Новичок за рулем: ехать страшно стоять!
Осоловелый взгляд, напряженная поза, руки, вцепившиеся в руль, — кандидата в водители или водителя-новичка можно распознать с первого взгляда.
Не каждый профессиональный шофер признается, но когда-то и он боялся всего: заглохнуть на горке; вздрагивал, слыша, как сигналит машина в соседнем ряду; недоумевал, почему правила в книжке порой не имеют ничего общего с правилами езды на улице. Практика последних лет показывает, что ежегодно в Череповце водительское удостоверение получают около 10 тысяч человек. Но с первого раза экзамен сдают лишь единицы. С чем это связано?
Пример не для подражания
Как рассказал нам начальник регистрационно-экзаменационного отдела городского отдела ГИБДД Роман Исаев, в последнее время в обществе сменились тенденции. Если раньше права получали чаще всего те, у кого уже был автомобиль или его покупка значилась в ближайших планах, то сейчас молодежь стремится сдать экзамен и получить корочки водителя, что называется, на перспективу. Оттого и средний возраст кандидатов в водители в Череповце — до 30 лет. Конечно, бывают и исключения — в автошколы приходят и люди пенсионного возраста. Возрастных ограничений тут нет. Лишь бы кандидат прошел медицинскую комиссию, получил свидетельство об окончании автошколы и уплатил госпошлину в размере 800 рублей. А дальше все зависит от самого человека.
Как говорит статистика, 61 % кандидатов в водители заваливает экзамен. Причем в число оставшихся 39 % входят и те, кто сдал теорию, упражнения на площадке и вождение по городу со второго раза. Лишь единицам удается пройти все три испытания с допустимым количеством ошибок или вообще без них.
Инспектора РЭО отмечают закономерность. 2/3 из числа сдающих на права в Череповце — представительницы прекрасного пола. К экзамену они подходят ответственно, правила учат. И теорию сдают гораздо лучше, чем мужчины. А вот на дороге все знания и уверенность улетучиваются.
Основные ошибки кандидатов в водители — не пропускают пешехода на нерегулируемых пешеходных переходах, двигаются по двухполосной дороге в левом ряду (при незанятой правой). И, как говорят сотрудники ГИБДД, пагубный пример частенько показывают новичкам другие водители. Мало того что опытная шоферня пугает кандидатов: дескать, получишь права, забудь половину из них. На дороге свои правила действуют. «Матерые» еще и на улице частенько неадекватно ведут себя по отношению к учебным машинам: подрезают, сигналят и т. д.
Представьте, что вы таксист!
Но вернемся к экзамену. На сегодняшний день экзаменаторы гоняют кандидатов по четырем маршрутам, два из которых пролегают по Индустриальному району, один по Заягорбскому и один по Зашекснинскому. Ни для кого не секрет, что во многих автошколах города учеников натаскивают на маршрутах двух районов. К примеру, в той, где училась я, курсантов никогда не отправляли в Заречье. И страх, что на экзамене инспектор ГИБДД выберет маршрут именно в этом районе, отравлял жизнь многим кандидатам.
— Конечно, желательно, чтобы ученики автошколы уверенно ездили по всем без исключения районам города, — говорит Роман Исаев. — Но с другой стороны, вы поймите, что правил дорожного движения именно по городу Череповцу нет. И особой отметки — разрешено ездить только в индустриальной части — мы также не ставим (улыбается). Правила едины по всей стране. И знаки те же, и разметка. Поэтому, если кандидат в водители знает ПДД и умеет оценивать дорожную обстановку, он сдаст экзамен в любом районе.
«Он вчера так хорошо ездил, а сегодня светофора не видит, пешехода не пропускает!» — разводит руками инструктор автошколы, чей ученик заработал более 5 штрафных баллов и не сдал. Самое время вспомнить о психологическом факторе. Присутствие инспектора ДПС в салоне действительно пугает некоторых кандидатов так, что они забывают все, чему их учили в автошколе.
— Я всегда говорю: не обращайте внимания на инспектора, — говорит Роман Исаев. — На деле же получается, что, как только наш сотрудник садится в машину, у человека за рулем притупляется внимание, он думает только о том, как бы не ошибиться, и, конечно, тут же ошибается. Мой совет: сядьте за руль, выдохните, успокойтесь. И представьте, что вы профессиональный таксист с
Тем не менее на деле порой градус волнения зашкаливает. Так случаются аварийные ситуации.
