Бензина будет мало и дорого
Объемы производства топлива стали снижаться по всей России из-за начала ремонтов на заводах. В Ярославской области нефтеперегонное предприятие сократило выпуск продукции почти на 30 %, в Москве и Петербурге — аналогичная тенденция.
По данным Росстата, объем производства автобензина в России за неделю с 12 по18 марта снизился на 10,4 % по сравнению с предыдущей неделей, дизельного топлива — на 6,6 %. Ближайшие поставщики горючего для Череповца находятся в Ярославской и Ленинградской областях. В первом случае на заводе уже начались плановые работы. В апреле стартует и профилактический ремонт на питерском заводе «Киришинефтеоргсинтез», с которым в основном работают череповецкие поставщики. Все это может вызвать дефицит топлива, который уже имел место в прошлом году по таким же причинам. Тогда на ряде заправок отдельных видов бензина не было почти месяц.
По словам гендиректора ПКФ «Вест-Маркет» Антона Осадчих, параллельно идет повышение оптовых цен на все виды топлива, что влечет и изменение ценников на АЗС. «Оптовая цена до выборов была невысокая, и мы зарабатывали неплохо, но объемы продаж были низкими, — констатирует он. — Половина января практически выпадает, февраль сам по себе плохой месяц. Сейчас оптовая цена поползла вверх, за последний месяц она выросла на 4 тыс. рублей за тонну. Если грубо считать, то цена на АЗС должна бы тоже вырасти рубля на четыре. Пока она так не выросла, потому что многие продают остатки топлива, которые куплены в январе-феврале. Но, судя по всему, розница рванет вверх. Я думаю, что в течение года мы получим максимум — около 35 рублей за литр. В страшилки про 50 рублей я не верю. Правительство будет стараться сдерживать цены, но проблема в том, что большинство оптовых компаний в той или иной мере принадлежат государству. Они имеют высокую маржу на опте, а независимые розничные операторы находятся в незавидном положении. В прошлом году, например, некоторое время оптовая цена была даже выше розничной, и мы работали в минус. Если еще и НПЗ встанут на реконструкцию, то как бы не получилось как тогда. Был такой дефицит, что мы с Киришей везли топливо и бензовозы шли прямо на заправки, не заходя на базу. Благо сертификаты это позволяли».
На прошедшем в марте заседании общественно-консультативного совета при областном управлении ФАС его участники сошлись во мнении, что крупными штрафами для монополистов топливную проблему не решить. «Правильнее создавать условия для развития конкуренции в регионе, нежели бить по рукам нарушителей», — отметили члены совета.
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 28 марта 2012 г.