Юрий Кузин: «Я прокладываю рельсы и иду по ним к поставленной цели»
Мэр Череповца рассказал о том, что изменилось в городе с момента его прихода на нынешний пост.
Мэр Череповца Юрий Кузин признается, что в любом деле, в том числе в профессиональной сфере, он не мыслит движения без предварительного анализа и планирования. «Сформулировав цель, я ей полностью подчиняюсь», — говорит он.
В марте, заняв пост главы города, Юрий Александрович определил для себя несколько приоритетных точек приложения сил на год. Весь год он с методичной обстоятельностью, шпала за шпалой, «прокладывал рельсы» и продвигался в заданном направлении. Из предновогоднего интервью, которое глава Череповца дал руководителям СМИ города и области в конце прошлой недели, «Речь» выбрала три направления, по которым шла упорная работа: стратегия развития Череповца, дороги и ЖКХ.
О стратегии
Юрий Александрович, бюджет следующего года очень экономный. Когда на текущие нужды мало денег, самое время усиленно заниматься стратегическим планированием. Именно этому вы посвятили много времени в уходящем году. В каком направлении будет двигаться Череповец в ближайшие десять лет?
— Стратегию я понимаю даже не в цифрах — я ее чувствую. Это ощущение не интуитивное: просто стратегией города занимаюсь с 1998 года и в разных качествах — как специалист, начальник отдела, руководитель налоговой инспекции, предприниматель, депутат. Такое комплексное понимание дает мне возможность понять направление развития города и более четко сформулировать цели и механизмы их достижения, что для меня крайне важно. Я заточен на достижение результата; если я вижу цель, я этой цели подчинен. И я уверен, что цели мы поставили правильные. Приведу пример. Когда в 1998 году мы говорили о том, что приоритетным направлением в экономике является развитие малого и среднего бизнеса, отдельные депутаты в открытую смеялись. Но к чему мы пришли сегодня? Больше 50 % трудоспособного населения заняты именно в сфере малого и среднего бизнеса. Более 40 % собственных доходов городского бюджета формируется именно за счет этой сферы. В стратегии, которая формируется сегодня, мы балансовым методом просчитали — с учетом потребности промышленных предприятий в кадровых ресурсах, с учетом образовательного профиля, понимания структуры налоговых платежей, — какими ресурсами мы будем располагать, скажем, к 2022 году и как будет развиваться экономика в городе. И я уже достаточно аргументированно могу сказать, что в сфере малого и среднего бизнеса будет занято порядка 80 % череповчан трудоспособного возраста. И четко понимаю, как этот переход будет осуществляться, что должны сделать городские и региональные власти, какая помощь необходима на федеральном уровне, чтобы обеспечить развитие этого направления.
В разговорах о стратегии вы акцентируете внимание в основном на экономике, производственных процессах. А что город намерен предложить людям в «другой жизни», после работы?
— Я не случайно говорю об экономике: именно она определяет возможность развития территории. Если на территории нет экономически развивающихся субъектов, то она сначала деградирует экономически, а потом умирает социальная инфраструктура, и в итоге качество жизни стремительно падает. Но я не говорю, что социальная сфера, под которой я понимаю комфортные условия для быта, отдыха и личностного развития населения, — это приоритет № 2. Нет, это тоже приоритет № 1, и в этой части стратегия развития города продумана не меньше, чем в части экономики, причем задачи определяются достаточно высокими социальными стандартами. Без развития социальной сферы развитие территории в принципе невозможно. Сейчас что происходит? Инвесторы вкладывают деньги в развитие производства, создание рабочих мест, наращивают экономический потенциал, а за социальную сферу отвечает муниципалитет — с теми ограниченными ресурсами, которые у нас остаются в силу сложившихся межбюджетных отношений. Я, признаться, когда изучил структуру бюджета более детально, уже не как депутат, а как мэр, то глубоко задумался, какие социальные обязательства вообще можно выполнить в 2012 году? Те же дороги — как их можно отремонтировать, если бюджет на проведение ремонтов составляет всего 56 млн рублей?! Пришлось искать новые модели, вовлекать бизнес-сообщество в решение городских проблем путем форм частно-государственного партнерства. По этим моделям мы будем работать и в дальнейшем, иных ресурсов пока не вижу. Мы подсчитали, что если бы сохранились нормативы налоговых отчислений 2003 года, то наполняемость годового бюджета Череповца составила бы более 10 млрд рублей. Имей мы такой бюджет в течение прошедших десяти лет, давно решили бы все социальные проблемы. А в тех нормативах, которые сейчас приняты, собственными силами муниципалитет никак не сможет развивать социальную сферу.
