Дачные владения — под защиту закона
«Дачная амнистия».
Меньше двух лет осталось у череповчан на то, чтобы зарегистрировать права на свои загородные дома в упрощенном порядке: напомним, в отношении объектов индивидуального жилого назначения «дачная амнистия» действует до 1 марта 2015 года. В отношении земельных участков она бессрочна. И хотя всегда казалось, что летом, когда у дачников появляется масса неотложных дел, просто некогда заниматься оформлением прав на свои владения, то отныне получить свидетельство можно, не выезжая из деревни.
Регистрация через главу поселения
— Федеральным законом № 8 от 28 февраля 2012 года в процедуру оформления прав на объекты недвижимого имущества внесено очень важное изменение, которое существенно облегчает жизнь дачникам, — рассказывает Елена Веселова, зам. начальника отдела Росреестра по Череповцу и Череповецкому району. — Если череповчанин уезжает на лето в деревню, ему не обязательно приезжать в город, чтобы провести какие-то регистрационные действия с загородной недвижимостью. Можно прийти в администрацию того сельского поселения, на территории которого находится ваш дом, и уполномочить главу поселения действовать от вашего имени. Подаете главе необходимые документы и заявление о госрегистрации, и он связывается с нами и договаривается о времени приема. А потом получает свидетельство (или иной документ) и передает его вам. Можно разработать наиболее удобный для главы поселения порядок взаимодействия с органами регистрации и кадучета. В любом случае глава должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать такие услуги гражданам, ведь налоги на землю и недвижимое имущество физических лиц идут в местный бюджет, а если недвижимость не оформлена должным образом, то и налоги не платятся. Кроме того, сотрудники Росреестра и Кадастровой палаты выезжают в сельские поселения и ведут приемы граждан в режиме «одного окна» согласно утвержденным графикам. При необходимости специалисты готовы выехать вне графика. Если глава в этом отношении не проявляет инициативы, его, наверно, стоит потормошить: раз законом такая форма работы продекларирована — извольте исполнять.
Напомним основные правила регистрации прав собственности на землю и объекты жилого назначения в упрощенном порядке, а также расскажем о некоторых новшествах в этих процедурах.
Земля
Для государственной регистрации права собственности на земельный участок, который был выделен в период до октября 2001 года, достаточно предъявить любой документ, устанавливающий ваше право на него. Это может быть постановление главы администрации о предоставлении участка, или государственный акт, или свидетельство, или иной документ. К правоустанавливающему документу нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию права собственности (200 рублей). Кадастровый паспорт на участок предъявлять не требуется. Через 20 календарных дней свидетельство о праве собственности будет готово.
К слову отметим, что кадастровый паспорт не требуется предоставлять и в том случае, если собственник обращается в Росреестр за повторной выдачей свидетельства о праве собственности.
— Допустим, 10 лет назад гражданин уже прошел процедуру государственной регистрации права собственности на свой участок и получил свидетельство. Но за это время произошли какие-то изменения, например увеличилась площадь участка: собственник провел межевание и прибавил еще четыре сотки, воспользовавшись правом, предоставленным законом о «дачной амнистии». Чтобы исключить возможные недоразумения в будущем, гражданин вправе обратиться в Кадастровую палату для внесения уточнений в данные об его участке, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). В рамках внутриведомственного взаимодействия информация об уточненных данных поступит к нам, в отдел Росреестра, и мы внесем соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Мы это сделаем без заявления собственника. Ему потребуется прийти к нам только в том случае, если он пожелает получить на руки повторное свидетельство о госрегистрации права собственности, которое будет содержать уточненные данные об участке, — разъясняет Елена Веселова.
Срок выдачи повторного свидетельства сокращен и составляет теперь всего три рабочих дня. Кроме того, за внесение изменений в данные об участке госпошлина теперь не взимается, для граждан эта услуга стала бесплатной.
Зачем вообще нужно проходить процедуру госрегистрации права на землю? Во-первых, чтобы обезопасить свои владения от возможных посягательств с чьей-то стороны, земельных споров и судебных тяжб. Во-вторых, официально подтвержденный статус правообладателя необходим для совершения сделок с землей. В-третьих, это нужно, чтобы устранить противоречия (если таковые имеются) в сведениях об участке, содержащихся в правоустанавливающих документах и в ГКН, ведь от этого зависит и правильность начисления земельного налога.
К сожалению, бывают случаи, когда сведения об объекте права не совпадают. Например, в постановлении о выделении земли написано, что площадь участка 1 000 квадратных метров, но, когда собственник приходит регистрировать право собственности, обнаруживается, что в ГКН внесена другая цифра — 1 500 квадратных метров. Это значит, что земельный налог взимается с гражданина в большем размере, чем следует, поскольку налоговая служба исчисляет платежи на основании данных ГКН. Почему такие расхождения возникают и как они устраняются?
— После того как в
Дача
Чтобы зарегистрировать право собственности на дачный дом, расположенный на территории садоводческого товарищества или дачного кооператива, нужно предъявить только правоустанавливающий документ на земельный участок и декларацию об объекте недвижимого имущества. Госпошлина — 200 рублей. Специалистов органа технической инвентаризации (бывшее БТИ) для составления техплана вызывать не надо. Эта декларация по сути является документом, который не только устанавливает ваше право на дом, но и содержит техническое описание объекта, подобно техпаспорту. Декларация заполняется заявителем самостоятельно. Форму бланка можно получить в пункте приема документов на госрегистрацию или распечатать на интернет-сайте Росреестра. На основании этого документа дачный домик ставится на кадастровый учет.
Жилой дом
Для регистрации права собственности на жилой дом (в случае если вы только что его построили или построили давно, но до сих пор как положено не оформили) нужно предъявить правоустанавливающий документ на землю и кадастровый паспорт на дом.
Как получить кадастровый паспорт? Сначала нужно заказать технический план на объект недвижимости. Эта услуга платная, ее стоимость в среднем составляет 12 000 — 14 000 рублей. С этого года за изготовлением техплана можно обращаться не только в орган технической инвентаризации (с января 2014 года он, возможно, перестанет существовать), но и к кадастровым инженерам (их контакты можно найти на сайте Росреестра). Получив техплан, сдаете его в Кадастровую палату для постановки дома на кадастровый учет. Через 20 дней кадастровый паспорт будет готов. Платить за кадпаспорт отдельно не нужно, его стоимость включается в стоимость изготовления техплана.
Нужные адреса
— Органы технической инвентаризации — ул. Пер-вомайская, 60 (там хранятся архивы по району), и ул. Архангельская,
— Орган кадастрового учета (Кадастровая палата) — ул. Юбилейная, 58, филиал — ул. Архангельская,
— Орган регистрации прав (отдел Росреестра) — ул. Краснодонцев, 118.
Прием документов на регистрацию прав осуществляется как на ул. Краснодонцев, 118, так и на ул. Юбилейной, 58.
Татьяна Тихонова,
Газета "Голос Череповца", 23 апреля 2013 г.