Близок врач, да талон не достанешь?
Сотрудники редакции «ГЧ» пошли по поликлиникам в поисках самой короткой очереди.
Минздрав увеличил нормы времени приема пациентов врачами, не менявшиеся в течение 40 лет. В сентябре новые нормативы вступили в силу, правда, пока они носят рекомендательный характер и могут пересматриваться на местах. В наших поликлиниках, судя по регулярным жалобам читателей, пока все по-старому и проблемы все те же: времени отводится мало, врачи не успевают, пациенты стоят в очередях — за талонами, на прием, на сдачу анализов и т. д. «ГЧ» решил экспериментальным путем проверить, для всех ли череповецких поликлиник проблема очередей сегодня остается актуальной. На прошлой неделе сотрудники редакции дружно отправились в медучреждения...
Поликлиника № 1
«В поликлинику я пришла в среду, 30 сентября, в 10.30, — делает свой отчет Татьяна Тихонова. — Сначала решила воспользоваться инфоматом. Экран выдал календарь на сентябрь и предложил мне указать день для записи с 30 сентября по 30 октября. Нажала на
30 сентября — ответом было: «Доступные для записи дни в этом месяце отсутствуют». Перешла к октябрьской сетке. 1, 2, 5, 6-е число — по каждому из них выходила запись: «Не найдено электронное расписание на выбранный день. Пожалуйста, обратитесь в регистратуру».
В регистратуре у трех работающих окон стояли по два человека. Моя очередь подошла всего через две минуты, но свободных талонов к терапевту на текущую неделю уже не нашлось — записали только на понедельник, 5 октября. Обнадежило то, что время указали очень точное — 10 часов 36 минут: раз счет идет на минуты, значит, очереди у кабинета не предвидится?
Надежда оправдалась: ровно в 10.36 зашла в кабинет. Рассказав о своей проблеме, попросила направление к эндокринологу. Терапевт приняла вежливо и внимательно, даже измерила давление. Но к эндокринологу так просто, видимо, не попадешь: сначала нужно сдать анализы (врач предложила заодно еще парочку видов исследований — я согласилась).
— А к эндокринологу когда?
— Сначала нужно получить результаты анализов, а там будем смотреть.
Итог: 6 октября я иду колоть пальчики, а 9 октября меня ждет терапевт.
Могу предположить, что к специалисту меня все-таки направят, но попаду к нему я не скоро. Сейчас объясню, почему думаю, что «не скоро». 1 октября, через день после визита в регистратуру, я решила проверить, ведется ли в поликлинике интернет-запись. На сайте учреждения нашла информацию, что через Интернет можно записаться к врачу общей практики, участковому терапевту, урологу, фельдшеру и эндокринологу. Прочитав инструкцию, начала с терапевта — программа выдала такую информацию: «Лечебное учреждение не назначило врача, обслуживающего ваш участок. Обратитесь в регистратуру». Перешла к эндокринологам — их оказалось два. У одного все клеточки на текущей неделе были помечены красным цветом, что означает «время занято», либо серым (значит, запись на эти дни вообще не ведется), а на следующие недели расписания вовсе не было. У второго специалиста на три недели вперед все было красно-серо. Зеленых клеточек, сигнализирующих о свободном времени для записи по Интернету, не было. Но были голубые — на субботу, 17 октября, с 9.00 до 11.45.
По поводу голубого цвета давалось такое объяснение: «Время, которое было доступно для записи в регистратуре на
1 октября в 14 часов 01 минуту 54 секунды». На часах уже было 16.00, но я позвонила в регистратуру:
— На 17 октября к эндокринологу еще можно записаться?
— Можно, но для этого надо подойти в поликлинику.
Что ж, миновать участкового не удалось.
Добавлю, что к терапевту можно записаться по телефону, для этого в регистратуре выделен отдельный номер, по которому принимают звонки с 11.00 до 15.00«.
Поликлиника № 2
Отчет Натальи Демченко: «Записаться к терапевту в Заречье можно тремя способами: через Интернет (выделяется по 2 талона на день), по телефону (за 2 недели до приема), ну и в регистратуре — туда и отправилась. В 8.30 работали два окна, у каждого — по два человека. Две женщины, стоявшие передо мной, отошли сразу же — что-то их не устроило во времени или дате приема. То есть стояние в „очереди“ заняло у меня менее пяти минут. Регистратор меня оповестила, что на сегодня к моему участковому талонов уже нет.
— Давайте на другой день.
