Области предлагают «МЕТРО» для бизнеса



Вологодчина намерена по-новому выстраивать взаимоотношения с крупными торговыми сетями

Европейская компания «МЕТРО Кэш энд Кэрри» заинтересована в строительстве на Вологодчине большого торгового центра для продажи мелкооптовых партий товара предпринимателям. Какие плюсы и минусы в приходе нового крупного игрока?

Новый инвестор

24 января в рамках рабочего совещания состоялась встреча губернатора Олега Кувшинников и гендиректора «МЕТРО Кэш энд Керри» в России Питера Бооне.

— Мы заинтересованы в успешном исходе переговоров по строительству крупнейшего в регионе торгового центра, — начал встречу губернатор. — Предварительные переговоры уже проведены. Наша с вами задача теперь — пройти путь до подписания соглашения о сотрудничестве. Инвестпроект может и должен получить статус приоритетного. По сложившейся практике проекты такого уровня ведет «Корпорация развития», а я беру вопросы их реализации под личный контроль.

«МЕТРО Кэш энд Керри» (торговое подразделение интернациональной компании «МЕТРО ГРУП») работает с профессиональными покупателями: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, приобретающими товары для использования в своей профессиональной деятельности. Как сообщает пресс-служба правительства области, сегодня компания представлена в 29 странах более чем 750 центрами мелкооптовой торговли. Объем продаж за минувший финансовый год составил около 31 млрд евро. Численность сотрудников по всему миру превысила 120 000 человек.

Российское подразделение компании представлено 72 торговыми центрами в 45 регионах страны. В минувшем году в Вологде был открыт первый в России мелкооптовый торговый центр «МЕТРО Пункт» на площади более 2 тыс. кв. м, создано 100 рабочих мест, налоговые отчисления от этой точки в бюджет области составили 6 млн руб. Теперь компания хочет построить еще один большой центр для работы с бизнес-сообществом всей области.

Продвигаем свои марки

По мнению главного консультанта управления развития малого и среднего предпринимательства департамента экономического развития Марины Балыковой, приход новой федеральной сети сможет продвинуть местных товаропроизводителей на рынки других регионов:

— Пока мы только на стадии разработки соглашения о сотрудничестве между данной компанией и правительством области. В соглашении будут четко прописаны требования и обязанности обеих сторон. Мы намерены внести такие пункты, как гибкая ценовая политика по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса, который работает на территории области. Плюс будет заключен договор о продаже по всей России в мелкооптовых точках сети «МЕТРО» товаров под маркой «Настоящий вологодский продукт».

Именно об этом говорил на встрече с губернатором и Питер Бооне:

— Сотрудничество с местными поставщиками товаров и продуктов является одним из звеньев стратегии «МЕТРО» по поддержке малого и среднего бизнеса в регионах. Вологодская область перспективна для дальнейшего развития компании. Кроме того, каждый торговый центр — это порядка трехсот новых рабочих мест. Однако такой проект может быть успешно осуществлен только при поддержке руководства субъекта Федерации.

Повышаем качество торговли

На рабочем совещании также обсуждался вопрос о сотрудничестве в сфере повышения квалификации продавцов и предпринимателей области.

— Эта компания пока первой сделала предложение правительству области о сотрудничестве в сфере подготовки кадров, — рассказывает Марина Балыкова. — Формы работы могут быть разными: бесплатные семинары для предпринимателей, стажировка студентов, продвижение новых современных технологий продаж в рамках франшизы «Фасоль». Все это повысит уровень оказания услуг в торговле, особенно в районных и поселковых магазинах. Да, сначала работать с «МЕТРО» будут, скорее всего, не самые дешевые магазины, но компания будет идти навстречу небольшим магазинам шаговой доступности в районах и городах. При этом стоит понимать, что никакой обязаловки со стороны правительства области по отношению к предпринимателям не будет никогда. Многие предприниматели области закупаются у этой компании, но для этого ездят в Ярославль. Есть у «МЕТРО» и опыт работы по обеспечению гостинично-ресторанного бизнеса и точек придорожного сервиса. И здесь область тоже заинтересована в повышении качества и доступности услуг для населения.

Еще один конкурент

Череповецкие предприниматели, работающие в сфере торговли, осторожны в своих оценках по поводу прихода нового и весьма крупного игрока на рынок области. Во-первых, прозвучало мнение, что для Череповца было бы выгоднее, если бы власти инициировали процесс объединения в местные сети небольших городских магазинчиков. Такая кооперация позволила бы держать удар от сетевиков.

Во-вторых, строительство новых торговых площадей иногородними инвесторами пока лишь разогревает цены на аренду помещений под магазины. А это значит, что в Вологде рядом с будущим «МЕТРО» будут вынуждены закрываться магазины. Отметим, что место под строительство пока не определено и предоставляться оно будет после подписания соглашений о сотрудничестве на конкурсной основе.

В-третьих, предприниматели Череповца уже говорят о сложностях с заключением договоров на поставку продуктов питания от областных товаропроизводителей. Федеральные сети выбирают большие объемы по ценам ниже оптовых. Также звучали мнения, что приход «МЕТРО» вдохнет новую жизнь в местные кафе и рестораны и заставит областную торговлю встряхнуться и отказаться от магазинов «советского образца». В любом случае эта новость бурно обсуждается местным бизнес-сообществом.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 3 февраля 2014 г.