Нечестным страховщикам суд не помеха



Штрафы за обман клиентов не уменьшили объем страховых споров.

Страховые компании изыскивают новые способы занижения выплат по ОСАГО и КАСКО в связи с тем, что суды стали активно применять к ним штрафы. Такую возможность судьи получили после того, как страховые споры ввели в рамки закона о защите прав потребителей.

С 1 июля новые нормы, разъясненные Верховным судом, формально вступили в действие, а сейчас они начали применяться судами на местах, где вал исков к страховым компаниям очень велик.

— На данный момент разъяснения пленума Верховного суда от 28 июня действуют в полном объеме касательно всех видов страхования, включая страхование транспортных средств по договорам ОСАГО и КАСКО. Были определенные неясности, но практика постепенно нарабатывается, — объясняет председатель Череповецкого городского суда Александр Костылев.

Если клиент страховой компании сумеет доказать, что страховщик занижает выплату (а истец без особого труда доказывает это в большинстве случаев), в рамках новой схемы страховая компания может получить штраф в размере 50 % суммы иска. Если клиент обращается в суд сам, то он сам и выигрывает этот штраф; если же его права защищает некая общественная организация, то страхователь и организация делят штраф пополам — по 25 %.

Однако на практике вместо начисления адекватных выплат, чтобы не доводить дело до суда, страховые компании стали применять новые сомнительные схемы урегулирования убытков. Так, предприниматель Илья Чистяков, попавший в аварию на своем автомобиле, сейчас пытается добиться от одной страховой компании выплаты 63 тыс. руб. — в такую сумму оценил повреждения машины нанятый им оценщик. Страховщик же уверен, что сумма должна быть значительно ниже — 14 тыс. руб.

— Они теперь предлагают всем подписывать соглашения об урегулировании убытков; ты подпишешь, а потом суд точно тебе откажет: сам ведь подписал, — рассказывает Илья Чистяков. — Если отказываешься подписывать, начинают предлагать разные непонятные варианты, например направление на свою СТО с доплатой разницы. Или намеренно не просят принести нужные документы. Например, ты не принес реквизиты счета, и они не говорят, что их нет, а просто приостанавливают страховое дело. Выдают акт осмотра транспортного средства, но без приложения со списком деталей, которые подлежат замене или ремонту, и так далее.

Как утверждает специализирующийся на страховых спорах юрист Сергей Рычагов, отдельные страховые компании как занимались, так и продолжают заниматься, по сути, мошенничеством.

— Как они не платили, так и не платят, — констатирует юрист. — Объем исков ничуть не уменьшился, разве что теперь они чаще стали платить до суда. На заседание их юристы приходят уже с платежными документами, подтверждают, что заплатили сколько нужно. В таком случае штраф им не грозит. А все эти мировые и допсоглашения... Юридически неграмотные люди их подписывают, а потом уже и к юристам не идут, только руками разводят. В страховых компаниях сейчас вся работа строится на убеждении клиента в том, что они правы. Они дают кучу документов на подпись, половина из которых вообще не нужна. А потом говорят: раз вы здесь подписали, то теперь не можете обратиться в суд.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 21 ноября 2012 г.