Новичок за рулем: ехать страшно стоять!



Осоловелый взгляд, напряженная поза, руки, вцепившиеся в руль, — кандидата в водители или водителя-новичка можно распознать с первого взгляда.

Не каждый профессиональный шофер признается, но когда-то и он боялся всего: заглохнуть на горке; вздрагивал, слыша, как сигналит машина в соседнем ряду; недоумевал, почему правила в книжке порой не имеют ничего общего с правилами езды на улице. Практика последних лет показывает, что ежегодно в Череповце водительское удостоверение получают около 10 тысяч человек. Но с первого раза экзамен сдают лишь единицы. С чем это связано?

Пример не для подражания

Как рассказал нам начальник регистрационно-экзаменационного отдела городского отдела ГИБДД Роман Исаев, в последнее время в обществе сменились тенденции. Если раньше права получали чаще всего те, у кого уже был автомобиль или его покупка значилась в ближайших планах, то сейчас молодежь стремится сдать экзамен и получить корочки водителя, что называется, на перспективу. Оттого и средний возраст кандидатов в водители в Череповце — до 30 лет. Конечно, бывают и исключения — в автошколы приходят и люди пенсионного возраста. Возрастных ограничений тут нет. Лишь бы кандидат прошел медицинскую комиссию, получил свидетельство об окончании автошколы и уплатил госпошлину в размере 800 рублей. А дальше все зависит от самого человека.

Как говорит статистика, 61 % кандидатов в водители заваливает экзамен. Причем в число оставшихся 39 % входят и те, кто сдал теорию, упражнения на площадке и вождение по городу со второго раза. Лишь единицам удается пройти все три испытания с допустимым количеством ошибок или вообще без них.

Инспектора РЭО отмечают закономерность. 2/3 из числа сдающих на права в Череповце — представительницы прекрасного пола. К экзамену они подходят ответственно, правила учат. И теорию сдают гораздо лучше, чем мужчины. А вот на дороге все знания и уверенность улетучиваются.

Основные ошибки кандидатов в водители — не пропускают пешехода на нерегулируемых пешеходных переходах, двигаются по двухполосной дороге в левом ряду (при незанятой правой). И, как говорят сотрудники ГИБДД, пагубный пример частенько показывают новичкам другие водители. Мало того что опытная шоферня пугает кандидатов: дескать, получишь права, забудь половину из них. На дороге свои правила действуют. «Матерые» еще и на улице частенько неадекватно ведут себя по отношению к учебным машинам: подрезают, сигналят и т. д.

Представьте, что вы таксист!

Но вернемся к экзамену. На сегодняшний день экзаменаторы гоняют кандидатов по четырем маршрутам, два из которых пролегают по Индустриальному району, один по Заягорбскому и один по Зашекснинскому. Ни для кого не секрет, что во многих автошколах города учеников натаскивают на маршрутах двух районов. К примеру, в той, где училась я, курсантов никогда не отправляли в Заречье. И страх, что на экзамене инспектор ГИБДД выберет маршрут именно в этом районе, отравлял жизнь многим кандидатам.

— Конечно, желательно, чтобы ученики автошколы уверенно ездили по всем без исключения районам города, — говорит Роман Исаев. — Но с другой стороны, вы поймите, что правил дорожного движения именно по городу Череповцу нет. И особой отметки — разрешено ездить только в индустриальной части — мы также не ставим (улыбается). Правила едины по всей стране. И знаки те же, и разметка. Поэтому, если кандидат в водители знает ПДД и умеет оценивать дорожную обстановку, он сдаст экзамен в любом районе.

«Он вчера так хорошо ездил, а сегодня светофора не видит, пешехода не пропускает!» — разводит руками инструктор автошколы, чей ученик заработал более 5 штрафных баллов и не сдал. Самое время вспомнить о психологическом факторе. Присутствие инспектора ДПС в салоне действительно пугает некоторых кандидатов так, что они забывают все, чему их учили в автошколе.

— Я всегда говорю: не обращайте внимания на инспектора, — говорит Роман Исаев. — На деле же получается, что, как только наш сотрудник садится в машину, у человека за рулем притупляется внимание, он думает только о том, как бы не ошибиться, и, конечно, тут же ошибается. Мой совет: сядьте за руль, выдохните, успокойтесь. И представьте, что вы профессиональный таксист с 20-летним стажем. Ваша задача — доставить пассажиров в пункт назначения, дорогу до которого они вам покажут.

Тем не менее на деле порой градус волнения зашкаливает. Так случаются аварийные ситуации.

