Наплыв федералов продолжается



Несмотря на то что оборот торговли в Череповце снижается второй год подряд, магазинов в городе открывается все больше. И это отнюдь не череповецкий феномен: между торговцами самого разного масштаба продолжается борьба за место под солнцем.

Городская экономика продолжает ощущать дыхание кризиса. По данным мэрии, в прошлом году оборот розничной торговли в Череповце составил более 49 млрд рублей, что в сопоставимых ценах (то есть с коррекцией на инфляцию) на 7,5 % меньше, чем в 2015-м. Отрицательная динамика товарооборота была отмечена и по результатам 2015 года — на 5,3 % меньше, чем в 2014-м.

— Покупательная способность населения, как ни крути, немного снижается, — констатирует заместитель мэра Михаил Ананьин. — В этом мы видим изменение потребительской политики населения: кто-то решил экономить, а кто-то стремится гасить ранее взятые кредиты.

Но статистика говорит о том, что, презрев кризисные явления, в последние годы в Череповце продолжается рост количества как объектов торговли, так и торговых площадей. Стационарная торговля в 2016 году была представлена 1 579 магазинами, из них 469 продовольственных. Общая торговая площадь превышает 360 тыс. кв. м.

На территории города расположено более 60 отдельно стоящих торговых центров (в 2016 году открылось семь новых ТЦ).

Череповец пользуется спросом среди федеральных торговых сетей (ФТС), и их экспансия, как считают в мэрии, неизбежна. Ведь практически по всем группам товаров цены у федералов, как правило, ниже.

В продовольственном ретейле у нас присутствуют магазины девяти федеральных сетей: X5 RetailGroup («Пятерочка»), «Магнит», «Дикси», «7Я семьЯ», «Лента», «Дисма», «О’Кей», «Светофор» и «Бристоль». В сумме это уже 102 торговые точки (всего в городе 469 продовольственных магазинов). Удельный вес торговых площадей объектов ФТС в общем количестве составляет уже 44,7 % — почти половину!

Наплыв ретейлеров продолжается. Несмотря на информацию о возможном скором закрытии гипермаркета «О’Кей», на его место может прийти другой крупный игрок, особенно в случае полной продажи сети. На Кирилловском шоссе ждет открытия новый гипермаркет «Лента». В этом году на череповецком рынке могут появиться два магазина еще одной федеральной сети, «Красное & Белое».

Для покупателей (да и для экономики в целом) рост присутствия федералов в общем благоприятен, чего не скажешь о местных продавцах и производителях. Есть риск чрезмерного сокращения доли малого и среднего бизнеса, монополизации рынка. И уже немало говорилось о том, как трудно попасть на полку крупной сети местным товаропроизводителям.

Влиять на экспансию городские власти не вправе. На уровне города и даже региона закон запрещает введение каких-либо барьеров для развития ФТС. Не допускается и понуждение к заключению договоров поставки товаров с местными производителями.

Единственное условие, предусмотренное антимонопольным законодательством, — это запрет приобретать или арендовать новые торговые площади ретейлеру, доля которого превышает 25 % денежного объема всех реализованных в городе продовольственных товаров.

Впрочем, по словам Михаила Ананьина, на территории Череповца есть место и для других игроков, включая региональные сети.

— Регионалы в конкуренции с федеральными сетями чувствуют себя неплохо, — уверен он. — К тому же с ними легче договориться о реализации продукции, выпущенной на территории Вологодской области и Череповца.

В настоящее время на территории города ведут свою деятельность 214 объектов региональных и местных сетей. Удельный вес их торговых площадей — 35,7 %. Как объяснил заместитель мэра, они нащупали свои конкурентные преимущества. Их сила — в лучшем понимании своей клиентуры, большем присутствии продукции местных производителей, в то время как ФТС оперируют сильно унифицированным ассортиментом.

Андрей Савин,
Газета "Речь", 9 февраля 2017 г.