Какая поддержка нужна малому бизнесу?
В Череповце стартовал масштабный мониторинг. Предпринимателям предложили анкету: в ней 20 вопросов, ответы на которые помогут оценить состояние малого и среднего бизнеса в городе и сформировать дальнейший план работы.
Мы опросили ряд предпринимателей, которые вовлечены в мониторинг. И пришли к выводу, что малый и средний бизнес в Череповце имеет четкое представление о том, как развиваться.
В частности, есть направление, касающееся особенностей Череповца как моногорода. Один из наших респондентов выразился так: «Мы, малые и средние предприятия, как муравьи-термиты, должны сосредоточиться вокруг матки — крупного бизнеса в Череповце». Причем речь идет не о продаже или перепродаже продукции тяжеловесов экономики, а о внедрении и развитии высоких технологий в малом бизнесе, использовании научного потенциала. То, что российский бизнес на это не способен, мол, мы безнадежно отстали от Германии и Америки, — миф. Так считают многие.
— Мы импортозамещающее предприятие, — говорит Александр Комков, глава производственного предприятия. — Нашу продукцию хоть сейчас возьмут в Германии, в Англии, в какой-то степени в Италии. Потому что качество продукции высокое, а цены ниже мировых. Но у нас в России поле непаханное. Для примера: мы выпускаем алмазные круги. Наш круг в 400 мм служит 24 месяца, стоит 6 — 8 тыс. рублей; немецкий аналог в 100 мм служит 7 месяцев, стоит от 20 тыс. рублей. Зачем Череповцу покупать немецкие?
Что необходимо для развития наших высоких технологий? По мнению предпринимателей, нужны налоговые преференции, как экспортным предприятиям, нужна финансовая помощь и поддержка в развитии бизнеса (а такая за рубежом оказывается аналогичным предприятиям малого бизнеса), нужен постоянный диалог с первыми лицами крупного бизнеса.
Есть и другие трудности, с которыми сталкивается наш малый и средний бизнес.
— В Череповце добиться аренды земли практически невозможно, — выражает свою точку зрения Михаил Кобинец, глава предприятия в сфере здравоохранения и других. — Слишком громоздкая и бюрократическая схема. Кроме того, очень дорогие кредиты, мал размер финансовой поддержки в рамках грантов. А деньги крайне необходимы для расширения бизнеса.
Анкета даст возможность выявить все узкие места. Как объяснила директор НП «Агентство городского развития» Оксана Андреева, ставится задача выявить трудности, а затем выйти с инициативой на администрацию города, области.
Татьяна Ковачева
Газета «Речь», 21 марта 2014 г.