Прожил полвека — получи диплом



Для некоторых наших земляков 45 — 50 лет — повод начать новый этап в жизни, получить новые знания, сменить работу.

«Старость не радость». Рассуждая так, многие готовятся к тихому остатку жизни. Но есть те, кто стремится работать, пока есть силы, и готов учиться новому и в 50, и даже в 85 лет. Они ходят на курсы, получают первое и второе высшее образование, защищают диссертации.

Почему учатся?

Их немного, но они приходят в приемные комиссии институтов каждый год, поступают и учатся, как правило, успешно. Ежегодно высшие учебные заведения Череповца набирают по 10 — 20 обучающихся старше 45 лет на разные формы подготовки, не считая курсов. Что толкает людей в таком возрасте к получению нового образования?

Причина первая и самая распространенная — нежелание потерять работу. Особенно это касается тех, у кого к 45 годам нет высшего образования.

Ближайший пример: реформа органов внутренних дел и аттестация их работников заставили множество кадровых офицеров устремиться за новыми корочками о высшем юридическом образовании. В прошлом году на специальность «юриспруденция» в местные филиалы Университета Российской академии образования (УРАО) и Современной гуманитарной академии (СГА) поступили более 200 сотрудников органов внутренних дел города, среди которых нескольким было и за 45. А например, в Череповецком государственном университете ситуация иная. В этом году 22 человека старше 45 лет получают здесь первое высшее образование. И какой-то общей тенденции нет, все обучаются на разных направлениях подготовки: от искусства и физической культуры до экономики и электропривода и автоматики промышленных установок и технологических комплексов.

Причина вторая, смежная с первой, — стремление к развитию своих профессиональных качеств, своего дела. К 40 — 45 годам люди достигают руководящих должностей — им требуются новые знания, образование в области управления персоналом, менеджмента например. Приходит понимание, что необходимо дополнительное обучение в привычной сфере деятельности или получение новой профессии, которая поможет совершенствоваться на своем рабочем месте. Так, экономисты, особенно бизнесмены, стремятся разобраться в правовой сфере, педагоги обычно получают психологическое образование.

Причина третья — смена деятельности. Приведем пример. Окончивший ЧВИИРЭ и отслуживший двадцать лет в армии череповчанин Евгений Семенов долго искал себя в гражданской жизни. Пошел было в автослесари, но вскоре понял, что психология ему гораздо интереснее. Получил второе высшее образование в Череповецком государственном университете в 53 года, сегодня работает психологом. Есть более распространенные случаи. Так, многие женщины к 50 годам получают дополнительное образование по специальности «бухгалтерский учет» и устраиваются на работу в этой сфере, благо бухгалтеры востребованы.

Причина четвертая — получение нового образования «для себя». Чтобы знать больше и жить лучше, наши земляки уже на пенсии идут в высшие учебные заведения. Как правило, для души изучают психологию, юриспруденцию. Для самосовершенствования оканчивают различные курсы. Особенно популярно среди пенсионеров направление «пользователь персонального компьютера» (или «компьютерная грамотность»). Так, в ЧГУ в прошлом году на этих курсах отучились 109 пенсионеров, в СГА несколько больше (и курсы там короче) — 180 человек преимущественно в возрасте от 60 лет. Все они хотят научиться пользоваться Интернетом, отправлять электронные письма, общаться с родственниками по скайпу и т. д. Среди этих студентов бывают люди в возрасте 76 или даже 86 лет.

Причина пятая — уникальная. Есть случаи, которые под общую тенденцию не подведешь. Например, в ЧГУ был студент, который получал высшее образование в возрасте около 65 лет. Учился и работал лаборантом на кафедре строительных технологий. А пришел он со словами: «У меня всю жизнь была мечта — получить высшее образование. Но, пока я работал, у меня такой возможности не было». В том же университете был случай, когда за высшим образованием пришла целая семья.

Как долго учатся?

