Плюсы и минусы нового проекта



Горожане, власть и бизнес обменялись мнениями об итогах и перспективах «Народного бюджета».

В мэрии прошла дискуссия о проекте «Народный бюджет», впервые реализуемом в Череповце. Живое участие в ней приняли не только участники проекта, но и гендиректор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов — как горожанин, которого интересует все, что происходит в Череповце.

Зачем горожанам проект «Народный бюджет»?

Николай Горбунов, пенсионер, более 20 лет отработал на железной дороге, зам. председателя областной организации «Чернобыль»

Я рад, что участвовал в этом проекте. Мне удалось отстоять свое предложение, привлечь сторонников из числа участников «Народного бюджета». А предложил я — от лица всех чернобыльцев города — благоустроить территорию между Октябрьским мостом и храмом Рождества Христова, где расположен памятник участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В итоге деньги на начало работ выделены и у нас в городе появится новый сквер. У меня одно пожелание на будущий год: провести сначала все семинары о формировании расходной части городского бюджета, рассказать о ситуации в тех или иных отраслях, дать людям более полную информацию. И только после этого работать над проектами от горожан. Это поможет быстрее объединиться.

Максим Щербинин, 32 года, пенсионер УВД, сейчас не работает

Я пришел в «Народный бюджет» с проектом обустройства территорий и помещений детских садов. Моя жена воспитатель, и на самом деле, когда видишь на участках для детей сплошные раскрашенные покрышки, становится очень грустно. К сожалению, проект не приняли мои коллеги. Зато мне удалось донести городским властям мысль о том, что не все средства внутри самих детсадов расходуются эффективно. Надеюсь, что меня услышали. А вообще, мы через СМИ и свои рассказы показали на своем примере горожанам, как можно и нужно общаться с городской администрацией. Для меня было неожиданно, что в мэрии работают обычные и хорошие люди. Хотелось бы, чтобы речь шла о распределении большей суммы. Мы изначально понимали, что 15 млн рублей не хватит для решения серьезных и более масштабных проблем. Мы все старались реалистично подойти ко всем озвученным проектам. Порой нам не хватало времени для общения и обсуждений, поэтому, наверное, стоит сделать в будущем больше встреч. А еще хочется, чтобы те проекты, которые были озвучены в нашей группе и не вошли в финансирование на 2014 год, были рассмотрены и реализованы властями.

Екатерина Будыкина, на договорных началах занимается реализацией программ по вовлечению молодежи в социально значимые проекты

Мне тоже кажется, что нужно более тщательно проводить образовательную программу для участников группы, в этом случае не будет потребительского запроса: вот наш проект — дайте денег. В ходе одной из лекций о построении городского пространства было отмечено, что на этом поле есть три участника: общество, власть и бизнес. В проектах, которые приняты к реализации в «Народном бюджете», не хватило участия именно бизнеса. И жаль, что популярности проекту в этом году не хватило.

Артем Цветков, работник ООО «Северсталь-Промсервис»

Я понял, что все не так просто в бюджете города: взять деньги и поделить. Я понял, на что и как может город потратить средства, а на что категорически нельзя. Хотелось бы, чтобы проект продолжился и каждый смог попробовать себя в этом нелегком деле — распределении бюджетных денег. Нужно, чтобы как можно больше горожан узнали об этом, тогда изменилось бы отношение к самому городу. Мне очень приятно, что я в будущем приду в сквер у Октябрьского моста, буду заниматься вместе с ребенком на этих спортплощадках и понимать, что я принял участие в этом, здесь есть и часть меня. Мне тоже не хватило встреч, но я открывал Интернет, читал литературу и сам старался найти ответы на свои вопросы. И еще: не понимая всех этих особенностей, рамок и ограничений, не стоит так уж сильно критиковать местные власти — в конце концов, чиновники тоже горожане, и они хотят, чтобы Череповец строился и процветал.

С пользой для чиновников

Елена Авдеева, зам. мэра, лично курировала все стадии работы проекта «Народный бюджет»

Когда мы приступали к реализации этого проекта, то имели на руках социологические исследования за 2012 год по поводу того, как относятся горожане к местной власти. К сожалению, социологи отмечали неверие горожан в возможность плодотворного сотрудничества с властями, скептицизм по отношению к происходящему на властном уровне. Это обуславливалось многими факторами, один из которых отсутствие механизмов сотрудничества населения и власти. Наша задача в проекте была сформировать абсолютно новую и нестандартную площадку для взаимодействия с населением, иметь живую обратную связь. Да, мы не все сделали, как было задумано, не все проблемы решены. Но мы двинулись вперед.

