Сколько должен стоить автобусный билет?
Ответ на этот вопрос МУП «Автоколонна № 1456» ищет вместе с депутатами и чиновниками.
Цены на дизтопливо и ГСМ вновь стремительно двинулись вверх. Электроэнергия тоже не дешевеет. Как удержать цену на проезд в городских автобусах и трамваях? На минувшей неделе депутаты городской думы предложили свой вариант.
Освободите от налогов
Впервые вопрос о стабильной работе муниципальных предприятий, занятых пассажирскими перевозками, был поднят в конце июня. Тогда директор автоколонны № 1456 Виктор Смирнов обратился в городскую думу с просьбой освободить его предприятие от налога на имущество и транспортного налога. Цена вопроса — 7 млн руб. в год. Летний ответ депутатов был четким: принять решение о возобновлении льготы может только Законодательное собрание области, но из-за трудного финансового положения регионального бюджета подобное вряд ли возможно. Вернулись к обсуждению этого вопроса в том же составе 9 октября.
Виктор Смирнов доказывал свою позицию с цифрами в руках:
— Еще 1 января 2012 года себестоимость одного билета составляла 22 руб. Мы до сих пор возим людей по цене 16 руб. За полгода валовая выручка предприятия составляет 400 млн руб. Но с учетом постоянного роста цен на ГСМ и топливо и увеличения отчислений со стороны работодателей, а также наличия других обязательств предприятие «Автоколонна № 1456» пока работает в минус. Планируется, что убытки могут составить 35 млн руб. Из них 7 млн руб. — это налоговая нагрузка.
Напомним, что с 2012 года Законом Вологодской области от 9 июня 2011 года №
Откуда убытки?
— А какой будет цена одной поездки, если льготы предоставят? — первым делом поинтересовались депутаты.
— Тогда нам удастся удержать цену на уровне 18 руб. за билет, — отрапортовал Виктор Смирнов. — И это позволит только выживать предприятию, не говоря о его развитии.
Реакция депутатов на этот подсчет была неоднозначной.
— Это муниципальное предприятие является единственным способом сдерживания цен на рынке пассажирских перевозок, — отметил Юрий Макаров. — И поддерживать его необходимо.
— А почему тогда частники не разоряются? — задал вопрос Сергей Орлов. — Ведь в убыток частники работать не будут.
— Дело в том, что многие маршруты специально создавались городом для частных перевозчиков, — пояснил Виктор Смирнов. — И они работают только на прибыльных маршрутах. Мы же обязаны работать и на заведомо убыточных маршрутах, чтобы обеспечить горожан общественным транспортом внутри города. Вдобавок частный перевозчик работает как индивидуальный предприниматель и платит налоги по упрощенной системе, а это значит, что у него минимум в три раза меньше налоговая нагрузка на один автобус по сравнению с нашим предприятием. При этом даже частники давно говорят, что возить за 16 руб. им становится крайне невыгодно.
— А все ли в порядке у предприятия с менеджментом? — усомнился Алексей Важенин. — Имея полугодовую валовую выручку в 400 млн руб. — и работать в минус? Может, проще сменить экономистов и управленцев?
На эти вопросы ответил зам. мэра Александр Шевелев:
— Автоколонна № 1456 полностью принадлежит городу. За ее финансовой деятельностью пристально следят ревизионные органы, в том числе и Контрольно-счетная палата городской думы. Всего в Череповце у нас 14 муниципальных предприятий, и четыре из них работают в убыток. Сейчас на каждом из них, в том числе и в автоколонне, создана специальная рабочая группа под моим руководством. Создана программа вывода этого предприятия из кризиса и найдены необходимые внутренние резервы, в том числе и в части сокращения персонала, снижения издержек на содержание имущества и т. д. Более полно я готов представить эту программу на ваш суд через неделю. Если будут предоставлены налоговые льготы и реализованы все этапы программы, то предприятие сможет сработать уже в этом году пусть в небольшой, но все-таки плюс — 635 тыс. руб. Но здесь многое зависит от роста цен на дизельное топливо, ведь уже в начале осени цены были выше тех, которые закладывались на конец года. Предугадать скачок цен сложно...
Подтверждением эффективности антикризисной программы на этом предприятии стали цифры. В 2011 году убытки автоколонны составили 38 млн руб., причем еще действовала налоговая льгота. В 2012 году убытки запланированы максимум 35 млн руб., но фактически за полгода они составили лишь 7 млн руб. При этом цена на проезд в городском транспорте и в этом, и в прошлом году составляла 16 руб.
Льгота необходима всем
— А куда пойдут сэкономленные благодаря налоговым льготам деньги? — вновь озаботились депутаты.
— На оптимизацию материально-технической базы, — ответил зам. мэра, начальник финансового управления мэрии Сергей Косарев, — и в первую очередь на обновление устаревшего автопарка. А вообще, подобные трудности испытывают все муниципальные предприятия, не говоря уже об учреждениях образования, здравоохранения и т. д. Общая нагрузка на городской бюджет по уплате налога на имущество составляет 110 млн руб. в год. И по сути, это постоянное перекладывание денег из регионального бюджета в муниципальный, и наоборот.
— Тогда нужно быстрее принимать обращение и уговаривать наших старших товарищей — депутатов Законодательного собрания принять определенное решение, — выступил депутат Валерий Федоров. — Городская администрация на эту тему уже общалась с областными парламентариями, избранными в Череповце?
— Да, 21 сентября на встрече мэра с депутатами Законодательного собрания эта тема обсуждалась, — ответил Сергей Косарев.
Итог обсуждения — депутаты согласились с доводами чиновников и поручили им подготовить текст обращения в Законодательное собрание области, подкрепив скрупулезными финансовыми расчетами. И речь в этом обращении должна пойти о предоставлении льготы на имущество всем муниципальным предприятиям и учреждениям. При этом отдельной строкой необходимо прописать нужды муниципальных транспортных предприятий города в предоставлении и льготы на оплату транспортного налога. Кстати, автоколонна № 1456 подпадает под категорию организаций, содержащих колонны войскового типа, а значит, по федеральному законодательству регион вправе установить для нее более льготные условия.
Кстати, депутаты и представители городской администрации в ходе диалога не раз подчеркивали, что повышения цены на билет до 22 руб. в ближайшее время не будет. Максимальная планка увеличения цены на билет — 18 руб., поскольку слишком большой рост цен на услуги городских автобусов может больно ударить по социально незащищенным горожанам. В расчет берется и нагрузка на городской бюджет после введения с 1 октября городского льготного проездного для пенсионеров и ветеранов стоимостью 500 руб.
Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 15 октября 2012 г.