Формы образования взрослые ученики выбирают разные. Большой популярностью пользуется профессиональная переподготовка по причине ее кратковременности (от 6 месяцев до 1,5 года). Еще короче курсы дополнительного образования, на них обучается самый многочисленный контингент старше 45 лет. Срок получения высшего образования зависит от предыдущих знаний: близки ли они новой специальности, высшее или среднее образование имеется у человека. Первое высшее получают 4 — 5 лет, второе высшее — 2 — 3,5 года.

В случаях, когда образование можно получить дистанционно — с помощью компьютерных технологий, — взрослые студенты выбирают эту форму как наиболее удобную для совмещения с работой. Многие не боятся сидеть среди юных соучеников, находят время на заочное или вечернее образование.

Где учатся?

Чтобы получить дистанционное образование по разным специальностям (от психологии и искусствоведения до юриспруденции и менеджмента), горожане старше 45 лет обращаются преимущественно в местный филиал Современной гуманитарной академии.

Что касается заочной или вечерней формы высшего образования, то самые востребованные программы — «экономика», «менеджмент», «бухгалтерский учет» — взрослые студенты изучают в Череповецком госуниверситете, Университете Российской академии образования, Институте менеджмента и информационных технологий. Более специализированное психологическое и педагогическое образование, а также целый ряд технических программ получают только в ЧГУ, а на юристов учатся в УРАО.

Для переподготовки в сфере государственного и муниципального управления идут в СГА, управлению персоналом обучаются преимущественно в ЧГУ.

Стать ученым в 63

Зоя Зверева ушла с поста директора школы № 1 только три года назад. Но и на пенсии каждый день 70-летней череповчанки расписан по часам. А в 63 года она защитила кандидатскую диссертацию.

Директором школы № 1 Зоя Зверева работала с 1987 года. А началась ее учительская карьера в сельской школе. Еще после окончания вуза по специальности «математика и черчение» она раздумывала о том, чтобы поступить в аспирантуру, изучать высшую алгебру. Но тогда Зоя Александровна и не подозревала, что сядет за аспирантские тетради в возрасте 58 лет и по специальности «общая педагогика».

Заняться написанием диссертации, обобщив 20-летний опыт школы в области краеведения, ей предложили в ВГПУ. И у Зои Александровны помимо основной работы началась активная исследовательская деятельность. В 2005 году она защитила диссертацию, посвященную тому, как изучение родного края влияет на развитие детей.

Научно-исследовательская работа Зои Зверевой продолжается и сейчас посвящена нашему земляку, легендарному кардиохирургу, академику Николаю Амосову. Почти 20 лет назад череповецкая делегация встретилась с Николаем Амосовым в Киеве, и с тех пор Зоя Зверева начала переписку с великим земляком. Фрагменты этой переписки она и хочет издать отдельной книгой, которую сейчас готовит.

Много времени Зоя Александровна проводит в библиотеках — но не только за чтением. Она руководит литературным клубом «Элегия» в библиотеке № 2: организует встречи любителей книг, обсуждения на разные темы. Присоединилась к движению «Дети войны» при библиотеке № 3: помогает в сборе материала для книг воспоминаний своих ровесников о годах войны. В городском женсовете Зоя Зверева состоит еще с момента его создания — с 1987 года. А два года назад стала председателем совета дома. И это, можно сказать, еще одно образование.

— Двадцать лет назад Николай Амосов на вопрос, как достичь долголетия, ответил нам: «В старости надо не бегать, но ходить, совершать прогулки. А еще нужно, чтобы у вас было дело, пусть и незначительное, но дело». И сейчас я понимаю, как много значат эти слова, как много сил дают добрые дела. И нужно спешить их делать, пока жив, — советует молодым и пожилым Зоя Зверева.

Из рабочих — в директоры

Александру Цветкову было около 40 лет, когда он пошел учиться по специальности «менеджмент», сев за парту вместе с юными студентами. В итоге дипломная работа Александра заняла первое место по вузу. А высшее образование позволило перерасти из рабочего класса в исполнительные директоры предприятия.

