Технику берут, но ажиотажа нет



Электроника и крупная бытовая техника в череповецких магазинах стала пользоваться повышенным спросом. Но как признаются сами продавцы, это скорее предновогоднее явление. Особенно популярны у покупателей телевизоры и холодильники.

Собираясь в поход по магазинам бытовой техники, журналисты «Речи» на основании популярных в последнее время телесюжетов уже рисовали в воображении огромные очереди, протянувшиеся от касс до складских помещений, и измученные лица менеджеров, не знающих, куда бы спрятаться от сметающей все на своем пути лавины покупателей. Реальность оказалась иной. В первом же встреченном по дороге магазине одной известной торговой сети мы увидели не совсем то, чего ожидали. Возможно, потому, что был всего лишь пятничный полдень и до окончания рабочей недели оставалось еще несколько часов, но количество людей в зале воображение не поразило.

Подойдя к одному из свободных продавцов-консультантов, мы поинтересовались: как же так?

Где толпы обезумевших покупателей, о которых все только и говорят? Молодой человек нам пояснил:

— Действительно, клиентов в декабре было значительно больше обычного, но в последние дни ажиотаж спал. Напуганные падением рубля, люди старались поскорее потратить деньги. Возможно, те, кто хотел это сделать, уже сделали. Сейчас покупают примерно так же, как это было в прошлом году, или чуть больше. Очередного всплеска продаж мы ожидаем перед самыми праздниками.

В следующем магазине нам сказали примерно то же самое. Еще в одном заметили, что хоть запасы товара и истощились, но на подходе две полные фуры. На вопрос, какая техника пользуется наибольшим спросом, менеджер нам ответила, что вне конкуренции телевизоры и холодильники (именно покупка дорогих товаров может рассматриваться как способ вложения накоплений, поэтому интерес к мелкой технике потихоньку спадает). Далее следуют встраиваемая и крупная бытовая техника, мультиварки и печи.

В магазине, специализирующемся на продаже компьютеров и электроники, сказали, что в декабре спрос в отличие от ноября хороший. Лучше даже, чем в прошлом году, но все равно в пределах разумного. Заодно подтвердили, что после Нового года цены с поступлением новых партий товара поползут вверх. В одной из небольших розничных сетей, торгующей сотовыми телефонами и сопутствующими товарами, сообщили, что уже повышали цены два раза за две недели.

При этом один из их поставщиков успел за два дня повысить цены три раза.

Разумеется, опасения дальнейшего подорожания гонят многих россиян в магазины, поскольку кофеварка в руках все-таки лучше, чем доллар в небе. Наблюдая за падением рубля, наученные горьким опытом сограждане стремятся сохранить то, что долгие годы откладывали на черный день. Такая картина наблюдается сейчас во всех российских городах. Вот что сказала нам одна немолодая пара, оформлявшая на кассе сразу четыре покупки (телевизор, блендер, смартфон и планшетный компьютер):

— Все говорят, что скоро все кругом подорожает. У нас на карте скопилась определенная сумма, и мы решили ее потратить. Все равно телевизор хотели менять, почему бы не сделать это сейчас? Заодно и детям к празднику подарки сделаем. Вещи стараемся брать не самые дешевые, чтобы подольше прослужили. Скоро мы с мужем выходим на пенсию, поэтому денег таких в руках, возможно, уже и не увидим.

Как пишут эксперты, потребительский ажиотаж вокруг бытовой техники провоцируют и сами продавцы. Они умышленно говорят о грядущем подорожании, чтобы покупатели кинулись сметать все с прилавков. Возможно, что в сложившейся ситуации это не самый плохой путь сохранить свои сбережения. Большинство финансовых аналитиков сходятся во мнении, что не стоит вкладывать накопления в валюту, предвкушая, что доллар будет неуклонно дорожать. Поэтому, если есть желание приобрести что-то из дорогостоящей техники или, к примеру, автомобиль, сделать это лучше прямо сейчас.

То, что импортные товары, которые будут поставляться в Россию после Нового года, прибавят в цене, — дело, можно сказать, решенное. Сейчас же многие продавцы совместно с производителями пока еще запускают различные предпраздничные стимулирующие акции вроде предложения подарочных смартфонов или рассрочек для пенсионеров.

Илья Драницин,
Газета "Речь", 22 декабря 2014 г.