здешней дверью для общения с первым. С тех пор как музей три года назад после затопления библиотеки № 5 переехал из зареченской глуши на проспект Строителей и кардинально изменил лицо, он стал местом паломничества для гостей. В особенности для растрепанных и с гитарами. В музей едут со всей России, специально и проездом. Редкий гость, исполняющий песни под гитару, не побывал здесь. В последнее время зачастили филологи, для которых библиотекари открывают стеклянные стеллажи (в коллекции довольно много подлинных писем поэта), вторгаясь в экспозицию.
Итак, сегодняшний музей состоит из трех помещений. В первом располагается фотостена, заполненная снимками Башлачева разных лет, а также его семьи и друзей. Этот же зал служит и концертной площадкой. «Сцены здесь нет, мы принципиально против любого возвышения, которое отделяет артиста от зрителя, — говорит Татьяна Мельникова. — Концерты в нашем зале — это живое человеческое общение». Второе помещение — главное. На полу нарисованы перекрещивающиеся железнодорожные пути, на потолке наклеены фотообои с череповецким небом — черные тучи с белыми облаками напополам. В центре зала инсталляция — береза с привязанными к ней колокольчиками растет из огромной гитары. Возле одной из стен воссоздано плацкартное отделение поезда Свердловск — Ленинград, на котором Башлачев не один год колесил во времена учебы и первых творческих успехов. Верхнюю полку, стол, стакан с подстаканником и даже крючок для одежды подарил музею железнодорожник, большой поклонник поэта. Потрепанные письменный стол и книжная полка — подлинные башлачевские, их подарила музею его мать Нелли Николаевна. Известный тележурналист Леонид Парфенов, в юности друживший с Александром, будучи гостем музея, полочку узнал сразу. Даже вспомнил навскидку, какие книги на ней помещались. «Большое спасибо за память о Саше. Буду знать теперь, куда заходить», — написал он в книге отзывов.
Под стеклом на многочисленных стеллажах уместились письма Башлачева, а также стихи, написанные его рукой, и многочисленные издания на бумаге, пленке, пластинках и дисках. Музей бережно хранит не только фотографии и бумаги, но и эсэмэски. Если попросить, Татьяна Мельникова достанет из сумочки телефон и покажет сообщение, присланное ей самим Борисом Гребенщиковым, кумиром Башлачева. Оно гласит: «Буду в 2 часа». И ведь не обманул, «был» ровно в два.
— Узнав, что Гребенщиков выступит в Череповце, я через знакомых нашла его телефон и, собравшись с духом, позвонила и пригласила к нам в музей, — рассказывает Татьяна Мельникова. — Борис Борисович меня внимательно выслушал, после чего сказал: «Танюша, я сейчас в Индии, но спасибо за приглашение. Постараюсь приехать». Так и сказал — Танюша. По его тону я сразу поняла, что это наш человек и он обязательно приедет.
Гребенщиков приехал перед концертом на 15 — 20 минут. Внимательно осмотрел экспозицию, на секунду дольше задержался у старой афиши «Аквариума» с фотографией себя молодого. В книге отзывов писал уже на бегу: «Вы делаете большое и замечательное дело. БГ». Запись неприметная, затерявшаяся среди других и рамочкой с вензелями не обведена. Лишь внимательный поклонник творчества «Аквариума» узнает знакомый росчерк в его «БГ», а знатоку башлачевского творчества вспомнятся строки: «Мне нравится БГ, а не наоборот».
Серегй Виноградов,
Газета "Речь" 9 ноября 2012 г.