Неуправляемый автобус врезался в здание



Водитель заказного маршрута проехал через два района города, тщетно пытаясь остановиться.

Сегодня из разрушенного здания «Ямаха Центра» на ул. Гоголя, возможно, будет извлечен автобус «Скания», который 25 августа попал в крупное ДТП. Сейчас сотрудники ГИБДД пытаются выяснить, почему машина не могла остановиться; только чудом удалось избежать жертв.

«Там рушится все!»

Около 21 часа субботним вечером перекресток ул. Гоголя и ул. Краснодонцев напоминал территорию боевых действий. Многие горожане подумали, что в здании салона «Ямаха» произошел взрыв: настолько велики оказались разрушения. Виновник бедствия, автобус «Скания», так глубоко вошел внутрь строения, что с улицы с трудом различалась его задняя часть и госномер — три восьмерки. На момент ДТП в салоне заказного автобуса (по словам владельца, до аварии он возил рабочих с химзавода; по данным ГИБДД — хозяин имеет договор на перевозку клиентов торгового центра в Северном районе) находились только 42-летний водитель и случайный пассажир — пенсионер, попросивший подбросить его до дома. Пассажир отделался ушибами, он самостоятельно выбрался через разбитые стекла.

Прибывшие на место пожарные, спасатели, полицейские и врачи с трудом добрались до водителя: ноги мужчины зажало в кабине.

— Там рушится все! — через минуту закричал врач реанимации, после чего все в спешке выбежали на улицу.

Спасатели и пожарные, не без риска для своей жизни, решили приподнять домкратом рухнувшие с крыши бетонные плиты, чтобы вытащить водителя. Однако, попробовав реализовать идею, от нее быстро отказались.

— Плиты стоят внаклон, они лежат на корпусе автобуса. Есть угроза, что, как только мы что-то пошевелим, они упадут, — рассказал на месте происшествия зам. директора Центра по защите населения и территорий от ЧС Юрий Коркин, который непосредственно участвовал в операции. — Водитель находится в сознании, мы с ним говорим, поддерживаем его. Очень много мусора там, куски бетона. Сейчас будем подавать пожарный рукав, чтобы все промыть. Гидроинструмент железо не берет, оно все спрессовалось, так что будем резать. Крыша в любой момент может окончательно рухнуть.

Ситуация осложнялась тем, что в здании, естественно, не было освещения. Сначала помещение освещали, загнав на тротуар бампером вперед пожарную машину и включив на ней фары, благо салон «Ямаха Центра» имеет большие стеклянные окна. Затем спасатели с сиренами доставили со своей базы переносные светильники и бензогенераторы. В общей сложности водитель провел под завалом больше двух часов. На носилках его погрузили в скорую помощь и увезли. В больнице у мужчины диагностировали открытый перелом правой голени и рваную рану левой голени. Угрозы для жизни водителя, по словам врачей, сейчас нет.

«Автобус летел не меньше сотни!»

Как утверждают многочисленные очевидцы, потерявший управление автобус только чудом не увел никого в могилу.

 — Мы ехали в сторону Молодежной, а он выворачивал туда же от «Лайма», — рассказал «Речи» Евгений Тревогин, который на своем «Форде-Фиеста» сопроводил автобус от начала и до конца. — Уже на Молодежной он начал всем сигналить. У него были открыты водительская дверь и окно водителя, он всем что-то кричал. Последний светофор на Молодежной он прошел уже на красный свет. На Северный мост входил на двух колесах, только одним бортом держался дороги! Я думал, он точно перевернется! Он всю дорогу гудел, потом на кольце врезался в две машины, развернулся, полетел на Краснодонцев. Мы ехали 90 км/ч и не могли его догнать! Скорость не меньше сотни точно у него была!

По словам очевидцев, автобус пыталась провести, а затем остановить «Мазда-3» с включенной «аварийкой». Как выяснилось, за рулем машины находился оперативник уголовного розыска, а на пассажирском си-денье — его друг, инспектор ГИБДД. Оба полицейских отдыхали в выходной.

