Новые автобусы для череповчан и электронные карты вместо бумажных билетов



К 2018 году 40 % автобусов автоколонны № 1456, обслуживающих городские маршруты, будут заменены на новые.

Первые 10 машин планируется закупить уже в этом году. Через несколько лет привычные талончики заменят электронные карты. Все это станет возможным благодаря реализации проектов, разработанных мэрией Череповца и руководством автоколонны для повышения эффективности работы предприятия.

На грани банкротства

В настоящее время ситуацию в автоколонне № 1456 можно охарактеризовать как достаточно тяжелую. 2012 год предприятие закончило с убытком около 10 миллионов рублей без учета амортизационных отчислений. Как рассказал первый заместитель мэра Александр Шевелев, причинами такого положения дел является несколько факторов:

— Во-первых, это произошло из-за недополученной компенсации в размере около 20 миллионов рублей из областного бюджета на перевозку льготных пассажиров за 4-й квартал. Во-вторых, стоимость топлива в прошлом году выросла в большем размере, чем планировалось, что привело к потере более 7 миллионов рублей. Особенно это коснулось зимнего топлива. Кстати, за последние три года оно подорожало на 47 %. В-третьих, увеличились расходы на запасные части и ремонты, так как автобусы стареют. В-четвертых, есть определенные проблемы с эффективностью работы автоколонны.

В итоге предприятие не может обновить автобусный парк. Из 162 машин, предназначенных для обслуживания городских маршрутов, на линии выходят 120 — 130. Причины две. Одна из них в том, что средний возраст автобусов составляет 11,5 лет, а 28 % парка — это машины, которым более 15 лет, поэтому их приходится постоянно ремонтировать. Средств на покупку новых нет. Еще часть автобусов не выходит на маршруты из-за нехватки кондукторов и водителей. Первые получают в среднем около 11 000 рублей, а вторые — около 22 000 рублей. Естественно, что за такие деньги трудно найти работников. Существует большая текучка кадров. Ситуация усугубляется еще и тем, что заработная плата на предприятии из-за отсутствия средств не индексировалась с 2007 года.

При подобном развитии событий и в будущем автоколонна могла оказаться банкротом.

Учитывая, что она обеспечивает половину всех городских пассажирских перевозок, последствия могли серьезно сказаться на жизнедеятельности Череповца. Поэтому в 2012 году мэрия и руководство муниципальной автоколонны разработали ряд проектов, призванных изменить ситуацию. Реализация даже части из них должна принести около 23 миллионов рублей прибыли уже в 2013 году, что позволит предприятию улучшить финансовое положение и в 2014 году выйти на безубыточный уровень. Кроме того, разработан ряд инвестиционных проектов, которые запускаются в этом году, что позволит автоколонне через четыре-пять лет превратиться в эффективное предприятие.

Единая диспетчерская

Один из разработанных проектов предусматривает организацию центральной городской диспетчерской. В частности, с ее помощью можно будет при необходимости оперативно изменять интервалы движения в зависимости от дорожной ситуации, синхронизировать действия всех перевозчиков, обеспечивать заменяемость вышедших из строя автобусов, контролировать сроки проведения ремонтов и техосмотров. Частные перевозчики будут пользоваться услугами центральной диспетчерской за плату. Диспетчерская начнет работать в конце 2013 г. — начале 2014 г. Планируемый экономический эффект составит около 10 миллионов рублей в год.

Другой проект предусматривает переход от талончиков к электронным платежным картам. По словам Александра Шевелева, это позволит сократить затраты на оплату труда кондукторов и решить проблему с их нехваткой:

— При входе в автобус необходимая сумма будет списываться с электронной карты автоматически с помощью считывающего устройства. Учитывая новизну этого проекта, а также изучив проблемы, с которыми сталкиваются другие города при внедрении подобных систем, мы будем реализовывать его поэтапно — сначала на небольшом количестве автобусов и на разных маршрутах. Вероятнее всего, в качестве платежного средства будет использоваться единая электронная карта, введение которой предполагается в самое ближайшее время на всей территории России. Это позволит избежать дополнительных затрат. Старт проекта планируется на конец 2014 года. Мы рассчитываем, что полностью он заработает в 2016 году. Предполагаемый эффект — около 16 миллионов рублей в год.

Оптимизировать и мотивировать

Также на предприятии запущена программа по оптимизации расходов. В частности, она предусматривает сокращение средств на содержание персонала, ремонты и эксплуатацию техники. В ближайшее время будет проведен углубленный анализ существующих маршрутов для выявления неэффективных, убыточных. В автоколонне возрождена система рационализаторских предложений. Очень важным моментом, на взгляд Александра Анатольевича, являются организационные изменения, о которых мэрия договорилась с руководством предприятия. В ближайшее время должна быть пересмотрена система мотивации персонала, чтобы ориентировать его на получение положительных результатов. Прежде всего новшество коснется руководящего состава с последующим распространением на ИТР.

В этом году планируется начать реализацию масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего закупку новых автобусов. В течение пяти лет будет приобретено около 60 машин на сумму более 340 миллионов рублей. Первые 10 планируется закупить уже в этом году. На это предполагается потратить более 50 миллионов рублей. Уже получены коммерческие предложения, которые в настоящий момент изучаются. Впрочем, все решит конкурс. Так что пока говорить о том, какие именно автобусы будут пущены по череповецким улицам, не приходится. Но, как заверил Александр Шевелев, они будут безопасными, комфортными, экономичными и ремонтнопригодными. Обновление парка на 40 % позволит сократить расходы автоколонны, потому что на сегодняшний день финансовые затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт старых автобусов очень велики.

Единая электронная карта россиянина

Все пластиковые карты в ближайшие два года в РФ предполагается заменить на одну — универсальную электронную карту. Выдавать ее будут бесплатно.

Это документ, который заменит региональные социальные карты и объединит в себе полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, студенческие билеты, проездные документы на транспорте, банковскую карту, а в некоторых случаях и паспорт. Это позволит не только получать социальные услуги по одному документу, но и социальные выплаты, а также оплачивать различные услуги, в том числе коммунальные, транспортные. Внешне карта выглядит так же, как обычная банковская карта. На лицевую и оборотную стороны нанесены сведения: ФИО, фото, номер универсальной карты и срок ее действия, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования (СНИЛС) и т. д.

Клим Снегов,
Газета "Голос Череповца", 19 марта 2013 г.

Спонсор материала: Обеспечить качественную работу оргтехники и одновременно сэкономить - реально. Используйте качественный принтер brother j515w с системой СНПЧ - отличный вариант для дома или малого офиса.