Является ли Череповец городом, в котором хочется жить?
Еще пару лет назад Череповец с чувством плохо скрываемого превосходства поглядывал на областную столицу, гордясь своим умением организовывать праздники, шоу и прочие народные гулянья, на которых блистали своим искусством сильные череповецкие танцоры, музыканты и певцы.
И вдруг все переменилось. В Вологде кипит жизнь. Там проходят знаковые культурные события. Там есть развлечения на любой вкус — от высокого искусства до интересных общегородских праздников и просто хороших ночных клубов. В Вологду ездит развеяться уставшая от убогости предлагаемого в Череповце культурного меню наша публика, там с удовольствием выступают наши артисты и их принимают на ура. Что случилось-то? Мне скажут, Череповец в большей степени, чем Вологду, затронули кризис, разруха… Отвечу известной фразой профессора Преображенского: разруха — она в головах. То, что череповецкая сфера культуры давно находится в глубочайшем кризисе, который мировой экономический кризис только обострил, мне давно понятно. Много лет я работала журналистом, пишущим на темы культуры, и с тех пор не упускаю состояние этой сферы из виду. Я продолжаю общаться с людьми, которые из последних сил, практически на голом энтузиазме, поддерживают жизнь своих коллективов, не благодаря, а вопреки обстоятельствам сохраняют их, придумывают немыслимые способы для того, чтобы не только выживать, но и развиваться. Поскольку делается это буквально за гроши, и выглядит это зачастую соответствующе — бедно.
Недавно город подводил результаты проекта «Форсайт Череповца», в ходе которого должна была быть разработана стратегия, которая бы позволила городу развиваться в новых направлениях. Поскольку я входила в число экспертов и на первых порах присутствовала на заседаниях по обсуждению этого нашего светлого будущего, с особым нетерпением ждала результатов. Услышала. Еще один завод, еще разные производства, ремонт барж и теплоходов … Все замечательно, людям будет где работать. Но после работы-то куда они пойдут? Между прочим, вопрос не праздный. На тех же заседаниях рабочих групп специалисты докладывали: Череповец стареет. Около 30 процентов жителей Череповца хотели бы уехать из города, если им представится такая возможность. А среди молодежи этот процент доходит до 55. 29 процентов горожан не хотели бы, чтобы их дети и внуки жили здесь. Это значит одно: Череповец — это город, в котором не очень-то хочется жить. А кто пойдет работать на эти самые производства? Пенсионеры, которым увеличат срок выхода на пенсию? Ах, да, в стратегии развития Череповца значится еще усадьба Гальских, которая, похоже, в последнее время стала нашим единственным культурным достоянием, потому что ни одно заседание о будущем города не обходится без ее упоминания. Именно она называется катализатором развития туризма в Череповце. А еще промышленный туризм: хотим показывать гостям города, как водку у нас разливают да рулеты выпекают. Обсуждая год назад направления, в которых может развиваться Череповец, мы ломали голову над ответом на вопрос, какое конкурентное преимущество есть у Череповца. Усадьба на берегу Шексны после реставрации получилась совершенно замечательная, как и дом Милютина ( между прочим, Гальские и Милютин — фигуры, знаковые лишь для нас, местных), но таких замечательных восстановленных усадеб не то что в России, а на Вологодчине есть несколько. У нас, что, как-то по-особенному водку разливают или рулеты как-то не так, как все хлебопеки, пекут? Я городские власти, разработавшие ТАКУЮ стратегию, вообще-то понимаю: чем богаты, тем и рады. Есть уникальные производства — давайте их показывать. Потому что показывать-то сегодня по большому счету больше не то что нечего, а просто стыдно. Потому что последние годы особенно на все наше культурное богатство, унаследованное нами от предков, мы плюем с высокой колокольни.
