Состояние малого и среднего предпринимательства в Вологодской области



Текущая ситуация

Общее число занятых в сфере малого бизнеса области, включая работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, составляет более 156 тыс. человек или 25,7% в общей численности занятых в экономике области.

На субъекты малого бизнеса приходится:

  • 49% общеобластного оборота розничной торговли; ­
  • 29% объема платных услуг населению;
  • 38% грузооборота автомобильного транспорта.

На долю малых предприятий приходится 17% оборота розничной торговли, 5% объема платных услуг, 13% грузооборота автомобильного транспорта, 23% оборота общественного питания, 50% оборота оптовой торговли.

Более трети малых предприятий занимается торговлей (37%), 15% - строительством, 13% работает в обрабатывающих производствах.

В 1 полугодии 2007 года оборот малых организаций составил 38,5 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду предыдущего года - 146%. В развитие производства вложено порядка 1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (2006 год – 1,47 млрд.руб.).

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения в области составил 1,2 тыс.руб. и был равен среднероссийскому значению. По этому показателю регион вышел на третье место среди субъектов Северо-Западного федерального округа, в 2004 году – занимал седьмую позицию.

Ежегодно увеличиваются поступления в бюджет от малого бизнеса. В 2006 году по сравнению с 2005 годом поступления по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения и по единому налогу на вмененный доход увеличились с учетом индекса потребительских цен соответственно на 38% и 19%. Доля уплаченных налогов субъектов малого бизнеса в общей сумме поступивших налогов в каждом третьем муниципальном районе составляет 20 - 50%.


Административно-правовые отношения в сфере предпринимательства

Одним из главных направлений государственной политики в отношении предпринимательства является уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса.

Механизмы реализации:

  1. Максимальный отказ от разрешительной системы отношений органов управления и малого бизнеса и переход на уведомительную.
  2. Оптимизация отношений бизнеса и государственных контрольных и надзорных органов, то есть анализ ведомственного законодательства, регламентирующего порядок обращения за услугами в органы управления и подготовка законодательной инициативы, исключающей дублирование действий одного органа управления другим, повышающей качество услуг управления вообще. А также сокращение и обеспечение прозрачности процедур государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью.
  3. Максимальное внедрение принципа "одного окна" везде, где это возможно.
  4. Реализация мероприятий борьбы с коррупцией, которые должны включают в себя проведение исследований коррумпированности, образовательные программы повышения правовой грамотности предпринимателей, формирование позитивного общественного мнения в отношении органов управления.
  5. Унификация муниципального законодательства, прежде всего в части условий ведения бизнеса, решения земельных вопросов.
  6. Включение в состав различных рабочих групп, создаваемых для совершенствования законодательства, представителей бизнес сообщества и максимальное использование механизма публичных слушаний всех новых законопроектов, регулирующих деятельность предпринимательства.
  7. Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства из числа граждан особо нуждающихся в социальной защите; безработных; граждан, уволенных с военной службы; вынужденных переселенцев; женщин; молодежи.
  8. Выделение в самостоятельную программу комплекса мер по стимулированию самозанятости населения, государственной поддержки стартового предпринимательства. Основы предпринимательства должны преподаваться в курсе средней общеобразовательной школы.
  9. Повышение статуса конкурса «Вологодский предприниматель года». Победителю может быть субсидировано часть затрат по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых Правительством области. Или бесплатное участие в коллективных стендах на выставочно-ярмарочных мероприятиях, форумах, выставках.


Нормативная база

Во исполнение Указа Президента РФ от 29 июня 1998 года №730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства", Федеральных законов от 14 июня 1995 года №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 8 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

За период с 1995 года по н.в. в области принято 89 законов, постановлений Администрации и Губернатора области, Правительства области. Данные нормативные правовые акты направлены на регулирование вопросов создания благоприятных условий развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории области.

В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вологодская область планирует принять соответствующий областной закон, в котором будут предусмотрены, в том числе, мероприятия по поддержке субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.


Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Механизмы реализации:

  1. Создание комплекса элементов инфраструктуры: бизнес-инкубатор, бизнес-центр, ресурсный центр и т.д.
  2. Формирование комплекса услуг, связанных с привлечением инвестиций:
    • анализ перспективности бизнеса или проекта;
    • разработка или оценка бизнес-плана;
    • помощь в поиске инвестора и организация переговоров;
    • подготовка и проведение презентации проекта перед инвестором;
    Аналогичные услуги должны предоставляться инвесторам.
  3. Реализация схемы оценки и сопровождения проектов.
  4. Формирование совместно с муниципалитетами реестра свободных земель под производственную застройку с обеспечением их соответствующей инфраструктурой – транспортными коммуникациями, газо-, тепло-, и электроснабжением, средствами связи.
  5. Совершенствование имущественной поддержки бизнеса, включая предоставление льгот по арендной плате, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Из федерального бюджета на создание бизнес-инкубатора в г. Вологде выделено более 50,0 млн. рублей (область стала победителем в трех федеральных конкурсах по финансированию создания бизнес - инкубаторов). Помещения в бизнес - инкубаторе предоставляются в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. Здесь предоставляется комплекс централизованных услуг (бухгалтерских, юридических, аудиторских и т.д.) для субъектов малого предпринимательства. В настоящее время прошли отбор и размещены в бизнес - инкубаторе 25 субъектов малого предпринимательства. За 9 месяцев 2007 года инкубируемыми предприятиями привлечено инвестиций более 17 млн.руб., создано 189 новых рабочих мест, перечислено налогов в бюджеты всех уровней 1,1 млн.рублей. В текущем году ведется работа по открытию офисов бизнес - инкубаторов в Белозерском, Грязовецком и Сокольском районах. В 2008 году планируется создать бизнес-инкубаторы в Великоустюгском и Шекснинском районах.

Международная практика показала, что бизнес-инкубатор – это одна из наиболее эффективных форм поддержки малого бизнеса: выживаемость предприятий, прошедших в них период становления, превышает 80%.

Для поддержки малого предпринимательства Правительством области реализуются Основные мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства на 2005 – 2008 годы, которые состоят из шести разделов: это и развитие инфраструктуры, и обучающий компонент, и новые финансовые технологии, и адресная поддержка выставочной деятельности, совершенствование нормативно-правового регулирования.

Принято постановление Правительства области о реализации Регионального проекта «Создание благоприятного предпринимательского климата».

Прямые расходы областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства за 2 года возросли в 10 раз и составили в 2006 году 35 млн. рублей.

В 2007 году областным бюджетом на оказание государственной поддержки предусмотрено 28,7 млн.рублей.

В области функционируют объекты инфраструктурной поддержки малого бизнеса: Научно-технологический центр при ВоГТУ, Агентство городского развития в г.Череповце, с 2006 года с участием федерального и регионального бюджетов создан бизнес-инкубатор в г.Вологде, региональный Центр венчурных инвестиций «Вологодчина», Информационно-консультационный центр для поддержки малого бизнеса в агропромышленном комплексе, областной ресурсный центр «Женщина и бизнес», две торгово-промышленные палаты, клубы деловых людей, Советы предпринимателей в 19 районах области и разработаны программы поддержки и развития малого предпринимательства. В области сформировался доступный механизм банковских и страховых услуг. За 2006 год кредитными организациями области заключено с субъектами малого предпринимательства 3103 договора на сумму 16,6 млрд. рублей. Объем кредитования за два года вырос в 3,8 раза.

Внесены дополнения в областное законодательство в части оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства области в форме частичной компенсации процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях области. На эти цели в 2007 году выделен 1,0 млн.рублей.

Продолжается развитие институтов микрокредитования – кредитных союзов и кооперативов.

Сегодня реализация эффективного механизма вовлечения свободных денежных средств граждан в развитие малого бизнеса осуществляется через 21 сельский кредитный кооператив. Число членов-пайщиков составляет более 4,5 тыс. единиц.

Возможности развития малого и среднего бизнеса в регионе далеко не исчерпаны. Области нужна предпринимательская инициатива в области инноваций, в промышленном производстве, в туристической отрасли и в жилищно-коммунальной сфере. В результате реализации регионального проекта "Создание благоприятного предпринимательского климата" в 2008 – 2010 годах:

  • количество малых предприятий увеличится до 5,5 тыс.,
  • численность занятых возрастет на 10%, ­
  • оборот малых предприятий в сопоставимых ценах увеличится на 19,5% и составит более 91 млрд.рублей.

Основные направления развития малого бизнеса:

  • формирование последовательной региональной политики содействия развитию предпринимательства и правового пространства;
  • внедрение новых механизмов финансирования предпринимательской деятельности (кредитные союзы, кооперативы и др.);
  • формирование инфраструктуры развития и поддержки субъектов предпринимательской деятельности;
  • устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства;
  • поддержка инвестиционной активности в сфере предпринимательства;
  • стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
  • повышение имиджа предпринимательской деятельности и сокращение доли теневого оборота в малом предпринимательстве.


