Яхты хотят переселить
У череповецких парусных судов возникли сложности не на воде, а на суше.
50 лет исполняется парусному спорту в нашем городе. Большая часть яхт, принадлежащих череповчанам, стоит неподалеку от Октябрьского моста, однако это место стоянки стало предметом споров городских властей и яхтсменов.
История разбирательств
Мало кто не согласится с тем, что причал с яхтами смот-рится эффектно и украшает город. Но есть вероятность, что спустя какое-то время череповчане уже не смогут увидеть это великолепие возле Октябрьского моста. Власти города предлагают перебазировать причал на улицу Ветка Чола, в Заягорбский район.
Из-за места стоянки не первый год спорят и даже судятся владельцы яхт и комитет по управлению имуществом города (КУИ).
К слову, следует помнить, что сама вода, то есть акватория, является федеральной собственностью, а земля подле нее — городской.
— Несколько лет назад мы оформили аренду акватории в том месте, которое нам приглянулось, заключили договор водопользования, — рассказывает Эйнер Сяркинен, председатель череповецкой федерации парусного спорта. — Как водопользователи приступили к освоению акватории. Наша хозяйственная деятельность сразу привлекла внимание государственных и муниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства. В числе первых нашу деятельность проконтролировала Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). Нам было выдано предписание предоставить документ на прилегающий к акватории земельный участок. Мы обратились в КУИ с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, так как строить ничего не собирались. В комитете мы получили отказ, предписание ГИМС, естественно, выполнить не смогли и в данной ситуации иного пути, как обратиться в суд с иском к КУИ и жалобой на предписание ГИМС, мы не видели. Итогом судебных разбирательств стало то, что предписание ГИМС отменили, в земельном участке нам отказали: суд пришел к выводу, что земельный участок должен быть предоставлен для целей, связанных со строительством (то есть мы неправильно обратились в комитет). Хотя с решением по участку мы были не согласны, обжаловать его не стали, так как город наконец обратил на нас внимание и начал диалог. Нам было предложено несколько участков, которые нам не подошли по причине плохих условий в акватории (малая глубина, низкие пролеты мостов). Из вариантов, предложенных нами, комитет не устроил ни один: на многие территории уже составлены проекты комплексного освоения... Потом приехали сотрудники ГИМС и сказали, что нам нужно зарегистрировать базу-стоянку.
Яхтсмены обратились в КУИ с заявлением о предоставлении земельного участка, прилегающего к акватории. Получили отрицательный ответ, поскольку строительство на данной территории нежелательно. Хотя любители парусного спорта, по их словам, строить ничего не собираются, разве что установят навес для хранения яхт зимой.
Позиция властей
Наталия Кливак, начальник отдела муниципального земельного контроля КУИ, отказ предоставить в аренду землю за Шексной неподалеку от Октябрьского моста объясняет так:
— В этом месте планируется расширение моста, разворотное кольцо с перенесением пляжа Зашекснинского микрорайона (сроки пока неизвестны — авт.). В данном случае владельцам яхт необходим земельный участок для стоянки маломерных и парусных судов, что подразумевает строительство причала. Следовательно, для таких целей этот земельный участок не может быть представлен.
Кроме того, рядом пляж, а в соответствии с правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ при плавании на маломерных судах запрещается заходить под мотором или парусом в акваторию пляжа или других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах.
Арбитражный суд принял решение в пользу КУИ.
— В то же время мы понимаем, что это нужный спорт, — продолжает Наталия Леонидовна, — конечно, город за развитие такого вида спорта и отдыха. Просто в данном случае не подходит место.
Доводы яхтсменов
У любителей парусного спорта свое представление о том, каким должно быть подходящее место.
— Из всего предложенного мне как руководителю нашей парусной организации пришлось согласиться на участок в районе улицы Ветка Чола, в промзоне, — продолжает Эйнер Сяркинен. — Но я не знаю, поедут ли туда люди. Во-первых, это далеко, во-вторых, это промзона, когда у тебя с одного боку склад, с другого разгружают песок, а со стороны реки ночью летят пассажирские теплоходы, разгоняя волну.
Место должно быть подходящим не только для тех, кто проживает в городе, но и для гостей. А гости на яхтах в Череповце бывают не так уж редко, особенно перед регатами. Череповчанин Михаил Карлович, владелец яхты «Мишель», рассказывает:
— С начала сезона у нас останавливалось уже несколько яхт. Сегодня, например, стоит яхта из Рыбинска. Мы не берем денег за стоянку. Гости обычно ночуют на своих же яхтах. Для яхтсмена в первую очередь важно, чтобы рядом были магазин, заправочная станция и баня, была возможность выехать в город. Заправка у нас тут в 500 метрах, рядом остановка, откуда можно доехать и до бани, и до центра города.
К слову, многие яхтсмены предпочитают называть себя любителями парусного спорта, потому что у большинства людей яхты ассоциируются с чем-то дорогим и недоступным. На самом деле судно можно купить и за 20 000 руб-лей, а кто-то и вовсе создает его своими руками.
Елена Бжания,
Газета "Речь", 15 июля 2013 г.