Закрепить на рынке череповецкое качество



В Череповце планируется создать сеть продуктовых магазинов с товарами от местных производителей.

Инициаторами этой идеи выступили сами местные производители: хлебокомбинат, мясокомбинат, молкомбинат и ликеро-водочный завод. Идея одобрена городскими властями. Сейчас проект прорабатывается в Инвестиционном агентстве «Череповец». Защитим свое?

Инвестиции в создание рабочих мест

В Череповце предусматривается создание 13 торговых точек, в которых появится 130 новых рабочих мест. Заинтересованность в реализации этой идеи выразили предприниматели.

— Основу ассортимента в подобных магазинах будет составлять свежая продукция исключительно местных производителей, — говорит сотрудник Инвестиционного агентства «Череповец» Сергей Серов. — Главная идея проекта — чтобы в корзину потребителей попадали, к примеру, не только колбаса из Приморского края, мясо курицы из Московской области, йогурты из Рязанской области, а и продукция местных производителей.

Сумма инвестиций в реализацию проекта создания в Череповце сети магазинов продовольственных товаров исключительно местных производителей составляет 39 миллионов рублей.

Магазины шаговой доступности

Сразу оговоримся, что проект находится в стадии обсуждения. Для строительства магазинов шаговой доступности необходимо будет выделить земельные участки, определиться с инвестиционными вкладами каждого из местных производителей. На первоначальном этапе речь идет о череповецком производстве хлеба, молока, мяса и водки. Естественно, что участником проекта может стать каждый желающий местный производитель.

Развивать сеть своих магазинов, без сомнения, нужно — так считают многие и представители власти, и предприниматели. Во-первых, потому что своя, череповецкая, продукция (можно взять и шире — Вологодчины) вызывает больше доверия у горожан, пользуется спросом, и главное — это более надежная гарантия качества.

— Судите сами, наша продукция доходит от производителя до потребителя в кратчайшие сроки, — говорит Татьяна Титова, начальник отдела развития потребительского рынка управления экономической политики мэрии. — Предприятие территориально находится в Череповце и доставить свою продукцию, к примеру хлеб, молоко, колбасу, что называется, с пылу с жару на прилавок проще. Продукция доходит до покупателя свежей. И главное: наши производители выдерживают традиции в технологии производства пищевой продукции, не применяя массово добавки, которые увеличивают срок хранения продукта в ущерб качеству. Как это нередко делает производитель, который привозит в наш город свою продукцию за тысячи километров. Безусловно, более дешевый способ применить, допустим, разрыхлитель, чтобы тесто созрело за короткий период времени. Но это забота о прибыли, а не о потребителе.

Во-вторых, своих производителей нужно поддерживать, поскольку они платят налоги в наш бюджет. На их деньги развивается наш город.

Череповецкое и вологодское

Кстати, мы можем создать и бренд, который пользовался бы популярностью за пределами области. Причем он уже у нас есть — «Череповецкое качество». Вот только споры, сможем ли мы раскрутить «череповецкое», не утихают.

Одно время ежегодно проводились ярмарки под эгидой управления торговли Череповца (сейчас такого нет), где в конкурсе «Череповецкое качество» определяли победителей, лучших в различных номинациях. Ставка в развитии торговой марки делалась на то, чтобы потребитель мог быть уверенным во всей цепочке производства — начиная от хозяйства в районе (свиноводческий комплекс, молочный, птицефабрика и т. д.) и заканчивая конечной продукцией. «Череповецкому качеству доверяю!» — таким был лозунг городских конкурсов. И это правильно.

Но насколько «череповецкому» будет доверять вся Россия? Дело в том, что наш город скорее ассоциируется с крупным промышленным центром, где не самая благополучная экология. Убедить россиян в том, что это не так, будет сложно.

А может, не ломиться в открытую дверь? Есть же бренд «Вологодский продукт», известный не только в России, но и за рубежом. Почему бы «Череповецкому качеству» не стать его частью? Но это вопросы стратегии, которые, безусловно, возьмет на заметку местная власть, развивая проект поддержки местных производителей. Нас же интересует сам факт: баланс интересов на рынке местных производителей и крупных федеральных сетей, которые пришли и еще будут приходить в наш город.

Попасть в сети

В Череповце довольно часто обсуждался вопрос стратегического значения: пускать в наш город федеральные сети или нет? Если пускать, то на каких условиях? Сегодня в городе представлены многие из них, и конкуренцию местным производителям они составляют серьезную.

