Управляющие компании требуют срочно поднять тариф
На прошлой неделе УК Череповца заявили, что без повышения тарифа на их услуги обслуживание домов резко ухудшится.
В том, что тариф на содержание и ремонт жилья не растет, управляющие компании города обвиняют прежде всего муниципалитет, который тянет с изменением цен. Собственники тоже крайне неактивны. А УК, по их собственному признанию, начинают уходить «в минус».
Переживем ли зиму?
Руководители крупных управляющих компаний собрали круглый стол под названием «Мы не хотим быть «козлами отпущения», пригласив на него журналистов. Тема разговора — необходимость скорейшего повышения тарифа на содержание и текущий ремонт жилья. В большинстве управляющих компаний он не менялся с 2009 года, тогда как тарифы на коммунальные услуги (свет, воду, газ) растут неуклонно.
— Ситуация обострилась настолько, что замалчивать ее мы уже не можем, — подняла проблему Виктория Синицкая, исполнительный директор саморегулируемой организации «Развитие управляющих компаний» (НП «РУК»). — С властью города мы неоднократно пытались наладить диалог на эту тему, но пока, к сожалению, не очень получается принять какое-то обоюдное решение.
О пассивности мэрии и собственников квартир в принятии нового тарифа в этот день говорилось много. Но если бездействие жильцов УК списывают на сохранившийся с советских времен менталитет, то «молчание» властей — на откровенный популизм. Между тем свои надежды управляющие компании возлагают именно на мэрию, которая имеет право утвердить тариф на содержание и ремонт жилья для домов, не принявших такого решения. То есть для большинства...
Что будет, если тариф не повысить в ближайшее время?
— В этом году управляющие компании из последних сил подготовили жилой фонд к зиме, показав крайне низкий темп подготовки — худший за последние восемь лет. Многие при этом залезли в долги, с которыми еще не рассчитались. У нас есть опасения, что этой зимой мы просто не сможем выполнять часть работ, — сообщил председатель СРО НП «РУК» Михаил Карпов.
В первую очередь, предупреждают УК, могут возникнуть проблемы с уборкой снега во дворах и с крыш — из-за нехватки рабочих рук и невозможности обновить технику, которая эксплуатируется уже больше семи лет.
Кроме того, если цены на обслуживание и ремонт домов останутся на прежнем уровне, собственники понесут излишние траты на коммунальные ресурсы.
— Потребитель окажется в петле. Не вкладывая денег в развитие своего дома, он вынужден постоянно увеличивать плату за коммунальные услуги. А существующий тариф на содержание и ремонт не позволяет вводить какие-либо энергосберегающие мероприятия, что ведет к нарастанию платы за коммунальные услуги, — объяснил зам. директора по финансам УК «Комфорт» Сергей Макаров.
Нечем гасить долги
Еще одна беда управляющих организаций — задолженность населения за коммунальные ресурсы. Оплачивать их потребление ресурсоснабжающим организациям следует на 100 %, иначе поставщики подают на управляющие компании в суд. Для примера: за этот год группа компаний «Комфорт» должна заплатить «Теплоэнергии» около 7 млн рублей пеней за неуплату с учетом госпошлины. Хроническими должниками перед ресурсопоставляющими организациями являются все управляющие организации города. Известно, что гражданам те же проценты, что и организациям, выставлять нельзя. И даже выигранные суды с должниками не гарантируют возврата средств. Управляющие компании видят один выход — брать кредиты.
— А за счет каких средств мы будем их погашать? За счет тарифа на содержание и ремонт жилья — только от него мы получаем прибыль. И если его не увеличивать, не будет источника погашения задолженности населения, — выкладывает логику управляющих организаций Сергей Макаров.
В целом на погашение недобора платежей за ресурсы и на налоги тратится порядка 25 % средств, собранных по тарифу на содержание и ремонт.
По словам руководителей УК, количество должников со временем практически не увеличивается, но возрастает сумма долга, так как растут тарифы на коммунальные ресурсы.
Сознание жильцов меняется
Нельзя сказать, что собственники квартир (советы домов) вообще не проявляют инициативы в повышении тарифа. Управляющие компании признают, что со временем все больше людей самостоятельно принимают новый тариф на общих собраниях. Но пока их все равно мало, а к консенсусу идут через тернии.
— У нас порядка десяти домов все-таки приняли новый тариф, но на это ушло около месяца, — рассказывает Сергей Макаров. — Один дом увеличил тариф очень существенно — на 60 %, но в них вошел серьезный ремонт. А другой дом выбрал минимальное повышение и вообще убрал из тарифа статью «текущий ремонт» (на доме есть дополнительные денежные средства от аренды).
