Иконопись на Руси
Писать иконы в Древней Руси мог далеко не каждый. Особые правила предписывали иконописцу быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце». Кроме того, в течение всего времени, пока идет работа над иконой, художник должен был «часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Изображать каждого святого иконописец должен был по определенным правилам – канонам, – заранее установленным церковью: например, иконы Божией матери с Младенцем изображали Младенца Иисуса всегда слева от Матери, обязательно с определенным выражением лица и пропорциями тела, напоминающими взрослого, а не ребенка. Подобные ограничения, с одной стороны, сильно обедняли сам процесс творчества, но с другой – наоборот, побуждали художника использовать все свое мастерство, все свои умения для того, чтобы как можно лучше передать образ. Имен древнерусских иконописцев сохранилось очень мало, так как считалось, что образы пишутся не самим художником, а Богом.
Какие же писались древнерусские иконы?
Древнерусские иконы писались на особо выделанных деревянных досках. Доски вытесывались из целого бревна, из наиболее крепкого внутреннего слоя дерева. В средней полосе для изготовления досок использовали древесину липы, на Севере – лиственницу и ель. На лицевой стороне доски делали неглубокую выемку – ковчег – в границах которого и писали сам образ. Сегодня по глубине ковчега и ширине полей можно определить время и место изготовления иконы: самые древние иконы, датируемые примерно XI-XII веком, имеют узкий глубокий ковчег и широкие поля. С XIV века иконы могли быть написаны и на досках без полей. Традиционно древнерусская икона была небольшой. Исключение могла составлять лишь мерная икона, то есть такая, доска для которой изготавливались по «мерке» ребенка – в высоту его роста.
Готовая иконная доска покрывалась грунтом - левкасом. В качестве грунта использовали смесь мела или алебастра с рыбьим клеем. Жидкий горячий левкас наносили на иконную доску в несколько приемов, а затем тщательно шлифовали. На подготовленную таким образом поверхность можно было наносить рисунок. Для этого использовались только натуральные краски на основе яичного желтка – темпера. Рисунок выполнялся сначала схематично, а затем уже делалась более подробная прорисовка изображения. Первая прорисовка выполнялась березовым углем, а вторая уже краской.
Только после этого можно было начинать работу с красками, которая выполнялась в строго определенной последовательности. Сначала на нужные участки – складки одежды, нимб – наносили золотую краску, после этого краской покрывали фон, затем раскрашивались детали пейзажа, одежды, открытые части тела. В самую последнюю очередь писались лики. Лики прорисовывались особенно тщательно: коричневой краской прорисовывались зрачки, брови, волосы; на губы, щеки, в уголки глаз, мочки ушей тончайшим слоем наносилась красная краска.
Готовую икону покрывали специальным масляным лаком – олифой, который делал все краски более глубокими, как бы светящимися изнутри. Со временем лак на иконах чернел, поэтому изображение нужно было «поновлять» - то есть писать новое изображение поверх старого. Чаще всего новое изображение полностью повторяло старое, но в редких случаях иконописец писал новый образ