Ольга Шукшина: «Хочу приземлить себя в Белозерске»
В минувшие выходные в деревне Садовая, что в Белозерском районе, и в самом Белозерске отмечали день рождения Василия Шукшина. Если бы не трагическая смерть Василия Макаровича, которая произошла на съемках фильма «Они сражались за Родину» (1974 год), писателю, артисту, кинорежиссеру 25 июля 2011 года исполнилось бы 82 года. Первый фестиваль социального документального кино «Калина красная» на родине легендарной картины стал поводом собраться тем, кто знал и любил Шукшина и его творчество.
Раним субботним утром я приехал в Белозерск и поспешил на улицу имени Шукшина. Было очень тихо, только запоздалое пение петухов нарушало эту тишину. Жара, которая стояла весь день, с утра еще не чувствовалась. Но уже к 10 часам, когда началась регистрация участников фестиваля, от солнца хотелось спрятаться. Фестиваль проходил в городском Доме культуры Белозерска. Первым, кто встретился мне в просторном зале ДК, был кинооператор, фотохудожник, писатель и друг Шукшина Анатолий Заболоцкий.
— В последнее время я часто посещаю Вологодчину, — рассказал Анатолий Дмитриевич, — прошлой осенью бывал — приезжал по клюкву. Недавно заезжал в гости к своему другу, писателю Василию Ивановичу Белову в деревню Тимониха. Там как раз проходил сенокосный праздник. Давно я такого не видел! Столько народу хорошего собралось — и все с косами, граблями, шум идет от косьбы... А как женщины стога метали! Красота! Даже удалось посидеть и пообщаться с Василием Ивановичем и выпить с ним по три рюмочки. Хотели еще по одной, да супруга Ольга Сергеевна засопротивлялась, — улыбается Заболоцкий. — Но нам и так разговоров хватило. Какие у Васи глубокие мысли на нашу действительность сегодняшнюю!
В беседу вступил известный вологодский писатель и тележурналист Анатолий Ехалов, который представлял на фестивале свои новые фильмы «Сокровища нестяжателей», «Возвращение героя» (о герое Советского Союза Александре Клубове и его забытой деревне). Ехалова, как и Заболоцкого, волнуют проблемы молодежи, будущее российской деревни.
— Василий Макарыч любил нас такими, какие мы есть... Я сегодня прошелся по улице Дзержинского мимо дома, где мы жили с ним во время съемок «Калины...», — рассказывает Анатолий Заболоцкий. — Вспомнил, как порой мы до четырех утра с ним спорили по поводу того, как нам на следующий день снимать. Жаль, двери дома были закрыты, а очень хотелось зайти, поговорить, сказать жильцам: «Здравствуйте, мы в вашей квартире с Шукшиным жили, о новом кино говорили...».
Интересный разговор прервало появление Ольги Шукшиной, младшей дочери Василия Макаровича. Красивая женщина — загорелая, с длинными волосами... Она поклонилась и произнесла:
— Доброго дня всем.
Затем Ольга, справившись о здоровье Заболоцкого, отправилась смотреть зал, где должен был проходить фестиваль.
— Шикарный зал, — рассматривая помещение с балкона, произнесла она. — Только бы люди пришли! Хорошо у вас в Белозерске, благодатно, не суетно, спокойно. Я бы, пожалуй, осталась тут жить: купила бы небольшой домик, обзавелась хозяйством, — мечтательно произнесла Ольга. — Такие уголки России надо хранить.
Несмотря на то что на улице стояла неимоверная жара, в прохладном зале ДК собралось огромное количество людей. Белозеры с радостью откликнулись на приезд в их город известных кинематографистов, деятелей кино. Сам фестиваль задумывался в расчете на молодежь. Ведь проблемы, которые поднимают авторы документальных лент на злободневные социальные проблемы, напрямую касаются прежде всего молодых. Наряду с такими известными картинами, как «Два Федора» режиссера Марлена Хуциева, где снялся Василий Шукшин, зрители увидели картины о проблемах детского алкоголизма, наркомании, табакокурения, взаимоотношений полов, жестокости общества. Но, как позднее признались организаторы фестиваля, время для такого серьезного разговора было выбрано неудачно. Летом студенты местного педагогического колледжа на каникулах, воспитанники детского дома уехали в загородные лагеря, школьники предпочли провести время на пляже. Однако старшее поколение программу кинофестиваля оценило. И ни один показ не был отменен из-за отсутствия зрителей.
Тем временем гости фестиваля между премьерами собрались в гостиной ДК. Ольга Шукшина по-хозяйски доставала из коробки пироги, которые она сама пекла в доме своей квартирной хозяйки: ржаные сочни с зеленым луком, брусникой. Ольга Васильевна разливала по чашкам чай, угощала пирогами, которые оказались очень вкусными.
— Что для вас творчество вашего отца? — с этого вопроса начал я беседу с Ольгой. Замечу, что младшая дочь Шукшина не публичный человек. В отличие от старшей сестры Марии она не мелькает на телеэкранах и почти не дает интервью. Но журналисту «Голоса...» не отказала в просьбе ответить на несколько вопросов.
— А вся моя жизнь. Сейчас я, например, занимаюсь тем, что работаю над кандидатской диссертацией по произведениям Шукшина. И преподаватель Шуйского государственного университета очень строго относится к моим изысканиям. Я и сама не сразу поняла, что еще не все знаю об отце. Мне было пять лет, когда он ушел, я его мало запомнила. И вот сейчас, по крупицам исследуя его творчество, стараюсь понять, каким же был мой отец — Василий Макарович Шукшин. Кстати, когда я поступала в литературный институт, мне достался билет № 13, где было два вопроса: о рассказе Гоголя «Шинель» и творчестве Василия Шукшина. Преподаватель хотел предложить мне другой билет, но я отказалась. Экзамен тогда выдержала.
— Вы лишь один раз снялись у отца — в фильме «Печки-лавочки». Почему не пошли по стопам родителей и не связали свою жизнь с кино?
— Это не мое. Мне близка литература, в данный момент занимаюсь научной работой.
— Вы живете в Шуе, преподаете в воскресной школе. Почему выбрали именно этот город?
— С Шуей меня познакомила сначала мать, а потом туда, в православное Свято-Успенское мужское училище, поступил мой сын Василий. А я сейчас тружусь над кандидатской, это большая и серьезная работа. У отца было хорошее кинематографическое мышление. И я думаю, сейчас пойдет вторая волна, связанная с творчеством Шукшина.
— А скажите, — обратился я к Ольге, — что бы подарили отцу на день рождения, будь бы он жив?
— Сложно ответить, — подумав, сказала дочь. — Эта боль до сих пор во мне. Наверное, мы, его родные, должны жить, как отец: говорить правду, бороться за нее... Потому что (я это не скрываю) у нас в семье разлад, а мне хочется сохранить доброту, любовь. Вообще-то в каждой семье что-то происходит, но наша семья на виду, и мало, что скроешь от людских глаз. Это тоже испытание.
— Вы не первый раз приезжаете в Белозерск. Что для вас этот вологодский город?
— Я бы хотела тут себя приземлить...
Сергей Рычков,
Газета "Речь", 26 июля 2011 г.