Вернемся к усадьбе Гальских, которой город теперь так гордится. Ее восстановление началось в начале 90-х годов. Почти двадцать лет тянулась история с ее реконструкцией. Работы на усадьбе пошли резво только после резкой критики со стороны губернатора Вячеслава Позгалева. Год назад усадьбу наконец-то сдали. Конечно, область денег дала. А мы-то раньше просили? Настойчиво просили? Потому что доподлинно знаю, те люди из сферы культуры, кто устал слышать от местной власти, что денег на них нет, и сумели достучаться до губернатора, настойчиво достучаться, поддержку получают. Вот лишь несколько примеров. Оркестр народных инструментов Галины Перевозниковой — прекрасный, работоспособный, очень творческий коллектив — теперь носит название Губернаторского и содержится областью. Здание центральной библиотеки, которое просто разваливалось, а если ремонтировалось, то каждый год по капле, капитально отремонтировано после того, как Вячеслав Позгалев увидел бедственное положение нашего храма книги. Бывший Русский национальный театр Дворца металлургов взят на содержание области. Возможно, область поможет еще одному нашему уникальному коллективу, хору «Воскресение» Сергея Зуева. Мы практически потеряли гремевший когда-то на всю страну хор мальчиков, покинули наш город совершенно потрясающие «Потешки»… А вот, например, история с нашей гордостью — Камерным театром, который теперь филиал Вологодского драмтеатра и руководит им вологодский режиссер. Надеемся, что от этих перестановок в руководстве театра мы, зрители, в конечном счете и выиграем, но город палец о палец не ударил, чтобы, построив здание театра, помочь ему состояться. Я знаю, как Татьяна Макарова ставила новые спектакли не на деньги города, а на деньги спонсоров. Тут уж не до высокого искусства, приглашенных звезд-режиссеров, а тем паче, талантливых молодых актеров, которым надо платить приличную зарплату, давать жилье, хотя все это было прописано в концепции развития театра. В конце концов, не устраивала Макарова в качестве худрука, заменили бы. Но сами. Нет, дождались вмешательства области.
Пожалуй, хватит. Знаете, многие руководители наших коллективов говорят, что они с удовольствием выступают за пределами Череповца. Потому что нас ТАМ любят, ценят и уважают, говорят они, а здесь мы просто никто, бюджетники, которые все время просят денег. Банально, но политика Череповца в сфере культуры — яркая иллюстрация того, что нет пророка в своем отечестве.
Вот теперь поговорим о пророках в нашем отечестве. Из недавних событий. Концерт на 50-летие Александра Башлачева, сумасшедшая идея организовать который пришла в голову человеку вовсе не из сферы культуры — Светлане Куниной. Интернет был полон письмами людей со всей страны, которые хотели бы, но не могли приехать. И тем не менее многие приехали. Известные рок-музыканты изменили свои гастрольные графики, чтобы выступить на родине СашБаша, в Череповце. Был аншлаг и даже, если бы было такое слово в русском языке, переаншлаг. Это сообщаю для тех представителей власти, которые говорили что-то невразумительное по поводу целесообразности проведения такого концерта. Хорошо, в окружении мэра нашелся-таки человек, который поддержал эту идею и помог ее реализовать. Конечно, Башлачев для многих спорная фигура, его творчество не всем нравится, может вызывать сомнение сама идея — делать ли из него кумира или нет. Но тысячи людей в России знают, кто такой Башлачев, и успех этого мероприятия говорит о том, что такой фестиваль тоже может способствовать тому, что и сам Череповец станет известен еще большему количеству людей по всей стране.
Возьмем человека, чье творчество когда-то тоже было спорным, а сейчас он признан классиком, гордостью русской поэзии и известен во всем мире — Игорь Северянин. Под Череповцом в ведении нашего музейного объединения есть музей «Усадьба Владимировка», связанный с его именем и практически ему посвященный, ЕДИНСТВЕННЫЙ в России. И тому, что он есть, мы во многом обязаны музейным сотрудникам, в частности Наталье Батуриной. Это она обивала пороги, доказывая, что в этом доме-интернате для туберкулезных больных со всей области должна быть хотя бы комната памяти Северянина. Благодаря упорству музейщиков Северянин захватил всетаки весь дом, больных там больше нет. Благодаря энергии музейщиков там даже теплится жизнь. Но музей такой же убогий, как тот интернат для больных. Впрочем, читайте об этом в репортаже Елены Колядиной.