Почему было выделено 15 млн рублей? Мы методом обратного отсчета, убрав финансирование всех закрепленных обязательств, смогли выделить такую сумму из собственных источников дохода. Для реализации пилотного проекта, на мой взгляд, этого достаточно. Чиновники не давили на участников проекта и фактически не участвовали в выборе идей для реализации, не регулировали процесс принятия того или иного решения. В проект бюджета на 2014 год внесены все решения, принятые участниками «Народного бюджета». Мы не считаем проект закрытым, впереди — защита городского бюджета перед гордумой, а затем и сама реализация задуманного горожанами.

Для меня лично эта работа была очень интересной и полезной. Вообще, чиновнику порой необходимо спуститься на уровень простых терминов, научиться объяснять свою работу доступным для людей языком. Мы обсуждали все предложенные проекты с начальниками и специалистами управлений. И значимая часть всех идей либо уже реализуется, либо запланирована к реализации. Я поняла, что в своей работе мы не всегда можем объяснить четко и доступно свои планы развития города. Такие неформальные беседы и встречи позволяют слушать и слышать всех участников.

Минус этого проекта все-таки в том, что 10 из 20 участников группы так или иначе уже сотрудничали с мэрией. Все-таки общественные организации, заинтересованные в реализации своих проектов, не могут дать полноценную картину о мнении горожан. Это особенно заметно, если сравнить результаты опросов горожан и участников «Народного бюджета». Надеюсь, что в будущем году в этот проект придут новые люди. Ну а что касается активистов общественных организаций — мы всегда открыты для сотрудничества, и они это уже знают.

Юрий Кузин, мэр Череповца

Отстраненность населения от общегородских проблем, недоверие, скептицизм — все это фиксируется на всех уровнях власти в современной России. У нас получилась попытка вовлечь население в открытый диалог. И при этом показать, что стратегия развития и городской бюджет — это не формальные документы, лежащие на полках. И это уже хорошо.

Прекрасно и то, что есть такие проекты, где можно выявить новые идеи для реализации тех или иных проектов в условиях нехватки средств. Это у нас также частично получилось. В этом году упор все-таки был сделан череповчанами на благоустройство и организацию занятий физкультурой, но у города есть и другие больные вопросы — здравоохранение, ЖКХ. Если бы я был участником группы, то предложил бы вариант потратить 15 млн рублей на реализацию программы льготной ипотеки для врачей, ведь это, по сути, первоначальный взнос для 50 квартир. Благодаря этому на 25 % снизился бы кадровый дефицит в сфере здравоохранения. Но мы не вбрасывали и не будем вбрасывать идеи горожанам, поскольку для нас важно доверие к этому проекту и к власти в целом. Важно и понимание того, что каждый может стать сопричастным к решению проблем города.

Почему именно Череповец стал первым?

Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Несколько лет назад мы начали изучать социологию вещей. В России централизованные системы городского хозяйства существенно влияют на быт и качество жизни людей. Мы попытались сравнить социотехнические системы на уровне города и ТСЖ, то есть больше всего нас интересовали вопросы улучшения городской жизни и как люди принимают участие в этом процессе. Для изучения и наблюдения помимо Санкт-Петербурга был выбран Череповец, поскольку тогда город начинал реформировать свою городскую инфраструктуру. В ходе этой работы стало понятно, что ко всевозможным технологиям и коммуникациям необходимо добавить еще «трубу» с гражданским участием. Только при этом условии перспективы городской жизни способны если уж не выглядеть оптимистично, то хотя бы улучшаться.

Мы начали изучение Череповца в тот момент, когда мэром был Михаил Ставровский. Самый упоминаемый пример, звучавший тогда от горожан, был таким: «Если бы нас послушали, то замена 632 теплообменников в домах на деньги банка прошла бы иначе. Не было бы в квартирах слишком жарко или холодно». Именно тогда стало ясно, что если бы горожане активно участвовали в процессах бюджетирования на стадии планирования, то подобных жалоб не было бы. И отсюда родилась идея: надо посмотреть, какие города заинтересованы идти по пути эксперимента в проекте «Народный бюджет».

Мы сегодня говорим, по сути, о доступе активных и неравнодушных горожан к процессу принятия решений на уровне городской администрации. Это не банальное стучание по клавишам в Интернете, а живое общение. Кстати, в Санкт-Петербурге была похожая ситуация, которая заинтересовала всю страну, — газпромовская башня. Вообще, проекты, аналогичные «Народному бюджету», это элементарная европейская модель взаимодействия горожан и городских управленцев.

Все говорят, что публика в России апатична, что никто не будет ходить на подобные встречи и тратить свое время после работы. Именно поэтому мы не только приглашали всех горожан через объявления и анонсы, но и обращались напрямую к лидерам общественных движений и организаций, которые могли бы прийти в проект. На самом деле в классической модели Европы набор участников в такие группы происходит через листы суда присяжных, таким образом мэрии в Англии, Германии, Франции захватывают даже тех людей, кто и не думал никогда об этом.