— У нас врачи на учебу уходят с завтрашнего дня, расписание изменится. Пока не знаем, как принимать будут. Пойдете сегодня к другому доктору?
— Хорошо.
— Вас какое время больше устраивает: в 15.00, в 17.00?
В общем, на прием я попала в тот же день. Конечно, в кабинет вошла не в 17.00, как предполагалось, а в 17.20, но ожидание это не было многочасовым, как мне сулили коллеги. Встретил врач меня нормально: ни грубости, ни недовольства, с которым не раз приходилось сталкиваться ранее. Стоит отметить, проблема у меня со здоровьем специфическая: потратила немало средств на платных специалистов, диагностику и различные процедуры, но пока никто ни вылечить, ни понять причину недомогания не смог. Тут доктор тоже долго размышляла на мой счет. В итоге позвала еще одного специалиста, и вместе они мне выписали целую пачку направлений на различные анализы и диагностирования. До кучи — флюорографию, которую я смогла пройти сразу и без всяких очередей. Ну а за те же анализы в платном центре, даже страшно представить, сколько бы я заплатила. Правда, если сдача крови прошла быстро, то в очереди на рентген пришлось сидеть ровно 2 часа. И тут причина была в неорганизованности работы: из кабинета выходили разные врачи, спрашивая, кто на какой снимок пришел, забирали „своих“ пациентов, запутывая тем самым людей в очереди. Осталось непонятным, почему нельзя выдавать талоны с указанием конкретного времени и тем самым избежать очередей и жалоб».
Поликлиника № 7
«Для того чтобы попасть на прием к терапевту в седьмую поликлинику (за Шексной), мне понадобилась 21 минута, — рассказывает Елена Билева. — В четверг в 16.40 на сайте поликлиники clinica7.ru нашла телефон регистратуры. Набрала номер
— Можно записаться к терапевту на завтра? — задаю вопрос.
— Завтра в 9.04 придете? Кабинет 34, полис не забудьте.
Положила трубку. Итого 5 минут. Завершила регистрацию в личном кабинете, выполнив все инструкции, — этого достаточно, чтобы брать талоны к врачу. Но еще распечатала и заполнила бланк «Добровольное согласие на передачу данных по сети Интернет», чтобы впоследствии можно было узнавать результаты анализов на сайте. Согласие с личной подписью требовалось передать в регистратуру.
На следующий день прихожу к терапевту. В узком коридорчике перед дверями в три кабинета десять человек — я одиннадцатая. Как-то грустно стало. Но спрашиваю:
— Я за кем буду? У меня талончик на 9.04.
— За мной, — отвечает девушка. — Мое время 8.57.
Никто из пациентов уже не удивляется такой минутной точности. Сажусь на стульчик, коленки почти упираются в противоположную стенку. Следом в коридорчик протискивается молодой человек — ему назначено на 9.11. Ждем. Из соседних кабинетов выходят люди, а из нашего 34-го никто не торопится. Тем не менее в 9.11 мигнула лампочка над дверями, приглашая следующего пациента. Девушка, что передо мной, нерешительно заглядывает в кабинет. Оказывается, там никого из пациентов нет! Через пять минут лампочка снова мигнула — моя очередь идти к терапевту. Протягиваю полис, озвучиваю свои жалобы на здоровье, отвечаю на вопросы врача и медсестры. Перед каждой — экран компьютера. Мое «досье», точнее, электронная карта пациента, пополняется новыми данными, и выносится вердикт:
— Сдайте анализы.
Тут же из принтера выползают бумажки с моими ФИО, датой рождения и даже кодом пациента. Пока не попрощались, решила еще на что-нибудь пожаловаться.
— А к офтальмологу как можно попасть?
— Мы вас в очередь запишем. Предварительно вам позвоним, чтобы согласовать время визита.
Да, меня так уже записывали к специалисту. Причем медсестра позвонила, когда рядом со мной находились коллеги. Все были в недоумении, не поверив, что звонок был не из частного медцентра, а из районной поликлиники. Уточняю, когда попаду к офтальмологу.
— Сейчас ведут прием два специалиста, так что в течение двух-трех недель попадете, — услышала в ответ.
Закрыла двери кабинета. На часах 9.20. В коридорчике остались сидеть 2 человека.
Отправилась в регистратуру — там пусто. Отдала бланк добровольного согласия для завершения регистрации в личном кабинете. Еще решила узнать, смогла бы я сегодня попасть к терапевту, не будь записанной накануне. Подошла с полисом к инфомату, из которого узнала, что незанятых окон предостаточно.