Или вот еще один наш земляк — Василий Верещагин, всемирно известный художник, о творчестве и личности которого спорят до сих пор. (Ну, богат был Череповец на негладкие характеры.) Я вот, честно говоря, давно не была в его доме-музее. Пришла и ужаснулась. В каменный дом, где расположена часть экспозиции, нельзя пускать посетителей. Категорически!!! Приезжих — стыдно. А своих — вредно. Потому что нынешнее состояние этого нашего культурного «конкурентного преимущества» просто позорно. К слову, о нехватке денег и доме-музее Верещагиных. В 1992 году исполнялось 150 лет со дня рождения Василия Верещагина. Про ситуацию в 90-е годы даже говорить не буду, все знают, что денег не было. Но Череповец устраивает просто грандиозное празднование юбилея нашего знаменитого земляка. Этот день в Череповце был объявлен выходным. Торжественный вечер в ГДК «Аммофос» режиссировал известный постановщик Шароев, который ставил открытие и закрытие Олимпиады-80 в Москве. Денег тогда молодой череповецкий мэр Вячеслав Позгалев добыл в Москве. Ездил, доказывал, убеждал. Когда глава мало кому известного, провинциального города в кабинетах у министров просит денег… на юбилей художника, это запоминается и вызывает уважение. Я тогда освещала ход подготовки к юбилею и написала ядовитую заметку про непомерные амбиции городских властей, которые послали или собирались послать приглашение на праздник в Череповец тогдашнему президенту Америки Бушу-старшему. Буш, конечно, не ответил. Зря я тогда смеялась. С тех пор дни рождения нашего именитого земляка мы тихо отмечаем научно-практическими конференциями, интересными разве что очень узкому кругу ученых, изучающих его творчество, да дежурным возложением цветов официальными лицами.
Мне могут возразить, что все эти мои рассуждения о высоком, конечно, хороши, но «культура должна зарабатывать». Она не должна, она может зарабатывать. Но культура начинает зарабатывать, когда ей есть чем зарабатывать. Любой креатив, достойного, конечно, уровня, рождается, когда жить и так хорошо, но как-то скучновато. И я уверена, в череповецкой сфере культуры полно креативных людей, но если в нашем городе креативом называется придумать, как бы так покрасить марлю для декорации, чтобы она выглядела как парча, то пардон, отстаньте от творческих людей. У них все силы уходят на борьбу с бедностью, и не только и не столько личной, а вот на такие ухищрения, нужные только чиновникам, чтобы отчитаться перед начальством, что город ни копейки не потратил на новую постановку или городской праздник.
То, что Череповцу нужно прививать любовь не только к масскультуре невысокого разбора, понимают даже местные импресарио, пытающиеся привозить в наш город коллективы интересные, что называется, не на потребу невзыскательной публики, а для более привередливого зрителя. Народу ходит мало, мы ведь по большей части шансон любим да Борю Моисеева, но ведь даже коммерсанты понимают, что возить Моисеева каждый месяц — это себя не уважать. Но на уровне городской политики никаких сколько-нибудь внятных попыток повлиять на культурный менталитет нашей публики вообще не предпринимается.
В том, что в этих, безусловно, субъективных заметках изложены не только мои наблюдения о состоянии сферы культуры в Череповце, я убедилась, прочитав отчет департамента культуры Вологодской области, который по поручению губернатора проверял состояние отрасли в Череповце в связи, как сказано в отчете, «с многочисленными жалобами от жителей города и руководителей муниципальных учреждений культуры, поступающими в адрес департамента». Вот некоторые факты, приведенные в отчете комиссии.