Роман Исаев вспомнил один из последних случаев. Учебная машина движется по улице Парковой, проезжает перекресток с улицей Бабушкина. Инспектор говорит кандидату: «Поворачиваем налево на улицу Ломоносова». Тот, недоезжая до перекрестка, включает поворотник и по примыкающей дороге выезжает прямиком на встречную полосу. Хорошо, что была суббота, когда движение не столь интенсивное. На «встречке» была только одна «газель», водитель которой вовремя заметил машину с буквой У и успел затормозить.
Сколько стоят знания?
На сегодняшний день автошколы города работают по одной методике: 50 часов вождения и 106 часов теории. Но цена за обучение разная: от 13 900 рублей до 18 800. Плата за пересдачу может стать прекрасным стимулом для того, чтобы не допускать ошибок. В одной автошколе за каждую повторную попытку берут
2 100 рублей (аренда автомобиля + 2 дополнительных занятия). В другой при пересдаче ученик должен взять не менее 5 допзанятий (каждое стоит 700 рублей), столько же стоит аренда автомобиля. В третьей автошколе кандидат может попытаться еще раз стать водителем за 2 400 рублей.
Бесплатная альтернатива
Насколько помню из личного опыта, не так сложно было сдать с первого раза, как попасть на пересдачу. По закону она наступает через 7 дней. На деле ждать приходится месяц. Почему? Таких же несдавших учеников в автошколе много, а на машинах занимаются и те, кто пришел после нас и только готовится показать свои навыки инспектору ГИБДД. Кроме того, пересдавать на машине автошколы — занятие недешевое, и каждая попытка обходится в среднем в 800 рублей. Но есть альтернатива, о которой, возможно, знают не все. Можно сдавать бесплатно на автомобиле ГИБДД — ВАЗе пятой и десятой модели (авто без гидроусилителя руля). Но зато вы делаете это, еще раз напоминаю, бесплатно, и в случае необходимости можно будет попробовать свои силы повторно уже на следующей неделе. Записаться на сдачу экзамена на автомобиле ГИБДД можно по телефону
Самая настырная
Кто с какой попытки сдает на права? Лично у меня получилось с третьей. Наверняка у каждого есть знакомые, кто отмучился лишь на 5, 8,
«Самый большой мой кошмар, когда я был учеником (начинающим водителем)»
— Тронуться с места в горку или просто тронуться с места — 123 человека (18,9 %).
— Переживал, что сигналят, что кому-то мешаю, — 86 человек (13,2 %).
— Парковка — 72 человека (11 %).
— Задний ход — 55 человек (8,4 %).
— Боялся ДПС — 55 человек (8,4 %).
— Кошмаром было все — 54 человека (8,3 %).
— Ездить одному в машине — 46 человек (7,1 %).
— Ездить в машине с кем-то (везти пассажиров) — 27 человек (4,1 %).
— Ездить больше 40 км/ч — 13 человек (2 %).
— Другие варианты — 121 человек (18,6 %).
Всего проголосовало 652 человека. Опрос проводился в группе «ДТП Череповца» (http://vk.com/dtp.cherepovets)
Из категории других вариантов:
— «Нервничал, когда пассажиры разговаривали между собой».
— «Когда учился, то днем по городу ездил, нервничал. Теперь, спустя 10 лет, нервничаю ночью за городом».
— «Начиналась тихая паника, когда на горке на светофоре сзади машина близко подъезжала. А еще страшно было поворачивать налево на оживленном перекрестке (первое время выбирала маршрут, чтобы только направо поворачивать)».
— «Не боялась ничего! Я училась на „копейке“, которой было 30 лет. Кресло водительское не двигалось, не регулировались боковые зеркала. Единственное, что раздражало, — это когда мои действия комментировали пассажиры! Это были мама и дядя. Причем у обоих нет прав».
— «Я лично боюсь водил со стажем... Вечно подрезают, обгоняют, тормозят резко!»
— «Таксистов опасаюсь».
(Опрос проводился в группе «ДТП Череповца» в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/dtp.cherepovets).
Марина Алексеева,
Газета "Голос Череповца", 22 октября 2013 г.