— Они сначала подумали, что водитель пьяный, и поехали за ним, — объясняет зам. начальника управления МВД Сергей Замураев. — Инспектор ДПС сразу же сообщил об этом в дежурную часть. Им удалось поравняться с кабиной водителя, он им крикнул, что не может остановиться. На перекрестке ул. Краснодонцев и ул. Архангельской они увидели, что на кольце находится много машин, попробовали остановить автобус своей машиной, подставили ее. Но он продолжил движение.

От удара на «Мазде-3» оказалась разворочена вся задняя часть. Водитель и пассажир отказались от комментариев, сославшись на то, что им запрещено общаться со СМИ. После столкновения с «Маздой» автобус выкинуло на автомобиль «Ниссан— Альмера», который ехал по внутреннему радиусу круга. Иномарке помяло весь правый борт, после чего автобус силой удара бросило вправо на ул. Краснодонцев к ул. Гоголя.

— Я ездил проведать мать и только что выехал со стороны гаражей. Уже выходил с кольца, как увидел, что он летит, — переживает водитель «Ниссана» Виктор Быстров. — Он меня буквально вмял внутрь, посмотрите, все разбито! Кто теперь должен это все мне оплачивать?

Пешеход Анатолий Баранов, который как раз хотел перейти ул. Краснодонцев, уверен, что все еще благополучно обошлось.

— Свист стоял сумасшедший, он, видимо, шел на ручнике или тормозить пытался, — вспоминает пешеход. — Впереди ехала «Мазда» и всем сигналила, потом он в нее въехал!

Момент удара в здание зафиксировали камеры наблюдения расположенного рядом склада. На самом «Ямаха Центре» также стоят камеры, но часть из них уничтожены в результате ДТП. Находившийся внутри видеорегистратор пока не найден.

«Он детей в лагерь возил!»

Относительную ясность в причины ЧП сможет внести только экспертиза, которую назначат после того, как автобус будет извлечен из здания «Ямаха Центра». Однако предварительные версии немногочисленны. Как объяснил «Речи» на правах анонимности владелец автобуса, скорее всего, речь идет о неисправности электронной системы подачи топлива и последующем разносе двигателя.

— Там стоит система «электронного газа», есть такое понятие, как «мозги газа», — разъяснил предприниматель. — Видимо, произошел сбой, двигатель пошел вразнос, начался набор оборотов. В такой ситуации тормоза его не удержат, там больше трехсот лошадиных сил. Вообще ничего не сделать, ни ключ не повернуть, ни ручником остановить. Коробка там автомат, передачей тоже ничего не сделать. Он сегодня рабочих отвез, поехал на ремонт, подвеску делали. Выехал с ремонта, поехал проходить врача после рейса и потом в гараж. Техосмотр три месяца назад проходил, у водителя стаж больше 15 лет. На этом автобусе детей недавно в лагерь возили. Разнос — это на любом дизеле может быть, хоть на какой машине, и тут уже ничего не сделаешь!

Вероятно, предпринимателю, владеющему всего десятком автобусов, теперь придется компенсировать огромный ущерб. Владелец салона «Ямаха» от комментариев отказался, однако, по данным полиции, здание не было застраховано. Сотрудники спецслужб утверждают, что в той части здания, куда влетел автобус, стояли два катера и несколько квадроциклов. По словам спасателей, двигатель автобуса продолжал работать внутри и заглох сам.

— При исправных тормозах это просто невозможно, — по нашей просьбе анализирует ситуацию опытный водитель автобуса, который также не пожелал назвать себя. — Всегда есть ручник: энергоаккумуляторы заблокируют ведущие колеса, какая бы нагрузка на них ни подавалась. Сжечь тормозные колодки за такое короткое время? Маловероятно. Надо смотреть, есть ли следы юза на пути его движения. Но тут все равно что-то не так: если он ехал столько времени и пытался штатно тормозить, у него на не ведущей оси шины должны были просто сгореть! Потом, такая ситуация, как потеря тормозов, для водителя автобуса понятна: автобус лучше сразу опрокинуть в кювет или остановить о какие-то кусты, деревья. Если он ехал через Северный мост, самое очевидное: почему не увел его в сторону дач?

