Выставка «Родное» Виктора Новикова открылась в выставочном зале



Вологодский художник Виктор Новиков изучает историю славян почти полвека. Вопреки известному изречению, «поскребя» русского, вологжанин нашел не татарина, а самобытную культуру, ныне забытую. Размышления на эту тему художник выплескивает на свои полотна, с которых на посетителей его выставок смотрят из-под бровей пшеничного цвета голубые глаза белобородых богатырей. Виктор Новиков создал немало акварельных и графических серий, рассказывающих о мифологии и обрядах древних славян. Лучшие картины были сведены в экспозицию «Родное», которая открылась в пятницу в череповецком Выставочном зале.

— Толчок к увлечению исконными русскими традициями и мифологией я получил еще лет в 15, — рассказывает Виктор Новиков. — Я вырос в глухой деревне Калужской области и, когда приехал учиться в районный город, заметил огромную разницу между сельскими и городскими людьми. Деревенские казались мне чище, доброжелательнее, честнее, они всегда готовы оказать помощь. И мне подумалось, что отголоски настоящей Руси можно встретить только на селе. Я прочитал все книги по истории России, которые были в библиотеке. Потом стал их собирать, постепенно добрался до глубинных корней русского народа. Сегодня моя библиотека по славянской культуре одна из лучших в России.

По словам художника, в советские времена интерес к славянскому вопросу ни у кого не вызывал возмущения. Издавались книги, открывались выставки. «Сейчас с этим сложнее. Как только ты говоришь, что ты русский, тебя тут же записывают в националисты. Фольклор свелся к пляскам в лаптях по праздникам», — считает Виктор Новиков.

На Вологодчину уроженец Калужской области попал после окончания Московского полиграфического института. Для распределения выпускнику предложили на выбор три города: Кемерово, Ставрополь и Вологду. Новиков сел с линейкой перед картой, и вскоре Кемерово отпало из-за удаленности от родины. Ставрополь был отброшен из-за сложностей с получением жилья.

— Приехав в Вологду, я очень обрадовался, что выбрал этот город, — говорит художник. — Пару месяцев ходил с раскрытым ртом по центру Вологды. Город показался мне средневековым. В областях южнее Москвы, откуда я родом, очень многое утеряно — сколько войн они пережили; а у вас можно ощутить старину наяву.

Русские боги, богатыри и картины обрядов разбавлены на выставке пейзажами современной российской деревни. Впрочем, сразу видно, какой эпохе отдано сердце автора. На полотнах, изображающих сегодняшнее село, художник использует в основном серый и коричневый цвета, зато картины из мифологического прошлого, где симпатичные бородачи в длинных расписных рубахах застыли с мечом в руке, изобилуют яркими красками.

Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 29 августа 2011 г.