Вы считаете такую систему справедливой?
— Безусловно нет. Областной бюджет в значительной степени складывается за счет отчислений череповецких налогоплательщиков. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю, насколько сегодня сложен бюджет области и каких трудов губернатору и его команде стоило его сбалансировать. Череповец кровно заинтересован в сбалансированном областном бюджете. Кроме того, существующий перекос в межбюджетных отношениях — вне пределов компетенции региональных властей.
Череповец формирует до 2 % валового национального продукта. Федерация должна понимать, что нельзя ущемлять интересы той территории, которая формирует доходы не только города и региона, но и Федерации, и в эту территорию, как приоритетную, необходимо вкладывать денежные средства. Череповец — город тружеников. Мы производим столько товарной продукции и столько налогов отчисляем, что другим городам и не снилось. Разве мы не заслуживаем развития и поддержки социальной сферы? Предполагать, что Череповец живет только производственными интересами, когда поработал, сходил домой поспать и пошел обратно на производство, немыслимо. Поэтому как мне не соглашаться с тем, что систему межбюджетных отношений нужно менять?
Но надо понимать, что это элементы государственной политики. Налоги на прибыль нам не отдадут. Исходя из послания президента, доходную часть местных бюджетов и в перспективе будет формировать налоговый потенциал малого и среднего бизнеса, почему мы и делаем упор в стратегии развития на содействии его развитию и привлечении иногородних инвесторов.
Разноплановый опыт деятельности, который вы имеете, чем-то помогает вам сейчас в управлении городом?
— Прежде всего этот опыт определил мое рациональное, взвешенное отношение к использованию бюджетных средств. Я очень ценю деньги, хорошо понимая, что это очень ограниченный ресурс: если ты их неэффективно использовал в определенный период времени, то шанса повторно использовать уже не будет. Кроме того, я глубоко понимаю, как развивается малый и средний бизнес, очень тонко его чувствую, что называется, на кончиках пальцев. И четко знаю, каких решений на разных уровнях власти нельзя принимать категорически, чтобы позволить бизнесу развиваться, и что нужно делать, чтобы люди могли и хотели проявлять инициативу в нашем городе, а не искали других мест для приложения своих сил. Я хорошо понимаю, как строятся отношения внутри бизнеса, какую роль играет крупная промышленность в развитии экономики города, как необходимо развивать кадровый потенциал и зачем это делать.
О ремонтах и уборке дорог
Говоря о проблемах с городскими дорогами в начале своей службы на посту мэра, вы отмечали, что дорожники применяют для уборки улиц зимой не специализированную технику, а ту, которую используют летом на строительстве. Дорожные предприятия вняли вашим замечаниям и приобрели новую технику?
— В мае 2013 года вступит в силу новый контракт, и мы закладываем в него такие условия, которые позволят нашим дорожникам приобрести новую технику с перспективой ее окупаемости в ближайшие три-четыре года. В рамках действующей модели контрактных взаимоотношений — а я в ней тщательно разбирался — заставить их закупить технику можно, но это подорвет основы их бизнеса. Моя задача — не сэкономить бюджетные средства на недобросовестности подрядчиков, а убрать город качественно. Да, я действую прежде всего в интересах жителей, но при этом мне как мэру важно сохранить стабильную работу дорожных предприятий. У череповецких дорожников есть огромный многолетний опыт, есть трудовые коллективы, они являются стабильными плательщиками налогов в городской бюджет — и это тоже очень важная составляющая.