Европейская система позволяет собрать не только людей с готовыми проектами, но и людей со стороны, тех, кто может прийти задать вопрос о том, что будет лучше для города в целом. Кстати, эта система активно заработала в немецких городах в период кризиса. И решался там вопрос, например, какие два маршрута закрыть из действующих четырех. И это привело к очень неожиданным результатам: сами граждане из бюджетной комиссии организовали цикл передач, и в результате при поддержке большинства горожан были подняты налоги и сохранены все четыре маршрута. И мне кажется, что городу в будущем надо уходить от позиции: есть нереализованные запросы публики и давайте дадим на это деньги.

В будущей реализации проекта город может пойти по такому же пути. А может выбрать самые-самые острые проблемы и сферы. На самом деле в Испании многие города идут именно по этому пути. Так, в одном из городов остро стояла проблема с образованием, и именно по этой сфере создавались бюджетные комиссии из горожан, в работе которых могли принять участие даже школьники. Каким будет и будет ли данный проект в Череповце — решать городу и его жителям.

Потенциал выявления новых людей

Алексей Мордашов, гендиректор ОАО «Северсталь»

Я внимательно выслушал всех за этим столом, получил ответы на вопросы. О чем этот проект для меня? Мы все недовольны качеством своей жизни. Вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» актуален у нас всегда. Поговорите с работниками разного уровня промпредприятий, директорами, чиновниками. Недовольны все. Уровень этого недовольства в России выше нормального. И при этом уровень наших эмоциональных и интеллектуальных расходов очень велик, а вот отдача — никакая. В нашей стране очень много и иных ресурсов, но все как-то не получается...

Та жизнь, которую мы сегодня имеем, создана нами самими. На нее не влияют некие враги, катаклизмы, войны. По моему глубокому убеждению, на все критерии качества жизни влияем только мы сами. И именно от нас всех зависят изменения к лучшему. И на пути реализации всех наших планов, мечтаний и целей вновь стоим только мы сами. А проект «Народный бюджет» дает возможность перешагнуть через это препятствие и извлечь гораздо больший результат из тех ресурсов, которые уже есть.

На мой взгляд, главная проблема нашей страны — это исторически сложившаяся отчужденность от принятия решений. Из-за этого страдает качество принимаемых решений на самых разных уровнях, от руководителя города до простого горожанина, который сохраняет или ломает ту самую спортплощадку возле школы. Качество любого решения базируется на мотивации и квалификации людей. Да, качество решения зависит от наших привычек, нашей истории, наших законов, наших реалий и многого другого. Но с другой стороны, мы сами можем менять эти рамки. Этот проект уже показал, что интерес горожан создает определенное давление на чиновников, которое повышает качество их работы. Общественный контроль всем нам необходим, он является единственной основой повышения эффективности власти и позволяет избегать коррупции и превышения должностных полномочий.

Но самый главный плюс проекта в том, что он создает потенциал выявления новых людей, готовых улучшать то самое качество принятия решений. После 1917 года в стране появилось огромное количество социальных лифтов, которые полностью перестроили наше общество. А сейчас таких лифтов мало, мы их не видим. Я, со своей стороны, постоянно сталкиваюсь с проблемой назначения на новые должности. Для меня главное — личная мотивация и квалификация, а их не хватает... Человек либо может, но не хочет что-то делать, либо хочет делать, но нечто такое, чего лучше бы вообще не делал. И с такой же проблемой сталкиваются все уровни властных структур.

«Народный бюджет» имеет колоссальное значение для Череповца — это первый шаг к созданию того самого гражданского общества, вне зависимости от политических взглядов, уровня образования и прочих факторов. Но нужен формат, где можно попытаться соединить самые разные слои населения, сделать его более популярным. И все-таки не мэр должен решать, на что потратить средства города, это должны решать сами горожане. Да, мнений будет много, но важно прийти к тому самому общественному договору. И если уж череповчане хотят, чтобы строились детские сады, а потом решались проблемы ЖКХ, то так и должно быть. Но при этом все могут принять участие в этом решении, проявить себя и взять ответственность на себя. В конце концов, принять участие в формировании бюджета города — не право, а обязанность каждого горожанина.

СПРАВКА:

Алексей Мордашов:

«Народный бюджет» имеет колоссальное значение для Череповца — это первый шаг к созданию гражданского общества, вне зависимости от политических взглядов, уровня образования и прочих факторов. В конце концов, принять участие в формировании бюджета города — не право, а обязанность каждого горожанина.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 3 октября 2013 г.