Во-первых, цены в супермаркетах и торговых комплексах бывают значительно ниже — за счет больших оборотов и системы скидок. Покупательная способность у многих череповчан достаточно низкая, особенно у пенсионеров, им приходится экономить каждую копейку. Как не купиться на дешевое.

Во-вторых, супермаркет берет ассортиментом. На больших площадях в одном месте можно купить все — от хлеба до сковородки. Немудрено, что идет отток покупателей из магазинов у дома.

В-третьих, местные производители далеко не всегда могут пробиться со своей продукцией на прилавки таких сетей. Почему?

Мягкое приглашение — жесткие требования

— Поставщикам мы предъявляем строгие требования: к примеру, предоставить гарантированные объемы товаров и в срок, — объясняет Яна Могилева, менеджер по связям с общественностью компании «Лента». — Далеко не все поставщики могут выполнить эти условия. Кроме того, существует проблема нанесения штрих-кода. Допустим, у местных производителей продукции идет маленькая партия товара без штрих-кода. Значит, нашим специалистам приходится наносить его вручную на каждую упаковку, а это затраты сил и времени. У нас хорошие взаимоотношения с местными производителями, но все должно строиться на взаимовыгодной основе. Мы не можем взять десять пачек масла, потому что больше у них нет. Нам нужен определенный объем и гарантированное его поступление. В то же время мы не против того, что власти высказываются за поддержку местных производителей, думаю, вряд ли здесь нужно вести речь о конкуренции, которую они нам составят.

Может, и так. Но пока мы наблюдаем присутствие на прилавках крупных сетей в большей степени привозного товара. Однако есть примеры более удачного сотрудничества, правда, с местным сетевиком, которого все устраивает.

— Мы работаем с местными производителями напрямую, — говорит Наталья Штадлер, директор универсама в крупном торговом комплексе в Заречье. — В приоритете была и остается наша вологодская продукция. В обязательном порядке в ассортименте молочная, мясная, хлебобулочная, алкогольная продукция. В первую очередь Череповца и Вологды. Затем мы берем ассортимент шире — продукция Вологодской области. В частности, из Устюжны, Шексны, Великого Устюга, Грязовца, Кич.-Городка, Тотьмы и т. д. Хотя на наших прилавках может присутствовать продукция и из Москвы, и из Санкт-Петербурга. У покупателя должен быть выбор. Но приоритет мы отдаем продукции местных производителей.

Парадоксы рынка продовольствия

Накопители

Принцип работы любого супермаркета федеральной сети, как правило, один: прежде чем ввезти продукцию в город, ее копят в распределительном центре. И нередко получается парадокс. Допустим, местный помидор, прежде чем попасть на череповецкий прилавок, везут из Череповца в Иваново — в распределительный центр, а потом возвращают в Череповец. То есть на прилавки помидор попадет, проделав огромный путь, а не как при поставках напрямую: грядка — магазин. В каком случае качество будет лучше? Эти самые секреты никто не собирается раскрывать. А вот требования сети предъявляют всем поставщикам жесткие. Свезти продукцию со всех концов света в один распределитель, а потом уже ее распределят по регионам.

Дешевое — не значит качественное

Что касается скидок, на которые так падки некоторые покупатели (понятно, что нередко не от хорошей жизни). Напомним ситуацию апреля прошлого года. Перед Пасхой в одном из крупных супермаркетов Череповца выбросили яйца: рубль — штучка, десять — кучка (в остальной рознице цена десятка доходила до 50 рублей). Дешевые яйца завезли из Тюмени. Люди коробками их выносили — брали сразу по шесть десятков (больше не давали). Одна коробка из партии попала в наши руки. Мы тогда долго пытались понять, зачем везти дешевые яйца из Тюмени в Череповец. Чтобы доехать от Тюмени до Череповца (2 103 км), нужно больше суток и больше 630 л бензина (примерно 12 700 руб.). Сколько яиц нужно перевезти на одном авто, чтобы отбить хотя бы бензин? 1 270 десятков по рублю штучка.

И главное — зачем предлагать череповчанам далеко не качественный товар? Когда мы открыли коробку, то увидели: три яйца из десятка треснули, одно прилипло ко дну. А когда разбили одно на сковороду, то увидели мутный желток и белок, наполовину превратившийся в непрозрачный сгусток... Есть сразу расхотелось. Вот такой дешевый товар. Правда, ни одной жалобы от горожан тогда в Роспотребнадзор не поступило. Видимо, каждый понимал свой риск: скупой платит дважды.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 6 марта 2013 г.