Велосипедисты педалируют свои интересы
Городские власти впервые выслушали участников велоклубов, но дальше разговоров пока не пошло.
Бесправие велосипедистов на дорогах, их же зачастую хамское и опасное поведение, рост числа происшествий с участием велосипедов — не замечать эти факты ответственные структуры больше не смогли. Стороны попытались вместе найти решение острых проблем.
Проблема двух колес
В совещании, которое прошло в мэрии под председательством и. о. зам. мэра Наталии Самчук, посредством видеосвязи принял участие генеральный директор московского ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игорь Маркин. Он первым делом высказал удивление, как в Череповце образуются автомобильные пробки, ведь 90 % поездок — «наверняка короткие поездки».
— В вашем городе сам бог велел развивать велосипедный транспорт, так как диаметр семь километров — это оптимальная велосипедная доступность, — отметил ученый.
Ведущий специалист комитета по физкультуре и спорту мэрии Ирина Лысенко привела данные, согласно которым продажи велосипедов в Череповце активно растут: если еще пять лет назад средний спортивный магазин продавал по сто велосипедов в год, то сегодня — уже около пятисот. Наиболее крупные точки продают по тысяче и более единиц двухколесного транспорта.
— Участники дорожного движения стали по отношению друг к другу взаимоопасны, — обозначила последствия чиновник.
Руководитель ООО «Череповецкая велошкола» Александр Жуков обратил внимание, что велосипедисты — это такие же жители города, для части которых велосипед лишь увлечение, а для других — способ добраться до места работы. Выступавший предложил проектировать новые районы с учетом развития велосипедной сферы, а в старых кварталах «где-то что-то сделать» и «хотя бы метр отрезать от проезжей части» для движения велосипедистов.
Кроме того, сами же велосипедисты подняли вопрос поведения своих коллег и предложили систематизировать и углубить обучение юных водителей велосипедов еще в школе.
— ГАИ этим занимается, но представителям ГАИ сложно понять велосипедистов, так как инспекторы сами редко ездят на велосипедах, — констатировал Александр Жуков. — Им достаточно один раз проехать из Зашекснинского района в любой другой, и все станет ясно. Также мы предлагаем хотя бы один раз в году устраивать день отказа от автомобилей по всему городу.
Представитель спортивного направления велосипедного движения Глеб Легостаев пожаловался на то, что спортсменам негде тренироваться, а для популяризации велоспорта не мешало бы провести в Череповце какую-нибудь крупную гонку.
Велосипед спасет от пробок
Начальник отдела по организации дорожного движения предприятия «Электросвет» Дмитрий Жаворонков рассказал, что велосипедистам нужно создавать условия, так как помимо прочего велосипеды оптимизируют движение в городе. Если один автомобиль требует в среднем 25 м2 парковочной площади (у дома, у работы, магазина и так далее), то велосипед вполне помещается всего на 2 м2. Ресурсы расширения дорог уже практически исчерпаны, и дальнейшее «ублажение» владельцев личных авто за счет уничтожения газонов, тротуаров и придомовых территорий многие считают нецелесообразным.
Кроме того, велосипед экологичен, относительно безопасен, его провозная способность в расчет на полосу дороги выше, а скорость движения в городских условиях зачастую вполне сопоставима со скоростью машины.
Руководитель программы «Здоровые города» Наталья Шестакова подчеркнула, что «степень зрелости этого направления двигательной активности» достигла той точки, когда требуется его включение в стратегию развития города.
Чиновники предложили поискать свободные участки земли, чтобы организовать на них площадки для занятий велоспортом и обучения вождению велосипеда, где расставить даже дорожные знаки, чтобы люди привыкали к ним.
По мнению Дмитрия Жаворонкова, на ряде улиц ничто не мешает и созданию велодорожек, которые могут располагаться даже поверх подземных инженерных сетей, так как не несут на себе какой-либо серьезной нагрузки.
Как утверждают бывалые веловодители, их транспорт можно с успехом эксплуатировать и в зимнее время, примерно до минус 20 градусов, но при условии хорошо поставленной чистки дорог. Некоторые череповчане уже используют велосипед круглогодично и уверяют, что холод не проблема, а за велосипедом будущее логистики.
За и против
Член городского общественного совета Виктор Виноградов в пику велосипедной идиллии удивился, что на совещание не пригласили представителей «той стороны, которая против».