Дознавателям удалось установить, что автобус входил на перекресток с ул. Гоголя на скорости 50 — 60 км/ч.

— Скорость не позволяла ему осуществить поворот, к тому же пешеходы пересекали проезжую часть, — констатирует начальник отдела ГИБДД Александр Андреев. — Есть множество предположений, куда он мог бы направить автобус, но, даже учитывая большой материальный ущерб, можно сказать, что все обошлось: нет жертв. Нами сейчас ведется расследование, будем устанавливать, где автобус проходил техосмотр, запрашивать диагностические карты. Из Вологды будет вызван специалист для проведения автотехнической экспертизы.

«Их надо просто запретить!»

 По мнению специалистов, как сбой в электронной системе управления топливным насосом, так и разнос дизеля одновременно или независимо друг от друга возникают вследствие чрезмерного износа узлов и агрегатов машины. Известно, что возраст попавшей в аварию «Скании-112» составляет 28 лет, а пробег исчисляется миллионами километров.

 Точно такая же авария уже была в Череповце в 2006 году. На Красноармейской площади «Скания» той же модели, но с «гармошкой» внезапно сорвалась с места на светофоре и протаранила шесть легковых машин. Водитель увел автобус на газон, где он врезался в дерево, после чего ведущие колеса увязли в грунте, что и спасло положение. В качестве причины ЧП владелец машины назвал тогда сбой электроники, которая стала подавать максимальные обороты, после чего начался разнос старенького двигателя.

— Эксплуатацию автобусов старше 20 лет нужно просто запретить, и я об этом уже давно говорю, — подчеркивает директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — Эти автобусы выработали свой ресурс. Сейчас возраст автобусов на городских маршрутах ограничен 25 годами, а на всех остальных маршрутах не ограничен вообще. Надо планомерно уменьшать срок эксплуатации автобусов, начав сейчас с 20 лет и постепенно уменьшая его дальше. В Европе это 10 — 15 лет.

Вчера мэр Череповца Юрий Кузин дал распоряжение начальнику транспортного отдела Илье Гребневу в течение недели проверить всех перевозчиков независимо от их масштаба.

— Считаю, что это был последний сигнал, — заявил мэр, вспомнив также недавний случай с водителем-эпилептиком за рулем рейсового автобуса. — Безопасность в общественном транспорте — одна из наших основных задач, так как этому виду транспорта мы отдаем приоритет.

Что такое разнос двигателя?

Разнос двигателя — резкое самопроизвольное увеличение частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания, выходящее за допустимый предел и способное привести к разрушению двигателя. Причина разноса — значительное увеличение подачи горючей смеси или топлива в цилиндры двигателя при малой внешней нагрузке, что происходит вследствие выхода из строя дроссельной заслонки у карбюраторных двигателей или неисправности топливного насоса высокого давления у дизелей. У дизельных двигателей разнос может произойти также при увеличении количества масла, попадающего в цилиндры. Масло тоже горит, и двигатель из дизельного превратится в мотор с компрессионным зажиганием. Такое происходит как правило при разрушении ротора турбины: масло под давлением из-за развалившегося вала турбокомпрессора устремляется в воздушный коллектор, а оттуда через впускной канал в камеру сгорания. Также это возможно и при разрушении маслосъемных колец или при их полном износе. Остановить разнос можно в основном одним способом: открыв двигательный отсек и перекрыв подачу воздуха в воздухозаборник, например, дощечкой или фанерой. Выполнить эти операции удастся, только если автомобиль стоит.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 28 августа 2012 г.