Федеральным сетям в Вологодской области установят новый «порог доминирования»
Областные парламентарии решили, что активное развитие крупных торговых сетей на Вологодчине выдавливает с рынка мелкий и средний торговый бизнес.
Чтобы помочь местным производителям, на очередной сессии Законодательного Собрания области депутаты одобрили внесение в Госдуму изменений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Изменения, в первую очередь, касаются так называемого «порога доминирования», его предлагают уменьшить почти в два с половиной раза.
«Мы считаем, что необходимо умерить аппетиты крупных сетей, которые все активнее захватывают рынок, создавая серьезные перекосы в торговле. Наша инициатива предполагает снизить долю торгового оборота одной сети в общем объеме реализованной продукции на определенной территории с 25%, как это есть сейчас, до 10%. Если будет превышен этот показатель, то торговая сеть не будет иметь права больше открывать новые торговые точки»,— пояснил суть предложенной инициативы заместитель председателя ЗСО, председатель комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев.
В мэрии Череповца уверены, что на потребительском рынке города должны быть представлены предприятия разных масштабов. При этом существование крупных торговых сетей и магазинов шаговой доступности должно иметь разумную сбалансированную структуру, говорит начальник отдела потребительского рынка управления экономической политики мэрии Татьяна Титова:
«Федеральные сети все стремительнее выходят на наш рынок. Особую активность они проявляют в этом году. На сегодняшний день в Череповце представлено шесть таких сетей. У одной из них в городе уже 26 предприятий и, действительно, пора ограничивать их влияние на наш рынок».
Если баланс не будет установлен, то в долгосрочной перспективе проиграют все, уверен директор ООО «Северо-Западная продовольственная компания» Алексей Важенин:
«Как показывает мировой опыт, вслед за монополизацией торговли неизбежно приходит монополия производителя. Федеральные сети уже выкручивают руки нашим производителям. Как пример: пусть будут завалены прилавки магазинов питерской колбасой, но при этом череповецкий мясокомбинат испытывает проблемы. Такого быть не должно, поэтому нужно уменьшить не только объем реализованной продукции, но и ввести другие способы поддержки местных мелких и средних производителей. Как вариант — запретить крупным супермаркетам торговать алкоголем в выходные дни, разрешить им работать до 20.00, а местным до 23.00, обязать федеральные сети реализовывать продукты местного производства. Все эти меры позволят розничной торговле развиваться динамично и цивилизованно».
Отметим, что депутаты Законодательного собрания также предлагают запретить торговым предприятиям навязывать производителям дополнительные договоры, направленные на продвижение товаров. Это, например, плата за выкладку продукции на полки, расположенные на уровне глаз покупателей, за проведение различных промо-акций. По мнению экспертов, подобная практика носит массовый характер, а стоимость таких услуг может достигать до 20—40% от конечной стоимости товара.