Ваше заявление, что если наши дорожные предприятия не будут тщательно выполнять условия контрактов, то вы найдете других подрядчиков, многие восприняли как легкий шантаж. Тем не менее улицу Ленина ремонтировала иногородняя организация «ВАД», и все отмечают, что ремонт сделан очень качественно. Будут ли сторонние подрядчики привлекаться к дорожным работам и в дальнейшем?
— У меня не было мотивов пугать дорожников. Я с ними работаю в открытую, и требования мои понятны. Если я заявляю, к примеру, что мы намерены уходить от песко-соляной смеси, то они четко понимают, что нужно готовиться приобретать технику с дозаторами. Если дорогие химреагенты они будут разбрасывать тоннами, то либо вылетят в трубу, либо нам придется с ними расстаться. И они понимают, что это не шантаж, а системно организуемая работа по уборке и содержанию города. Тот же подход и по ремонту улиц. Есть качественные требования, которые определяют долговечность использования дорог, есть современные технологические подходы вроде устройства двухслойного покрытия — выполняйте. Но наши подрядчики весной, в период переговоров с ними, оказались не готовы к использованию новых технологий. И пытались эту идею максимально торпедировать. Возникало ощущение, что они заинтересованы как раз в проведении массовых ямочных ремонтов и ремонтов картами. Во всяком случае, схема организации их бизнеса свидетельствовала о том, что это оптимальная для них форма. Чем больше карты, которые вылетают, как пломбы из гнилых зубов, тем чаще их меняют, тем щедрее городские власти на расчеты по этой схеме. А предлагаемая нами модель им не очень-то интересна, ведь отремонтировать дорогу с гарантией в четыре года и содержать ее в соответствии с требованиями — это сложная задача. Дорожники с большим трудом подходили к этой схеме. И только «Череповецдорстрой», осознав окончательно, что мы отступать не будем, смонтировал завод для производства ЩМА, задумался о привлечении специалистов. Я не могу сказать, что они первоклассно все сделали, но, по крайней мере, начали подтягиваться. И здесь передо мной дилемма: могу я отказаться от качества, которое предлагают федеральные подрядчики, в пользу череповецких дорожников, менее качественно производящих работы? Нет, нам необходимо и то и другое. Нельзя терять череповецкие предприятия, потому что, помимо дорог, которые можно разом за три года отремонтировать и потом долго этим не заниматься, у нас есть дворы, новые улицы, несформированные межквартальные проезды. Но в то же время качество не должно страдать. Череповецких дорожников принципиально не устраивает схема расчетов. Если «ВАД» с оборотами более 50 млрд рублей в год готов «закатать» все дороги Череповца, определи мы даже пяти-семилетнюю схему расчетов, то наши предприятия зарабатывают лишь то, что платит бюджет, год в год, банки не готовы их кредитовать. Поэтому здесь также пришлось искать компромиссы.
Местным подрядчикам, наверно, было бы выгодно, если бы ремонтная кампания провалилась...
— ...но к счастью, этого не произошло. «ВАД» ведь принес в Череповец не только дороги нового качества — он показал также новые технологические и организационные подходы, которые мы сейчас и в организации дорожной уборки пытаемся реализовать. Но это тоже требует перестройки. Смотрите: у специалистов «ВАД» ведь не было проблем с незаконно припаркованными автомобилями — они их просто переставляли, причем даже не спрашивая у владельцев. И претензий со стороны владельцев не было. Они и многие другие решения, не характерные для нашего города, нашли и применяют в работе. Я считаю, что, даже если у нас нет претензий к местным подрядчикам, все равно в качестве эксперимента надо привлекать иногородних, проверенных в других регионах, для применения новых наработок.
Вы, кстати, заметили, что в этом году все череповецкие подрядчики, способные выполнять дорожные работы, были задействованы? А ведь многие из них говорили: как это, мол, так, придут иногородние, а мы останемся без работы? Но опыт 2012 года показал, что всегда можно договориться и компромиссные решения можно и нужно находить.
Интересна ситуация, когда дорогу делает «ВАД», а обслуживает потом местный подрядчик, не той техникой, которая требуется для этого, и не в таком качестве. Как соблюдать условия гарантии в этом случае?