Может быть, это мне повезло?
— Павел Яковлевич, ваши пациенты жалуются? — задаю вопрос главному врачу.
Дмитриев даже не задумывается:
— Конечно, жалуются, как же без жалоб! Сейчас еще не все врачи вернулись из отпусков. Не хватает педиатров. Люди жалуются, что у нас вместе детская и взрослая поликлиники, хотя прием детей и взрослых ведется на разных этажах. Но вот построим третий этаж, будет посвободнее. Сейчас выбираем организацию, которая проведет проектные работы...
Положительный опыт
Итак, ситуация везде разная. Но наш эксперимент подтвердил, что самая доступная бесплатная медицина в Череповце — в Зашекснинском районе. Об этом не раз нам сообщали наши читатели и подтвердили представители городского здравоохранения, говоря, что это исключительно заслуга руководства учреждения и коллектива, которые сообща и собственными силами решали проблему.
Как отметил руководитель зашекснинской поликлиники Павел Дмитриев, основная причина отсутствия очередей — электронный документооборот: благодаря ему у сотрудников поликлиники значительно меньше работы. Электронные карточки позволяют одним нажатием кнопки узнать все о пациенте, посмотреть историю его болезни, сделать годовой эпикриз. Результаты анализов для образовательных учреждений идут сразу к медработникам школ и детсадов — люди лишний раз не приходят в поликлинику, не тратят свое время и время докторов. В поликлинике № 7 много ноу-хау, и все эксклюзивные. Дело в том, что компьютерная программа, по которой работает это учреждение, была разработана специально для него в соответствии с пожеланиями сотрудников. И она постоянно совершенствуется. Например, сотрудники поликлиники промониторили время приема и установили, что в среднем терапевт осматривает пациента в течение 8 — 9 минут, педиатр — 4 — 6 минут. В этих интервалах и выдаются талоны, что помогает избежать очередей.
Новые нормы
А что же нам предлагает Минздрав? Терапевты и педиатры при амбулаторном приеме должны тратить на каждого больного в среднем 15 минут, семейные врачи — 18 минут, неврологи и гинекологи — 22 минуты, офтальмологи — 14 минут, а оториноларингологи — 16 минут. При этом на заполнение карт и выписывание рецептов врачу отводится всего 5 — 6 минут, или 35 % времени приема. При повторном обращении общее время работы с одним пациентом должно составлять 70 — 80 % от первичного приема. Все нормы разрабатывались после мониторинга работы врачей отдельных специальностей в разных регионах страны. На очереди кардиологи, эндокринологи и стоматологи: информация, полученная из регионов, еще обрабатывается ведомством. А со следующего года нормы появятся в отношении фтизиатров, дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов. Обязательными к исполнению нормы станут, только если их внесут в трудовой договор каждого конкретного медработника.
Нет врачей — будут очереди
Руководители городской сферы здравоохранения появление очередей в поликлиниках связывают с нехваткой специалистов. Как отметил начальник управления организации медицинской помощи по городу Череповцу Сергей Подъяпольский, больше всего жалоб на очереди поступает в тех учреждениях, где самая низкая укомплектованность штата.
Вообще же в Череповце нет ни одной врачебной специальности, которая была бы укомплектована на 100 %. И это несмотря на то, что приток кадров существенно вырос: в 2014 году пришло 58 новых врачей, в этом — 59, а всего три-четыре года назад удавалось привлечь только по 18 — 20 молодых специалистов. Все дело в том, что сегодня очень высок процент медработников предпенсионного и пенсионного возраста и они массово уходят на заслуженный отдых. К примеру, в прошлом году из сферы ушло почти 80 специалистов, в основном на пенсию. И эта тенденция характерна для всей России.
Выводы
К сожалению, попасть во все поликлиники города у нас не получилось: не во всех районах города живут сотрудники редакции. Но и проведенный эксперимент показал, что хотя у всех учреждений проблемы есть (где с кадрами, где с площадями), но все они решаемы. И очереди в регистратуру и на прием устраняемы, правда, для этого необходимо желание руководителей медучреждений и, наверное, их небольшая амбициозность. Ведь организаторские проблемы решает не гуманность (верим, что у медиков ее достаточно), а желание сделать что-то лучше, чем другие.
Наталья Демченко,
Газета "Голос Череповца", 8 октября 2015 г.