От семинарии до университета
В январе исполнилось 140 лет с момента получения городом разрешения на открытие учительской семинарии, позже преобразованной в пединститут. Об истории этого учебного заведения рассказывает Нелли Успенская, выпускница ЧГПИ 1960 года, учитель с 34-летним стажем.
Остро нужны учителя
В 1865 году в Череповецком уезде было 26 школ, учителей не хватало. Возникла мысль об открытии учительской школы, и таким заведением в 1869 году стала Александровская школа, которая дала 40 учителей за четыре года. В 1874 году в Новгородской губернии, к которой тогда относился Череповец, было около 600 школ. Остро встал вопрос об учителях. Губернское земство стало ходатайствовать об открытии учительской семинарии, выделив 6 500 рублей на приобретение помещения и 8 000 рублей ежегодно на стипендии.
Городская управа поддержала ходатайство земства и выделила участок размером 1 200 кв. сажен для построек семинарии, сада и огорода.
Ходатайства земства и города были направлены в Министерство народного просвещения и в Государственный совет. Государственный совет постановил: «Открыть в городе Череповце Новгородской губернии учительскую семинарию». При этом к суммам земства и города предполагалось ежегодно выделять из госказны 6 500 рублей. 3 декабря 1874 года решение Госсовета было утверждено царем, и сообщение об этом поступило губернскому земству 9 января 1875 года, то есть 140 лет назад.
Началось строительство здания, но к осени оно еще не было готово, и новое учебное заведение временно разместилось в доме госпожи Милютиной. На приемные испытания в первый год явились 33 человека, поступили 22. Обучались в семинарии только юноши.
8 сентября 1875 года после Божественной литургии в соборе семинария была торжественно открыта. Первым ее директором был назначен Н.А. Соболев (до 1885 года), потом его сменил Б.И. Сциборский.
Первые два месяца стали организационными, так как учебных программ еще не имелось. Программы были получены лишь в ноябре 1875 года.
Целью этого учебного заведения было «дать педагогическое образование молодым людям всех сословий православного вероисповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах ведомства Министерства народного просвещения». Педагоги видели свою задачу в том, чтобы «дать таких учителей, которые давали бы своим ученикам настолько разумное развитие, чтобы оно действительно могло содействовать преобразованию мира».
В первые годы существования в семинарии было десять должностных лиц: директор, шесть учителей-наставников, учитель начальной школы, врач и священник. Позднее педагогический состав увеличился до 13 человек.
Чему учили
Первоначальные программы ставили семинарию не слишком высоко. Семинарский курс делился на две части: общеобразовательную (два года) и практическую (один год). Общеобразовательный курс строился с расчетом на достижение всеобщей грамотности и упомянутого выше уровня знаний. Были усиленные занятия русским языком, причем с учетом слабой предварительной подготовки обучающихся упор делался на письменные работы.
Курсы других предметов были элементарными. Особое внимание обращалось на пение (церковное) и игру на скрипке.
О чтении в 1889 году известно следующее: «На чтение воспитанников было обращено особое внимание, и установлен строгий контроль за тем, чтобы выдавались только те книги, которые имеют прямое отношение к учебному кур-су». Были одобрены книги религиозно-нравственного, исторического, географического содержания, а также сочинения отечественных классических писателей. Книг в библиотеке было немного.
С 1883 года вводятся рисование и черчение. Занятия по сельскому хозяйству сводились к огородничеству, садоводству и пчеловодству, которое ввели в 1880 году.
В период с 1880 по 1905 год семинария достигла необыкновенных успехов. Была устроена пасека, медом снабжался весь окружающий район, пчеловодство получило широкое распространение. Так что семинарию можно считать своего рода центром развития пчеловодства в крае. Были организованы курсы пчеловодства в 1891, 1893, 1895 годах. Имелся богатый питомник, ягодник.
Практика третьего года обучения сводилась к проведению уроков в начальной школе. Техническая выучка воспитанников была великолепная, а педагогическая подготовка — слабая. Сельский учитель того времени был невеждой в большинстве современных педагогических вопросов.
Новые времена — новые веяния
В конце 90-х годов воспитанники семинарии живут активной общественной жизнью. Здесь организовался марксистский кружок, издавался первый ученический нелегальный журнал «Рассвет». В 1901 году возникло дело о тайном сообществе, к которому было привлечено до 40 человек бывших и учившихся воспитанников. Некоторые были отданы под надзор полиции, а один сослан в Архангельскую губернию.
В целом ряде отчетов создается очень плохое мнение об учителях, окончивших семинарию, поэтому появилась резолюция: «Это зло надо искоренить».
В 1905 году в семинарии происходит целый ряд конфликтов на политической почве. Воспитанники подали петицию об изменении семинарского режима и установлении самоуправления учащихся. Но безрезультатно.