— Если люди восстанут, то ездите по канавам, товарищи, — высказал пенсионер. — Участники движения должны нести ответственность за то, как они ездят. Обязательно должны быть курсы обучения, сертификация, составлены списки велосипедистов. Предлагаю вернуться к практике СССР и вновь ввести нумерацию велосипедов. Прикрепить к ним номера, чтобы водители не скрывались с места ДТП.
Велосипедная общественность критику в свой адрес восприняла не менее эмоциально, заявив, что в таком случае номер нужно прикрепить и к каждому сертифицированному пешеходу. А вопрос о том, где нужно ездить велосипедистам в отсутствие дорожек, вызвал бурю возмущения.
— Правила дорожного движения — это единственный документ, которым мы все должны руководствоваться, — отрезал начальник отделения по организации дорожного движения отдела ГИБДД Сергей Ершов. — Там четко сказано, что тротуар предназначен только для движения пешеходов. Велосипедисты должны двигаться по проезжей части как можно ближе к краю группами не более 10 человек.
— То есть мы должны послать детей на проезжую часть и увеличить число ДТП? — начали провоцировать велосипедисты.
Старший инспектор группы пропаганды отдела ГИБДД Светлана Попова в ответ объяснила, что детям на велосипедах вообще нечего делать вне дворов и обособленных площадок, и любой разумный родитель это понимает.
— Но некоторые поступают иначе: получил ребенок три пятерки — иди купи себе велосипед, — приводит пример инспектор. — А где и как он будет ездить, их не волнует.
Что делать
Руководитель магазина «Триал-спорт» Михаил Бубнов, повернувшись к Виктору Виноградову, призвал «пенсионэров» не чинить козни, а самим сесть на велосипеды. Г-н Бубнов ответственно заявил, что в его магазине к каждому велосипеду выдают памятку с правилами поведения на дороге и телефоном бесплатного юриста-велосипедиста, который взялся консультировать в случае конфликтов с другими участниками движения. По словам велолюбителей, конфликтов возникает хоть отбавляй: в водителей двухколесных кидают бутылки, пытаются «забибикать», пинают велосипеды по колесам, не говоря уже о том, что многие автовладельцы считают своим долгом проехать по луже и облить водой велосипедного коллегу, едущего по правилам.
Игорь Маркин из Москвы привел спор к завершению, объяснив, что «если не будет безопасной зоны для перемещения велосипедистов, то никакие другие мероприятия не помогут».
— Город существует для людей, а не для того, чтобы работала промышленность или еще что-то, — рассудил Игорь Маркин. — Преимущество должны иметь незащищенные участники движения — пешеходы и велосипедисты.
Московский специалист выразил готовность принять от череповчан письменные предложения по развитию велосипедного направления и передать их в профильные ведомства. Участники совещания постановили создать рабочую группу, в рамках которой и будет продолжаться обсуждение.
Как решают велосипедный вопрос в Европе
В США власти все активнее развивают велосипедное движение, но не столько из-за пробок, сколько из-за желания сохранить здоровье нации. Приводятся такие статистические данные: 70 % поездок на автомобиле в Америке короче 3,2 км, и такое расстояние можно за 10 минут преодолеть на велосипеде. Американские ученые подсчитали, что если человек ездит на работу на машине, то через год он становится толще почти на 6 кг! Также исследователи приводят для сравнения ситуацию в европейских странах: процент людей с лишним весом в Европе гораздо меньше (13 %), чем в Америке (31 %), как следствие того, что в Европе на велосипед пересели от 9 до 25 % автолюбителей, тогда как в Америке всего 1 %.
А во Франции в 2007 году стали пользоваться системой круглосуточной аренды общественных велосипедов Velib, в основе которой лежит принцип «возьми велосипед на одной велопарковке и верни его на другой». Чтобы воспользоваться общественным велосипедом, необходимо зарегистрироваться на специальном терминале и выбрать на парковке велосипед. Затем найти поблизости от пункта прибытия аналогичную велопарковку и оставить на ней велосипед. Первые 30 минут пользования общественным велосипедом бесплатно. Только за первые 39 дней количество поездок на велосипедах составило порядка двух миллионов, то есть от 50 тыс. до 70 тыс. обращений за велосипедом в день. И это несмотря на плохую погоду. По итогам 2009 года количество пользователей услуги Velib возросло, благодаря чему было принято решение расширить географию Velib, разместив велопарковки в парижских пригородах. Единственным серьезным препятствием на пути расширения географии проекта является его постоянное удорожание из-за актов вандализма.
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 25 июня 2012 г.