— За те годы, что мы управляем жилыми домами, люди сильно изменились, — продолжает директор «Альянс-групп» Александр Сметанин. — Если раньше было сенсацией, что собственники принимают решение о замене трубопровода в подвале, то сейчас это обыденность. Советы домов требуют планировать ремонтные работы на год-два вперед. Но как только мы доходим до повышения платы за техническое обслуживание, собственники голосуют против.
— Скорее дома развалятся, чем все в городе дойдут до самостоятельного повышения тарифов, — резюмирует Сергей Макаров.
Сколько же продержатся управляющие компании при повышенных тарифах, если, к примеру, они будут приняты в этом году? Руководители УК ответили на это, что тариф рассчитывается под определенный перечень работ; если собственники захотят его изменить, то в очередной раз поменяется и тариф. Увеличивать плату за содержание и ремонт жилья нужно ежегодно хотя бы на процент инфляции, настаивают управляющие компании. Да, квартплата и так растет с каждым годом, но доля платы за техобслуживание при этом все ниже, и услуги УК соответственно все хуже.
— Люди, отдавая деньги за квартиру, считают, что много отдали управляющей компании. А то, что компания получила из них только 16 %, никто понять не может, — негодует Михаил Карпов. — И кто вообще придумал поднимать тарифы на общих собраниях собственников? Далеко не все жильцы экономисты! Вот если собственники будут принимать тарифы на коммунальные ресурсы — они вообще будут расти?
МЭРИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ГОТОВА К НАЗНАЧЕНИЮ ТАРИФА
Что же думает по поводу повышения тарифов на содержание и ремонт муниципалитет, обвиненный управляющими компаниями в затягивании решения вопроса? Позицию мэрии озвучил корреспонденту «Речи» и. о. начальника департамента ЖКХ Сергей Васюнов.
Если все будет так, как сообщил чиновник, управляющие компании могут считать себя услышанными. По словам Васюнова, подготовка к утверждению мэрией тарифов на содержание и ремонт жилья закончится в ноябре. Согласно законодательству мэрия может установить тариф только для тех домов, в которых закончился срок действия договоров управления и в которых собственники общим собранием не приняли решения об установлении тарифа.
Основные документы для назначения новых тарифов уже готовы. Это минимальный перечень работ по содержанию и текущему ремонту дома с указанием их периодичности и цен, а также разработанные совместно с управляющими компаниями дополнительные методы контроля за выполнением этого перечня. Сергей Васюнов уточняет, что данный перечень будет обязателен для всех управляющих компаний независимо от содержания договоров управления.
— В том, что мэрия сейчас вынуждена заниматься утверждением тарифов, прежде всего есть вина управляющих компаний. К сожалению, они не смогли согласовать тарифы с собственниками на общих собраниях, — рассуждает Сергей Васюнов.
Всего будет утверждаться восемь тарифов по восьми группам домов. Специалисты департамента ЖКХ совместно с финансовым управлением мэрии разработали тарифы в зависимости от типа и проекта дома.
В октябре муниципалитет обратился в городскую думу с просьбой наделить его полномочиями по назначению тарифов на содержание и текущий ремонт жилья. Но этого недостаточно, чтобы быть абсолютно безупречными перед законом.
— Чтобы жители не посчитали тариф слишком завышенным, мы грамотно и скрупулезно подходим к мере по введению тарифа, — разъясняет Васюнов. — Мэрия не может просто взять перечень домов у управляющих компаний и установить для них новые тарифы. Для этого нужен определенный регламент, который сейчас и разрабатывается.
Руководитель департамента ЖКХ четко заявляет: мэрия продолжает настаивать на том, что управляющие компании должны налаживать коммуникации с жителями и предоставлять услуги в полном соответствии с договорами на обслуживание. Муниципалитет готов участвовать в установлении тарифа до тех пор, пока собственники не будут принимать самостоятельные решения, пока не сложится диалог между жильцами и управляющими компаниями.
— Но управляющие компании должны четко осознавать: за повышением тарифов должно последовать улучшение качества обслуживания домов и усиление контроля за работой управляющих организаций, — говорит Сергей Васюнов.
Даже после утверждения тарифа на обслуживание жилья мэрией у жителей остается право изменения тарифа как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Сделать это можно на собрании собственников при наличии кворума.
Юлия Бочкарева,
Газета "Речь", 9 декабря 2012 г.