В дальнейшем семинария живет довольно спокойно. В 1907 году она из трехклассной преобразуется в четырехклассную, программа занятий расширяется.
В 1917 году семинария становится пятиклассной. Вводятся такие дисциплины, как политэкономия, история культуры, законоведение и другие. За 44 года существования Череповецкая учительская семинария подготовила около 600 учителей начальных школ.
Последним директором семинарии был Николай Аполлинариевич Успенский. Это дед моего мужа. Николай Аполлинариевич окончил Казанскую духовную семинарию, но не захотел идти по церковной линии, хотя отец его был дьячком в Красноярском крае, и его направили в Череповецкую учительскую семинарию преподавать словесность. Эту работу он совмещал с преподаванием в Мариинской женской гимназии. Есть несколько фотографий его с преподавателями и выпускниками семинарии.
Институт, техникум, училище, институт
В 1919 году учительская семинария была преобразована в институт народного образования, директором назначен профессор Бунаков. Преподавателями частью оставались преподаватели семинарии, частью были новые.
Материальное положение заведения и студентов было очень затруднительным. Преподавательский персонал случаен, слаба организационная деятельность. Учебный процесс шел с перебоями, преподавателей и студентов старших курсов часто отзывали для работы по ликвидации неграмотности среди населения.
Стало ясно, что в таких условиях идея высшего образования нереальна, и в 1921 году Череповецкий институт народного образования был преобразован в педагогический техникум.
Педтехникум существовал до 1937 года. В 1934 году ему было присвоено имя А.В. Луначарского. Обучение длилось четыре года, было бесплатное и совместное для юношей и девушек. Первый выпуск — 18 человек — состоялся в 1923 году. В 1925-м — уже 31 человек, в 1926-м — 54, а в 1937 году были выпущены 144 человека. В 1930 году педагогический техникум окончил мой свекор, сын Николая Аполлинариевича Успенского. Был направлен на работу в сельсовет Череповецкого района секретарем.
С 1937 по 1940 год учебное заведение существовало как педагогическое училище.
В педучилище обучалась и Н.М. Иванова-Романова, дальняя родственница семьи Успенских; дочь Николая Аполлинариевича Вера окончила учительский институт.
Учительский институт на базе педучилища был открыт в 1939 году, туда зачислили студентов третьего курса, остальных перевели в Белозерское и Устюженское училища. В 1940 году был последний выпуск педагогического училища. В статусе учительского института заведение существовало до 1954 года.
С 1954 года институт стал называться педагогическим, имея два факультета: физико-математический и русского языка и литературы. Срок обучения — четыре года. Институт имел областное распределение выпускников на работу. В то время были школы начальные, семилетние и средние. В сельской семилетней школе, как правило, было по одному классу в параллели. Иностранного языка было всего 10 часов, возникла проблема с преподаванием этого предмета. И тогда в череповецком институте добавили студентам-филологам иностранный язык и год обучения, а в Вологодском пединституте иностранный язык добавили историкам. Директором педагогического института был в то время Алексей Максимович Рябинин.
Наш ЧГПИ
Я поступила в Череповецкий пединститут в 1955 году, а окончила в 1960 году как учитель русского языка, литературы и немецкого языка. Язык студенты изучали тот, с которым пришли из школы. Только тех, кто в школе изучал французский язык, переучивали на английский, так как в сельских школах не было французского языка. А распределяли выпускников в основном в сельские школы. На годы нашей учебы выпало освоение целины, в котором студенты принимали участие. Кроме того, наш выпуск получил приглашение отправиться на работу в школы Красноярского края, и 15 выпускников нашего факультета его приняли. Осели там только двое, остальные через два-три года вернулись в Вологодскую область, и в частности в Череповец. Сейчас в нашем городе живут мои бывшие сокурсники, которые и на целине побывали, и поработали в Красноярском крае.
Педагогический состав в институте был сильный. Выпускники с теплотой вспоминают таких преподавателей, как Леонард Яковлевич Маловицкий, Ольга Владимировна Шеляпина, Тарас Иванович Осминский, Василий Александрович Светлов, Александр Соломонович Бланк, Николай Васильевич Озеринин, Нина Георгиевна Лохичева, Ольга Александровна Ромашова, Надежда Александровна Аксенова, Евгения Павловна Елисеева, Иван Иванович Боон и другие.
Многие из наших выпускников стали не только хорошими преподавателями, но и организаторами народного образования: завучами, директорами школ.
В статусе педагогического института учебное заведение существовало до 1996 года, а теперь это — Череповецкий государственный университет.
Нелли Николаевна Успенская,
Газета "Речь", 11 февраля 2015 г.