Выбираем будущее усадьбы Гальских: для горожан и туристов



Четыре варианта архитектурно-градостроительной концепции развития усадьбы Гальских, разработанные Санкт-Петербургским ФГУП «РосНИПИ Урбанистики», были представлены на заседании градостроительного совета на прошлой неделе.

Принцип зонирования

Выбираем будущее усадьбы Гальских: для горожан и туристовОсновная задача проекта — разработка экономически целесообразных решений развития и застройки рассматриваемой территории. При создании концепции развития усадьбы Гальских были учтены имеющиеся в городе предпроектные наработки: генеральный план, правила землепользования, проекты восстановления усадьбы и застройки Зашекснинского района; а также транспортные потоки, особенности ландшафта и опыт других городов, схожих с Череповцом. Кроме того, специалисты провели комплексный анализ местности, учтя охранные зоны инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, зоны охраны памятников археологии и объектов культурного наследия усадьбы Гальских и т. д.

Были предложены четыре варианта развития усадьбы, причем в четвертом, базовом, доработанном и измененном варианте учтены все замечания и рекомендации, обсуждавшиеся ранее на заседаниях градостроительного совета и на рабочих совещаниях.

Все варианты основаны на принципе зонирования, каждая зона имеет свой статус, назначение, определенный перечень объектов.

Первый вариант включает въездную зону, где мог бы разместиться деловой комплекс (рестораны, гостиницы, выставочные залы); историческую зону (территория усадьбы Гальских); зону традиционных ремесел, где предполагается воссоздание вологодских деревень с их кустарными промыслами; зону индивидуального домостроения и спортивную зону. Этот вариант также предполагает организацию двухуровневой набережной со спусками к воде, парк развлечений и бассейн для запуска маломерных судов. Помимо этого здесь представлены велостадион, зона конного спорта и культурно-просветительский центр.

Во втором варианте предусмотрены въездная и историческая зоны, парковая зона (в которой выделены детская часть и большой парк для городских мероприятий), яхт-клуб и другое. Здесь также предполагается строительство многоуровневой набережной со спусками к воде, которая на территории усадьбы должна превратиться в эконабережную, то есть максимально приближенную к естественной. Изюминкой этого варианта мог бы стать комплекс для конного спорта: ипподром, манеж, конноспортивная база.

Отличительной особенностью третьего варианта стал тематический парк миниатюр Вологодской области. По замыслу проектировщиков, это особый вид музея под открытым небом, где будут сосредоточены уменьшенные копии основных достопримечательностей Вологодчины в масштабе 1:25.

В базовом варианте зона «Череповец Экспо», включающая в себя деловой центр с гостиницей и ресторанным комплексом, будет располагаться непосредственно у Октябрьского моста. Далее следует территория усадьбы Гальских и парк миниатюр, включающий территорию ремесел, информцентр, культурно-просветительский центр. Затем — насыпной мол с водными протоками, гребной клуб и спортивная зона с пунктами проката и спортбарами. Непосредственно рядом со вторым, проектируемым, мостом будет располагаться многоэтажный комплекс «Череповец-City» с жилыми и офисными зданиями.

Как отмечает руководитель архитектурно-планировочной мастерской ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» Галина Алиева, создание речного фасада города и освоение этих территорий не только повысит имидж города, но и привлечет туристов.

По предварительным расчетам, необходимый объем финансирования реализации проекта составляет от 4,9 (первый вариант) до 7,5 (базовый вариант) миллиарда рублей. Срок окупаемости — от семи до десяти лет.

Вопросы

Презентация вызвала горячее обсуждение членов градостроительного совета. Первый зам. мэра Александр Шевелев отметил: чтобы привлечь федеральные средства по реализации программы по развитию туризма, необходимо создать несколько ярких точек притяжения для туристов. Во всех четырех вариантах есть только одна подобная точка — парк миниатюр; необходимо продумать и другие. Кроме того, Александр Шевелев попросил разработчиков проекта учесть архитектурные особенности города, а именно Октябрьский мост:

— Это визитная карточка Череповца, мы часто используем его как хороший панорамный объект. Устраивая рядом с мостом некий деловой центр с гостиничным комплексом, мы убьем или испортим эту панорамную составляющую. Значит, надо играть с этажностью или архитектурными формами.