Александр Цветков, окончив лесмех, всю жизнь работал с автотранспортом. Дослужился до начальника участка механизации. Но вот началась реорганизация структурных подразделений — и участок, где он работал, превратился в ООО «Металлургремонт-Авто». У Александра Николаевича как у человека с большим опытом работы появилась возможность занять вакантную должность исполнительного директора новоиспеченного предприятия. Но руководство поставило условие: должно быть высшее образование. Да и сам Цветков не прочь был поучиться.

— Чем старше человек, тем меньше он востребован. В объявлениях о приеме на работу всюду пишут: нужен человек до 35 — 40 лет. Так что чем больше у вас образований в возрасте от 40 лет, тем больше преимуществ, перспектив и возможностей закрепиться на своем рабочем месте, — рассуждает Цветков.

Раз должность ему светила руководящая, то и специальность выбрал «менеджмент». Поступил в ИМИТ (филиал) СПбГПУ на заочное отделение.

— Продолжал работать и учился вместе с остальными заочниками: ходил на сессии дважды в год. Разница в возрасте как-то не ощущалась, очень хороший был коллектив на курсе. И кроме того, чувствовалось уважение более молодых к моему возрасту.

Обстоятельства заставили уйти в академический отпуск незадолго до защиты диплома. А доучивался уже в филиале СГА — еще 1,5 года, но уже дистанционно. Свой диплом Александр Цветков защитил в 46 лет. Работу писал по незнакомому для него оборудованию холодного проката — захотелось познакомиться с чем-то новым. В итоге она стала лучшей в выпуске СГА и получила грамоту на конкурсе работ выпускников московских вузов.

Своей цели Александр Цветков достиг, и новое образование в работе очень помогает. Подал положительный пример и своему сыну: тот сейчас получает второе высшее образование по специальности, тоже не связанной с первой.

«Перед внуками не стыдно»

Александр Стаканов защищает диплом менеджера в конце января, ему 58 лет. Он честно признается, что в его работе — старшим инспектором рыбоохраны по западным районам Вологодской области — эти знания не особо пригодятся. Но не хочется отставать от семьи, где у всех взрослых есть высшее образование.

Стаканов, уроженец и житель Кадуя, в молодые годы окончил техникум и стал работать в природоохранной структуре. Но в возрасте старше 50 ему порекомендовали получить высшее образование. Конечно, инспектору надзорного органа логично было бы получить юридические знания.

— А я пошел на менеджера. Мне это показалось интереснее. Юридическую сторону своей работы я уже досконально изучил на практике. А тут умные люди по телевизору только и говорят: «менеджмент», «менеджер» и прочие термины. Вот теперь я гораздо лучше стал их понимать, — с улыбкой объясняет свой выбор Александр Алексеевич.

За четыре года обучения он не только разобрался в том, что же такое менеджмент, но и изучил общеобразовательные предметы, а также научился работать с компьютером. Образование осваивал дистанционно, а зачеты-экзамены сдавал на учебной площадке СГА в Кадуе.

— Вообще-то на базе неродственного среднего специального образования он должен был учиться пять лет. Но хорошо закончил первый и второй курсы, и мы вышли с предложением на ректора академии о переводе Александра Алексеевича на ускоренную форму обучения. Ученый совет СГА в Москве дал добро, — рассказывает об уникальном студенте его научный руководитель и директор череповецкого филиала СГА Петр Наумченко.

— Если мое начальство пожелает продолжить со мной работу — я буду дальше трудиться. А вообще у меня в семье все с высшим образованием. Жена поступила в Академию госслужбы в Вологде в 45 лет, дети оба с высшим образованием и тоже на государственной службе. Вот и мне теперь перед ними не стыдно! А как защищу диплом 30 января — у нас будет семейный праздник. Диплом всем друзьям покажу — их у меня много, и все за меня порадуются.

Умудренный жизнью Стаканов считает: учиться нужно в любом возрасте, потому что жизнь в 50 лет не кончается и нужно быть положительным примером для своих детей и внуков.

Юлия Бочкарева,
Газета "Речь", 30 января 2013 г.