Законопроект о произвольной блокировке сайтов принят Госдумой



21 июня законопроект прошёл второе и третье чтение в Думе. Его окончательная версия ещё хуже, чем промежуточные. Все поправки интернет-отрасли, которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла, были полностью проигнорированы.

Нынешний текст проекта запрещает в том числе размещать ссылки на страницы, на которых потенциально могут нарушаться исключительные права, и устанавливает ответственность за подобные действия. Добавленная в закон формулировка настолько расплывчата, что применить его можно к кому угодно — к поисковым системам, к добросовестным ресурсам и просто к людям.

Вот её часть: «…лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несёт ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины». Видимо, по мысли законодателей, перед размещением какой-либо ссылки где угодно — например, в комментариях в социальной сети — любому человеку надо заручиться согласием всех возможных правообладателей.

Статья, содержащая эту формулировку, добавляется в общие положения четвёртой части ГК РФ. Это значит, что она будет распространяться на все объекты исключительных прав, включая литературные произведения, фотографии, музыку, патенты, товарные знаки и т.д. Кроме того, в статье говорится, что уведомление провайдеру о блокировке какого-нибудь контента или ссылки на него может содержать только IP-адрес. Такой подход технически безграмотен и ставит под угрозу само существование поисковых систем и любых других интернет-ресурсов.

В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем — даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом — это все равно, что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария.

По процедуре, закон вступит в силу 1 августа. С этого момента все, кто разместил где-нибудь какую-нибудь ссылку, могут понести ответственность «на общих основаниях».

Процедура блокировки сайтов, прописанная в законопроекте

Итак, что же в итоге приняли депутаты? Во-первых, все споры, касающиеся нелегального распространения фильмов в интернете, перенесли в Московский городской суд. Как объяснила соавтор закона Елена Драпеко, связано такое решение с тем, что «специалистов по интеллектуальной собственности ни в судах, ни в прокуратуре практически нет». В Мосгорсуде же, по ее словам, создан специальный отдел для решения этих вопросов.

Решение перенести все споры в Москву не понравилось представителям интернет-сообщества и Минкомсвязи. Критики указывали, что это увеличит нагрузку на сам суд и затруднит доступ к правосудию для жителей регионов. Впрочем, в Мосгорсуде заявили, что готовы к нагрузке, а Елена Драпеко не исключила, что в будущем география может быть расширена.

Во-вторых, оставили положение о досудебной блокировке сайтов — называется это «предварительными обеспечительными мерами». Работает этот механизм так: правообладатель через сайт Мосгорсуда подает жалобу, указав, что на определенном сайте размещена пиратская копия его фильма. К заявлению он прикладывает документы, доказывающие наличие фильма на этом сайте и наличие у заявителя прав на него. Суд, в свою очередь, выносит определение и передает исполнительный лист Роскомнадзору. Тот должен найти хостинг-провайдера, у которого на серверах размещен этот сайт, и написать ему письмо на русском и английском языках. В письме, в частности, указывается конкретная страница, на которой находится нелегальный контент.

Хостер в течение одного рабочего дня обязан передать это письмо владельцу сайта. У того есть еще один день, чтобы удалить спорную информацию. Если он отказывается это делать, обязанность переходит по восходящей — сначала хостинг-провайдеру, а если и тот проигнорирует требования — операторам связи. При этом в законе говорится, что интернет-провайдеры должны «ограничить доступ к такому информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к странице сайта». По сравнению с первой версией законопроекта это выглядит послаблением — там сразу говорилось о том, что провайдер должен заблокировать весь сайт для своих абонентов.

Но тут стоит вспомнить, что блокировка конкретных страниц на уровне провайдера — это гораздо более дорогостоящая технология, чем блокировка целых сайтов. А раз закон разрешает второе, то мало кто будет утруждать себя и тратиться из-за «пиратов».

После того как суд даст команду на «предварительные обеспечительные меры», у правообладателя будет еще 15 дней на то, чтобы подать соответствующий иск. Если жалоба будет подготовлена в срок, меры продлят до конца слушаний. И только если правообладатель зазевается, сайт разблокируют, а его владельцы смогут потребовать возмещения ущерба.

 

На этом история не заканчивается. Осенью депутаты, по всей видимости, собираются продолжить законотворчество в этой сфере и распространить вводимый механизм на другие объекты авторского права (в нынешнем законопроекте это только «фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы»). Крупнейшие поисковые системы Рунета "Google" и "Яндекс" заявляют, что постараются донести до Госдумы возможности решения проблемы пиратства без ущерба развитию российского интернета.

Источники: Яндекс, Lenta.ru