Экспортный потенциал области

В 2006 году Правительство области продолжало работу в рамках разработанной Концепции развития международных и внешнеэкономических связей по следующим направлениям:

  • расширение сфер экономического сотрудничества со странами стратегическими партерами и поиск новых деловых контактов с учетом внешней политики РФ и региональных интересов;
  • дальнейшее улучшение рейтинга инвестиционной привлекательности области с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику области;
  • последовательное импортозамещение вологодского рынка российскими конкурентоспособными товарами.

Для реализация этих мероприятий было предусмотрено:

  • обеспечение необходимых, реальных объемов внешнеторгового оборота, учитывая изменяюшуюся конъюнктуру на мировом рынке и региональном рынках по основной продукции вологодских товаропроизводителей;
  • стимулирование и укрепление экономического положения вологодских предприятий экспортеров, проведение мероприятий по защите отечественного товаропроизводителя, проведение разумной политики по отношению к ведущим импортерам и инвесторам области;
  • повышение инвестиционной привлекательности области, совершенствование механизма региональных гарантий для иностранных инвесторов.

В 2006 году внешнеторговый оборот области составил 2999 млн. долларов США. Ведущую роль в экспорте области занимают черные металлы, минеральные удобрения, древесина, подшипники.

Доля доходов области от продажи продукции черной металлургии, нефтехимического комплекса, машиностроения, древесины и изделий из нее составляет 96,2% от общего объема экспорта.

Товарная структура экспорта Вологодской области имеет чётко выраженную сырьевую направленность.

Основную долю доходов область по-прежнему получает от продажи продукции черной металлургии, продукции химической промышленности и древесины.

В структуре экспорта в 2006 году произошли изменения, которые обусловлены, прежде всего, снижением вывоза продукции черной и цветной металлургии (67,5 % от общего объема экспорта в 2006 году против 75,3 % в 2005) и ростом вывоза продукции химической промышленности (19,8% от общего объема экспорта в 2006 году, 15% - в 2005).

В 2006 году черные металлы экспортировались из Вологодской области в 83 страны, самые крупные поставки - в США, Турцию, Украину, Эстонию, Германию и Италию. Стоимость экспортных поставок черных металлов в эти страны составила 50% от общего объема экспорта черных металлов.

Значительное место в экспорте продукции химической промышленности за 2006 год занимают поставки минеральных удобрений - 96% от стоимости экспорта продукции химической промышленности. Удобрения экспортировались в 17 стран. Самые крупные поставки - в Бразилию, Индию и Пакистан - 54% от стоимости поставок удобрений.

Древесина вывозилась из Вологодской области в 50 стран. Самыми крупными покупателями леса были Финляндия, Германия, Эстония и Швеция. Стоимость экспортных поставок древесины в эти страны составила 62% от экспорта лесной продукции из области за 2006 год.

СТРУКТУРА ЭКСПОРТА
Статьи поставлено за 2006г., млн. долл. доля в экспортных поставках (%)
по области 2615,7 100,0
в том числе:
черные и цветные металлы 1765,6 67,5
химическая продукция 518,3 19,8
древесина и изделия из нее 233,0 8,9
топливно-энергетическая продукция 30,7 1,2
машиностроительная продукция 15,2 0,6
продовольственные товары и сырье для их производства 0,02 0,001
текстиль, текстильные изделия 10,4 0,4
прочие товары 42,5 1,6

Предприятия малого и среднего бизнеса участвуют в экспорте различной продукции – от древесины и продуктов ее переработки до наукоемкого оборудования.


Барьеры, препятствующие реализации экспортного потенциала, предложения по их минимизации

По итогам опроса руководителей предприятий–субъектов малого и среднего бизнеса, основным барьером для реализации экспортного потенциала, является существующий порядок возврата экспортерам налога на добавленную стоимость. Действующий механизм возврата НДС приводит к длительному изъятию оборотных средств предприятий. Помощь в решении этой проблемы субъектам МСП обещал оказать Президент Российской Федерации на встрече с представителями общественного объединения «Опора России».

Вместе с тем, данная проблема не касается предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения, при которой не начисляется НДС.

Проблемой является также недостаточная осведомленность субъектов МСП о емкости и потребностях рынков европейских стран.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, 2007 г.

siora.ru