Удержать свое молоко



Череповецкие прилавки пытается завоевать привозная продукция. Ценой или качеством?

Проверки Роспотребнадзором качества сливочного масла, привезенного в наш город из других регионов, показали: на 90 % это либо спреды, либо фальсифицированная продукция. Об этом, в частности, говорилось на совещании в Череповце в конце минувшей недели.

Баланс интересов

В Череповце падают продажи череповецкого и вологодского молокаВ управлении экономической политики собрались представители трех сторон. Власти — зам. начальника департамента сельского хозяйства области Ирина Романова, она вела совещание; зам. мэра Череповца Михаил Ананьин. Производителей молочной продукции из Череповца, Вологды, Шексны, Чагоды, Липина Бора, Тотьмы, Устюжны и т. д. Торговли — федеральные сети: ТЦ «Лента» и др.

Цель торговли — объемы продаж и выручка. Цель власти и производителей — чтобы на прилавках Череповца и области доминировала местная продукция.

— Вологодская молочная продукция — это гарантия качества, — говорит Надежда Щавлева, директор ООО «Вологдамолпром» (объединяет комбинаты Вологды, Череповца, Шексны, Чагоды и т. д.). А вот привозная уже подмочила свою репутацию.

— По результатам последних проверок, 90 % отобранных проб сливочного масла показали, что это либо спред, либо фальсифицированное масло, — говорит Валентина Анисимова, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора. — Причем чаще всего это не промышленная упаковка, а масло-монолит.

Отсюда и дешевизна. Спред изготавливают из растительных жиров, натуральное масло — только из молока. А монолиту легче маскироваться под настоящее вологодское масло.

— Доходит до абсурда, — бросает кто-то реплику из зала. — Сырок за четыре рубля — это как?

Держите объемы

Федеральные сети жестко диктуют свои требования. Они готовы принять любую «молочку», но...

— Перебоев в поставках, ассортименте быть не должно, — говорит представитель «Ленты». — Покупатель не будет входить в положение производителя. Нет местной продукции — прилавки заполнит привозная.

На это у производителей свои аргументы. Маленьким предприятиям не потянуть объемы и требования к упаковке, а большим, прежде чем попасть на прилавки федеральных сетей, нужно отогнать молочную продукцию (скоропортящийся товар!) в распределительные центры — Иваново, Ярославль, а потом обратно в Череповец. А это расходы.

— Где логика? Меняйте правила, — возмущается кто-то из участников.

Вернуть упущенное

Перед совещанием Ирина Романова лично объехала череповецкие магазины.

— Ситуация не настолько плоха, как я думала, — говорит Ирина Васильевна. — Череповецкая продукция есть. Наш покупатель привык к натуральной, своей продукции, и она должна быть в первую очередь представлена на наших прилавках. В Череповце — череповецкого комбината, в Вологде — вологодского. Перебои в поставках — и прилавки моментально заполнит привозная продукция не лучшего качества. И мы этого допустить не должны.

Череповецкий молочный комбинат лихорадит. Сейчас он на внешнем управлении — в стадии финансового оздоровления.

— Да, мы упустили полки, — признается Александр Шведов, зам. директора комбината. — Возвращать их будет трудно. Но мы наращиваем темпы производства и выходим на всю линейку молочной продукции.

Это хорошо, делают выводы участники совещания, у привозной продукции будет сильный конкурент. Но будут и упреждающие меры. Губернатор Олег Кувшинников распорядился, невзирая на дефицит бюджета, выделить 1,5 млн рублей на мониторинг качества привозной продукции. Донести до потребителя его результаты — самый убедительный аргумент в пользу качества.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 9 сентября 2013 г.