«Шашечки» или ехать



Чем обернутся новые требования к такси: ростом цен или наведением порядка?

Череповецкие таксисты и их постоянные пассажиры напуганы. Почти незаметно для всех Госдума внесла изменения в ряд законодательных актов, которые, как выяснилось, напрямую затрагивают таксомоторные перевозки. С 1 сентября вступают в действие новые требования к такси, и они будут едва ли не похлеще тех, что предъявляются к общественному транспорту. Фактически речь идет о возрождении системы лицензирования: каждый таксист должен будет получать разрешение.

В чем суть?

Разрешительная система — ключевой момент в новом законодательстве. Чтобы понять, зачем она вводится, вкратце о том, что такое череповецкое такси сегодня. На вопрос о количестве таксопарков или таксистов в городе наиболее распространенным ответом будет: «А черт его знает!» Кто-то говорит о 3 тыс. таксистов и 60 таксомоторных предприятиях. Таксопарки хвастаются тем, что у них по 300 — 500 машин, но от правды эти цифры далеки. Ведь одновременно на линии могут находиться лишь пара десятков автомобилей, а общее количество — всего лишь число договоров об оказании услуг диспетчерской радиосвязи.

Услуги диспетчерской радиосвязи — именно эта формулировка применяется для регулирования правовых отношений между водителями и таксопарком. Впрочем, и слово «таксопарк» — лишь условность. Фактически система следующая: диспетчер принимает и раздает заказы водителям, за что водители платят абонентскую плату. Ее средний размер по городу составляет примерно 1,5 тыс. рублей в месяц. Как говорят таксисты, сумма при желании «отбивается за день». Те, кто находится на линии более-менее постоянно, могут зарабатывать в месяц по 20 — 30 тыс. рублей. Закон обязывает таксистов платить налоги и регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, но на практике...

На практике по вызову может приехать убитая «девятка», за рулем которой окажется гражданин соседней республики, и он будет у вас спрашивать, как проехать к месту назначения. Никакой ответственности за безопасность «таксопарк» не несет, ведь машина принадлежит водителю, а вся работа диспетчера (автор этих строк видел одну из таких диспетчерских... в гараже на ул. Боршодской) сводится к распределению заказов. Нахамил водитель; взял больше, чем в прайсе; приехал на откровенном «хламе» — урегулировать эти претензии диспетчер будет разве что по своей доброй воле.

— Ни предприятия, работающие на рынке такси, ни водители, с которыми они заключают договоры, фактически ни за что не отвечают, — признает начальник отдела ГИБДД Александр АНДРЕЕВ.

Как известно, в случае ДТП таксисты просто снимают с машин «шашечки» и прячут антенну, чему второй участник аварии обычно не противится. Ведь если все эти атрибуты будут на месте, то пострадавший от неосторожного «бомбилы» автовладелец рискует остаться без страховой выплаты по ОСАГО, так как фактически виновный водитель работал по найму. Но в страховой компании таксисты об этом умалчивают, чтобы снизить стоимость полиса.

«Новый закон был нужен»

— У многих водителей не то что патентов нет, а даже регистрации в Череповце, — клеймит конкурентов-нелегалов гендиректор ОАО «Такси-сервис» Михаил БУРЦЕВ. — Сегодня, наверное, мой таксопарк практически полностью соответствует новым требованиям. Все машины принадлежат компании, квитанции у меня давно введены, таксометры мы сейчас ставим. Конечно, новый закон был нужен. Например, есть два ликероводочных завода, но один платит акцизы, а другой нет. Это правильно? Решили навести порядок. Теперь система будет еще строже, чем даже лицензирование, которое когда-то было. В первую очередь отпадает система частных машин, теперь только ИП или юрлицо.

Принятые Госдумой поправки предполагают, что автомобили, которые их владелец собирается использовать в качестве такси, должны находиться в его собственности или в лизинге. Привлекать частных водителей с их транспортом с 1 сентября запрещено. Разрешение аннулируется, если, например, водитель такси совершил ДТП, повлекшее смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или других участников дорожного движения. Предъявляются и жесткие требования к стажу водителя такси.

— Это шаг к профессиональному такси, — считает директор ООО «Новотранс» Владимир НАЗАРКОВ. — Я не вижу в новых правилах каких-то существенных изменений и думаю, что для тех, кто работает легально, ничего страшного не будет. Точно так же будут заключаться договоры с водителями — индивидуальными предпринимателями. У нас и сейчас все водители являются ИП, мы сами установили ограничения и никогда не брали на работу водителей со стажем менее пяти лет. По сути, у нас уже выполнены все требования, кроме того, что теперь каждый таксист должен будет иметь разрешение. Мы просто не сможем выпустить на линию автомобиль без такого разрешения. Самое главное — чтобы все это не превратилось в пустую формальность. Если все заработает, то такси уже не будет любительским, как сейчас. Ведь почему иногда не вызвать такси? Да потому, что настоящих такси мало, а большинство таксистов — так называемые совместители, которые выходят на линию после основной работы. Вот и получается, что в пятницу вечером машину не вызвать, потому что все таксисты уехали на шашлык.

«Или патент, или заработок»

В то же время опрошенные нами таксисты менее крупных таксомоторных предприятий (которые, к слову, наотрез отказывались называть фамилии и фотографироваться) восприняли инициативу государства в штыки.

— Был у меня и патент, и бумаги все, — вздохнул молодой таксист Игорь, который скучал в ожидании клиента на бульваре Доменщиков. — Я это все обратно в налоговую сдал, потому что получалась у меня работа в ноль. Иногда получалось так, что работал я только на государство, а себе не оставалось вообще ничего. Теперь у меня нет никаких документов, и фактически я обычный водитель. У нас так в Череповце 90 % таксистов работают. Зато я зарабатываю деньги, могу жить.

— Никаких контролеров на такое количество такси не хватит, — поделился соображениями приехавший к нам на один из текущих вызовов Евгений. Вчера он на своей старенькой «Нэксии» выехал на линию после ночной смены в горячем цеху, так как вынужден работать на оплату ипотеки и содержание двух детей. — Будет все то же самое, что и сейчас, только вместо шашечек на крыше будут «зеленый глаз» ставить под стекло. Про него-то в законе ничего не сказано.

Многие из опрошенных нами водителей уверены, что после вступления в силу новых правил резко вырастет цена перевозок.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 23 мая 2011 г.