— У меня сердце кровью облилось, когда я увидел, как грейдер скоблит новый бордюрный камень, причем с глубиной где-то на три-четыре миллиметра, лихо так едет, аж искры летят. Я руководителей дорожных предприятий предупредил: если весной обнаружится, что новые бордюрные камни разрушены, восстанавливать они будут за свой счет. Я все заактирую и каждый камень предъявлю. Так что они теперь аккуратнее действуют.
О сфере ЖКХ
Вы много внимания уделяли в течение года проблемам, связанным с управлением домами. Какой сценарий развития ситуации в этой сфере вы видите?
— Сфера управления домами — это огромное поле деятельности, которое мы почему-то боимся возделывать, хотя на самом деле оно требует приложения сил. И первое, что необходимо сделать, — сформировать систему взаимоотношений, поменять ментальность. Сейчас все одномоментно стали собственниками, но вот понимание нового статуса к людям не пришло. Как это так, что я собственник и подъезда, и подвала, и чердака, и прилегающей к дому территории, и всех сетей в доме? И мы как-то должны объединяться, принимать коллективные решения и контролировать выполнение работ? А я занят на работе, мне некогда этим заниматься, и вообще это не мое дело, я же не коммунальщик. Такая позиция в сознании большинства доминирует. А те люди, которые понимают сложность отношений, боятся брать на себя инициативу. Общественники мне говорят: для нас это колоссальная нагрузка, даже не в плане занятости, а в плане моральных издержек. Это так, но другого пути нет. Роль мэрии здесь в какой-то степени посредническая, в какой-то степени организационная. Задачи — в той или иной форме в каждом доме проявить этих активных людей, наделить их полномочиями, помочь выстроить цивилизованные отношения с УК, дать возможность установить тарифы, позволяющие обслуживать каждый дом качественно, заставить УК добросовестно выполнять свои обязательства в рамках договоров. Но у меня нет иллюзий, что выполнить эти задачи будет легко, что вот мы всех построим, со всеми договоримся, всем руки пожмем — и все очень быстро произойдет. Ментальность меняется очень медленно. Радикальных быстрых изменений ждать не стоит — нужно только закатывать рукава и работать, работать, работать.
Другие вопросы
За год управления городом какие-то шишки себе набили?
— Не сказал бы. У меня нет ощущения, что были допущены какие-то грубые ошибки и я прозрел, только набив себе шишки. Нет. Как определял себе деятельность в 2012 году, так, по большому счету, и происходило.
Сколько длится ваш рабочий день?
— По-разному. В зависимости от количества задач и ситуаций, которые возникают, в том числе внеплановых. Встаю обычно в полшестого-шесть и ложусь спать в двенадцать-час. И от работы отвлекаюсь совсем ненамного.
На спорт и отдых времени не остается?
— Спорт — это и есть отдых. Я физкультурой продолжаю заниматься, причем не менее интенсивно, чем раньше. Утро начинается с бассейна, а рабочий день заканчивается пробежкой. Плюс несколько раз в неделю в обеденные перерывы хожу в тренажерный зал.
Новый год как будете встречать?
— Я спланировал в нескольких вариантах. Если в городе все будет хорошо и я сочту возможным уехать ненадолго, то встречу Новый год в Питере, друзья давно приглашают в гости.
Вспомните самый необычный Новый год в вашей жизни.
— Неприятных сюрпризов, слава богу, не было. К Новому году, как и ко всему в жизни, я всегда планово подхожу, и за месяц-два уже в деталях знаю, как что будет. Я уже говорил, что иду по рельсам, и, как правило, отклонений не случается. Может быть, кому-то такая модель жизни покажется скучной, но мне приятно потом подводить итоги: и это сделал, и то успел.
Есть у вас какие-то новогодние желания лично для себя, не связанные с работой?
— Каких-то громких личных целей у меня сейчас практически нет, работа меня полностью поглотила. То, что я хочу в плане личного развития, я делаю: хочу прочитать книгу — я ее прочитаю, хочу посмотреть фильм — нахожу для этого время.
Елена Бегляк,
Газета "Речь", 25 декабря 2012 г.