Среди других пожеланий — рассматривать развитие прибрежных территорий в комплексе: на противоположном берегу реки предполагается строительство гостиницы, нужна ли еще одна?

Начальник управления по делам культуры Леонид Лавров предложил создать на территории самой усадьбы и прилегающей к ней уникальный памятник, который бы копировал облик города второй половины XIX века:

— У территории должен быть сценарий, который можно реализовывать круглый год. Что такое Череповец второй половины XIX века? Это дворянский, купеческий, крестьянский и мещанский город. Почему бы нам не сделать интерактивные экскурсии по старому Череповцу с погружением в историю? На маслобойне зрители участвовали бы в изготовлении масла, на скотном дворе посетили бы тактильный мини-зоопарк с козами, овцами и индюшатами. Мы могли бы разбить сад в английской стилистике и открыть ресторан, где можно было бы отведать 12 фирменных череповецких блюд, в том числе шекснинскую уху.

За чей счет

К сожалению, на сегодняшний день масштабно освоить эту территорию у города возможности нет, отметил мэр Юрий Кузин после презентации:

— Все, что мы смогли сделать в прошлом году, — это провести реставрацию амбара. Предварительные расчеты показывают, что благоустройство и поддерживание территории на необходимом уровне потребуют от бюджета затрат, эквивалентных на сегодняшний день содержанию всего города. Объем инвестиций по этой зоне составляет около миллиарда долларов. Поэтому без участия бизнеса нам этот проект не реализовать.

Как отметил мэр, рассчитывать целиком на федеральные средства не приходится: хотя федерация готова заниматься проектами по развитию туризма, инвестирование обычно проходит на принципах софинансирования и в незначительном объеме.

Поэтому основная доля средств должна идти от инвесторов. Между тем существующая плотность застройки, стоимость земли (в форме налога на землю или аренды) и небольшой туристический поток делают любой бизнес нерентабельным практически изначально.

— Даже если мы остановим все теплоходы, идущие по Шексне, — говорит Юрий Кузин, — и каждый турист выйдет на берег и оставит здесь 10 долларов, мы в лучшем случае получим 32 млн рублей. А это невозможно по объективным причинам.

В подобной ситуации именно зонирование территории дает возможности проектной проработки каждого участка и постепенного их освоения.

— Мы можем постепенно осваивать, например, спортивную или парковую зону. В любом случае недостаток ресурсов на сегодняшний день не дает нам оснований не заниматься планированием и проектированием этих частей города. То, что мы чего-то не можем сделать сегодня, не означает, что мы это не сделаем никогда. Мы не случайно оцениваем экономический потенциал Череповца, как он будет развиваться до 2020 года, какие инвестиционные проекты будут реализовываться, как будет наполняться городской бюджет, сколько необходимо ресурсов.

Найти инвесторов, готовых реализовать подобный проект, поручено Инвестиционному агентству «Череповец». Кроме того, его сотрудники должны рассчитать укрупненные объемы инвестиций и проработать формы участия города в проекте.

Просчитать стоимость каждого этапа должны проектировщики. Окончательный вариант с учетом высказанных замечаний будет представлен в феврале.

СПРАВКА

167 га — такова площадь территории проектирования. Располагается в северной части Зашекснинского района, на левом берегу Шексны, и простирается от Октябрьского до проектируемого моста.

19 000 человек — единовременная пропускная способность базового варианта, по предварительным расчетам ФГУП «РосНИПИ Урбанистика». Пропускная способность самого скромного варианта — 15,3 тыс. человек.

Марина Белая,
Газета "Речь", 18 декабря 2012 г.