Выявлено резкое падение основных показателей деятельности в сфере культуры Череповца за последние 5 лет. С 2006 года на развитие культуры Череповца направлялось порядка 3 — 4 % городского бюджета (среднеобластной показатель 5 — 10 %). Также был проведен расчет показателя, который демонстрирует, сколько бюджетных средств расходуется на одного жителя области на приобщение к культурным ценностям. По Вологде эта цифра составила 2218 руб. на человека, в Череповце — лишь 935 руб.
По показателю «Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений» мы на предпоследнем, 27, месте в области.
По количеству экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 населения Череповец занимает 27 место среди 28 муниципальных районов и городских округов. Книжный фонд при норме книгообеспечения 1,5 млн. экземпляров составляет меньше половины — 700,8 тыс. экз. По результатам прошлого года количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды массовых библиотек на 1 тыс. человек населения в Череповце составило 90 экз. Среднеобластной показатель 290 экз. По этому показателю Череповец на последнем месте.
Муниципальных учреждений дополнительного образования детей (детские музыкальные школы и школы искусств) в нашем городе 6, а должно быть 16!
Череповецкий музей — один из старейших музеев на Севере России — находится совсем в бедственном положении. Здание Музея природы в аварийном состоянии, специальное оборудование для хранения музейных коллекций отсутствует. Проверяющих так поразил следующий факт, что они даже включили его в отчет: оконный проем в зале экспозиции на 1 этаже, после того как стекло разбили хулиганы, уже год закрыт фанерным щитом. В помещениях музея археологии ремонт не проводился со времени его открытия в 1989 году, специальное оборудование для хранения коллекций отсутствует. В Доме Лотаревых во Владимировке (музей Игоря Северянина) срочно требуется проведение комплексной реставрации здания. В музеях с нарушениями хранятся музейные ценности, нет налаженной научной инвентаризации, очень низкий процент выставок из собственных фондов (всего 3 процента), тогда как музейная практика показывает, что через экспозиции и выставки проходит от 5 до 10 процентов музейных ценностей. Не экспонируемые фонды хранятся в неприспособленных для этого условиях. В результате разрушения бесценных экспонатов утрачиваются музейные фонды. В 2006 и 2007 года в фондохранилище на пр. Победы в результате трех аварийных затоплений были повреждены около 15 тысяч музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда РФ.
Комиссия департамента культуры делает следующий вывод: «Одной из причин такого состояния дел в сфере культуры Череповца является отсутствие развития стратегии развития отрасли. На городском уровне не принято ни одной программы, в проекте Комплексного плана модернизации моногорода Череповца развитие сферы культуры не представлено».
Можно и нужно тратить деньги городского бюджета и ремонтировать дворы, улицы, разбивать парки и ставить новые скамейки. Можно и нужно говорить о низкой бытовой культуре наших горожан, которые мусорят на улице, ставят машины на газонах, матерятся в автобусах, ломают скамейки и новые красивые фонари. Но культура бытовая не вырастает на асфальте, это лишь видимая часть того, как горожане относятся к своему городу, любят ли его. Настоящая культура происходит всегда только от осознания своих корней, от ощущения уникальности и своеобразия места жительства. Культурные координаты цементируют городское сознание, рождают гражданскую гордость, которая, в свою очередь, внушает горожанам уверенность, дарит вдохновение, придает силы для решения новых задач. И задавать эти культурные координаты должны люди, принимающие решения, каким быть Череповцу, и реально радеющие о том, чтобы он был городом, в котором действительно хочется жить.
P.S. Доклад департамента культуры был озвучен перед представителями власти, депутатами городской думы. Он вызвал жаркие споры уже во властных кабинетах. Так ли у нас все плохо в сфере культуры, как это выглядит в докладе? Нужно ли Череповцу столько библиотек, концертов и выставок? А может, новые мосты, отремонтированные дороги, построенные поликлиники и детские сады — все то, над чем с таким упорством работает власть, — не менее важная составляющая часть нашей среды обитания? Что ж, вот и тема для дискуссии на страницах газеты, в которой могут принять участие неравнодушные к развитию нашего города люди.
Елена Бегляк,
Газета "Речь", 30 июля 2010 г.