Роман Исаев вспомнил один из последних случаев. Учебная машина движется по улице Парковой, проезжает перекресток с улицей Бабушкина. Инспектор говорит кандидату: «Поворачиваем налево на улицу Ломоносова». Тот, недоезжая до перекрестка, включает поворотник и по примыкающей дороге выезжает прямиком на встречную полосу. Хорошо, что была суббота, когда движение не столь интенсивное. На «встречке» была только одна «газель», водитель которой вовремя заметил машину с буквой У и успел затормозить.

Сколько стоят знания?

На сегодняшний день автошколы города работают по одной методике: 50 часов вождения и 106 часов теории. Но цена за обучение разная: от 13 900 рублей до 18 800. Плата за пересдачу может стать прекрасным стимулом для того, чтобы не допускать ошибок. В одной автошколе за каждую повторную попытку берут

2 100 рублей (аренда автомобиля + 2 дополнительных занятия). В другой при пересдаче ученик должен взять не менее 5 допзанятий (каждое стоит 700 рублей), столько же стоит аренда автомобиля. В третьей автошколе кандидат может попытаться еще раз стать водителем за 2 400 рублей.

Бесплатная альтернатива

Насколько помню из личного опыта, не так сложно было сдать с первого раза, как попасть на пересдачу. По закону она наступает через 7 дней. На деле ждать приходится месяц. Почему? Таких же несдавших учеников в автошколе много, а на машинах занимаются и те, кто пришел после нас и только готовится показать свои навыки инспектору ГИБДД. Кроме того, пересдавать на машине автошколы — занятие недешевое, и каждая попытка обходится в среднем в 800 рублей. Но есть альтернатива, о которой, возможно, знают не все. Можно сдавать бесплатно на автомобиле ГИБДД — ВАЗе пятой и десятой модели (авто без гидроусилителя руля). Но зато вы делаете это, еще раз напоминаю, бесплатно, и в случае необходимости можно будет попробовать свои силы повторно уже на следующей неделе. Записаться на сдачу экзамена на автомобиле ГИБДД можно по телефону 67-12-75.

Самая настырная

Кто с какой попытки сдает на права? Лично у меня получилось с третьей. Наверняка у каждого есть знакомые, кто отмучился лишь на 5, 8, 10-й раз. Но рекорд в этом плане поставила 63-летняя череповчанка. После смерти супруга женщина твердо решила получить права, чтобы ездить на дачу на оставшемся в наследство от мужа автомобиле. Теорию пенсионерка сдала легко, на площадке тоже проблем не было. А вот на улице допускала одну ошибку за другой. И в итоге сдала экзамен только с 45-го (!) раза. И на это ей понадобилось три года.

«Самый большой мой кошмар, когда я был учеником (начинающим водителем)»

— Тронуться с места в горку или просто тронуться с места — 123 человека (18,9 %).

— Переживал, что сигналят, что кому-то мешаю, — 86 человек (13,2 %).

— Парковка — 72 человека (11 %).

— Задний ход — 55 человек (8,4 %).

— Боялся ДПС — 55 человек (8,4 %).

— Кошмаром было все — 54 человека (8,3 %).

— Ездить одному в машине — 46 человек (7,1 %).

— Ездить в машине с кем-то (везти пассажиров) — 27 человек (4,1 %).

— Ездить больше 40 км/ч — 13 человек (2 %).

— Другие варианты — 121 человек (18,6 %).

Всего проголосовало 652 человека. Опрос проводился в группе «ДТП Череповца» (http://vk.com/dtp.cherepovets)

Из категории других вариантов:

— «Нервничал, когда пассажиры разговаривали между собой».

— «Когда учился, то днем по городу ездил, нервничал. Теперь, спустя 10 лет, нервничаю ночью за городом».

— «Начиналась тихая паника, когда на горке на светофоре сзади машина близко подъезжала. А еще страшно было поворачивать налево на оживленном перекрестке (первое время выбирала маршрут, чтобы только направо поворачивать)».

— «Не боялась ничего! Я училась на „копейке“, которой было 30 лет. Кресло водительское не двигалось, не регулировались боковые зеркала. Единственное, что раздражало, — это когда мои действия комментировали пассажиры! Это были мама и дядя. Причем у обоих нет прав».

— «Я лично боюсь водил со стажем... Вечно подрезают, обгоняют, тормозят резко!»

— «Таксистов опасаюсь».

(Опрос проводился в группе «ДТП Череповца» в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/dtp.cherepovets).

Марина Алексеева,
Газета "Голос Череповца", 22 октября 2013 г.