На что жалуются пациенты?
77 % жителей Вологодчины удовлетворены доступностью медицинских услуг.
12 медицинских работников, пользующихся доверием коллег, вошли в состав Общественного совета при департаменте здравоохранения области. 23 мая члены Общественного совета провели прием граждан в Череповце.
Кто главнее в вопросе выписки рецепта: терапевт или клинический фармаколог? Почему не хватает льготных лекарств? Как наладить взаимоотношения с главврачом поликлиники? Как быть, когда не хватает узких специалистов в детских поликлиниках? Эти и многие другие вопросы задали 11 череповчан членам Общественного совета, которые приехали в Череповец. Аналогичный прием уже проходил в областной столице.
— Обращения череповчан и вологжан аналогичны, — рассказал после приема председатель Общественного совета при департаменте здравоохранения Вологодской области, главврач поликлиники № 2 города Вологды Евгений Сиротин. — Пять обращений связаны с вопросами льготного лекарственного обеспечения, шесть человек обратились за разъяснениями по организации медицинской помощи в конкретных медучреждениях. Мы постарались сразу же в присутствии работников Территориального фонда медицинского страхования ответить на все вопросы. В течение этого первого года работы Общественного совета мы обобщим все обращения и постараемся вместе с жителями области выработать пути их решения.
Не стоит думать, что Общественный совет — это способ решить все проблемы здравоохранения области. Совет должен стать площадкой для активной дискуссии по поводу всех трудностей, которые испытывают ежедневно пациенты и врачи. Кстати, законодательно в России за органами исполнительной власти закреплена обязанность консультироваться по самым значимым вопросам с общественными советами.
С какими же проблемами столкнулись вологжане, обратившись за медпомощью в 2013 году? Объективный ответ на этот вопрос постарался дать Институт социально-экономического развития территорий РАН, который с 2002 года проводит анкетирование жителей Вологодчины. Итак, 88 % населения Вологодской области считают ответственными за свое здоровье только себя (в 2005 году этот показатель составлял 73 %). В то же время снизилась доля граждан, признающих ответственными за здоровье человека медицинских работников (с 23 % в 2005 году до 14 % в 2013-м). Но особенно примечательно существенное снижение количества вологжан, считающих государство ответственным за здоровье людей, — с 25 % в 2005 году до 7 % в 2013 году.
В 2013 году медучреждения посещали по причине плохого самочувствия — 44 %, для прохождения профессионального осмотра — 21 % и лишь 17 % — для профилактики заболеваний. По данным опроса, самолечением занимаются 13 % жителей области, а 25 % жителей отметили, что в течение последнего года им приходилось отказывать себе в получении больничного листа даже в состоянии болезни. Уровень доступности медицинской помощи за период с 2011 по 2013 год не изменился: 77 % вологжан были в той или иной степени удовлетворены доступностью оказываемых им медицинских услуг. А вот число людей, удовлетворенных их качеством, в 2013 году возросло до 82 % (78 % в 2011 году).
Как повлияло внедрение новых информационных технологий на доступность медицинской помощи? По мнению самих вологжан — никак. Абсолютное большинство жителей региона (82 %) не пользуются электронными терминалами (инфоматами) для записи на прием к врачу, а об их существовании знают чуть больше половины. При этом 62 % респондентов отметили, что не имеют возможности записаться к нужному специалисту через Интернет.
С каким проблемами столкнулись пациенты Вологодчины в 2013 году?
42 % указали на отсутствие нужных специалистов как на проблему, коснувшуюся их лично (34 % в 2012 году).
36 % отмечают очереди в медучреждениях и невозможность попасть к врачу в удобное время (50 % в 2012 году).
13 % отметили грубость врачей и медперсонала (18 % в 2012 году).
16 % отметили невнимательное отношение со стороны врачей и медперсонала (24 % в 2012 году).
14 % отмечают проблему коммерциализации здравоохранения (17 % в 2012 году).
Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 27 мая 2014 г.