В Череповецком районе ввели свой «налог на роскошь»
В Югском сельском поселении Череповецкого района, куда входят деревни Городище, Костяевка, Вичелово и прочие места, застроенные элитными коттеджами, владельцы дорогостоящей недвижимости получили уведомления об уплате налога на имущество с суммами в четыре-пять раз больше обычных.
Жители «череповецкой Рублевки» уже поставили вопрос ребром в администрации района и намерены идти в суд, но пока ничего не добились.
Вплоть до этого года имущественный налог в Югском поселении исчислялся по простой схеме: для домов, оцененных дороже 500 тысяч рублей (а таковых большинство), использовался коэффициент 0,4. В среднем хозяева домовладений платили около 10 тысяч рублей в год.
Теперь решением местного самоуправления коэффициент дифференцирован уже по трем позициям: дома инвентаризационной стоимостью до 500 тысяч рублей, от 500 тысяч до полутора миллионов и более полутора миллионов. Для последней категории недвижимости установлен самый значительный коэффициент в размере 1,45 от ставки имущественного налога.
Соответственно налог на имущество для дорогих зданий вырос почти в четыре раза. Теперь владельцы элитной недвижимости платят минимум 40 тысяч рублей, а для некоторых собственников имущественный налог за 2013 год превысил и 100 тысяч.
«Мы уже собирались в районной администрации. Был глава, депутаты, заместитель прокурора района, начальник налоговой инспекции. Мы пытались объяснить, что нас просто загоняют в финансовую ловушку. Но нам сказали, что по закону все правильно, — рассказал cherinfo.ru житель Городища, риелтор Андрей Королёв. — Заместитель прокурора это подтвердил. Ну, а если по-человечески подойти? Например, семья живет в доме, который оценен в 2,5 миллиона рублей. Мать с двумя детьми, она единственный кормилец. А ей нужно почти 40 тысяч заплатить. А зарплата у нее 15 тысяч. Как она будет платить? У нас ведь нет ни дорог, ни газа, ни нормального электричества, никакой инфраструктуры. Связь только мобильная. Почему в городе коэффициент 0,31, в Москве — 0,7, а у нас — 1,45? Сейчас пойдем в суд. Был коэффициент 0,4, сделайте его 0,6! Будет справедливо, и никто не в обиде. Но они нас разделили на бедных, средних и богатых».
Районные власти уже решили сгладить ситуацию, объявив, что за 2014 год коэффициент будет снижен до 1,15. Однако, по мнению инициативной группы, это не решение вопроса.
Заместитель главы района по экономике и финансам Надежда Староверова объяснила cherinfo.ru, что на итоговые цифры в налоговых уведомлениях повлияло не только решение поселения повысить коэффициенты, но и рост инвентаризационной стоимости жилья, которая все больше приближается к рыночной оценке.
«Данные проведенной технической инвентаризации передаются в ФНС и в дальнейшем ежегодно индексируются согласно постановлению правительства Вологодской области. Таким образом, здание изнашивается, но при этом его инвентаризационная стоимость продолжает расти, — говорит Надежда Староверова. — Что касается ставок налога, то в районе они дифференцированы: чем дороже имущество, тем выше ставка. Если помещение при прежней инвентаризационной стоимости попадало в список объектов с налогообложением по более низкой ставке, то теперь включились сразу два фактора, влияющих на повышение налога. Другая оценка жилища, и, соответственно, ставка стала выше. К примеру, если ваша квартира стала дороже 500 тысяч, то и ставка налога увеличится с 0,2 до 0,9%. Это общий пример, во всех поселениях ставки определены индивидуально».
Налог на имущество, как и на землю, идет в местный бюджет, то есть в данном случае в бюджет Югского поселения. За счет повышения налогов можно построить дороги и провести газ, считает глава Югского сельского поселения Надежда Малкова, отмечая, что в других районах Вологодчины установлены и более высокие ставки налогов.
«Законодательство не нарушено. Люди едут строиться в довольно престижных районах, ближе к городу. Они же не строятся за 70 километров от Череповца. Там и стоимость меньше. Понятно, что у нас ставка выше, чем в Череповце. Ведь у нас сегодня единственный доход — это налоги на имущество и землю. У нас нет промышленных предприятий, а жить мы все хотим достойно, чтобы были и дороги и другое. Мы все просчитали, повышая коэффициент, но даже с учетом повышения мы все деревни обеспечить всем необходимым не можем», — поясняет Надежда Малкова.