Закон о государственном регулировании торговой деятельности



Правительство страны сделало очередной реверанс в сторону малого бизнеса, вмешавшись во взаимоотношения производителей продовольственной продукции и крупных торговых сетей. В пятницу Госдума приняла в третьем — окончательном — чтении законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который вроде бы увеличивает шансы малых предпринимателей в конкуренции с известными брендами. Кроме того, от реализации положений нового закона (если он будет принят) теоретически ожидается снижение цен на продукты питания в розничной торговле. Но уверенность в том, что эффект будет именно таким, высказывают немногие.

В законопроекте, который уже принято называть попросту — «Законом о торговле», особую важность имеют четыре пункта. Во-первых, он ограничивает монополию крупных торговых сетей на продовольственном рынке. Продавец продовольственных товаров, торгующий через торговую сеть, доля которого превышает 25 % объема всех проданных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района или городского округа, не вправе приобретать или вводить в эксплуатацию дополнительные торговые площади.

Во-вторых, законопроект сокращает отсрочки платежей за поставленный товар. Предусматриваются конкретные сроки оплаты продукции (от 10 до 45 дней в зависимости от срока годности товаров). В-третьих, закон запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемая объемная скидка).

В-четвертых, правительство РФ получит право устанавливать предельно допустимые цены в тех субъектах РФ, где в течение месяца рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 % и более.

«Закон о торговле» вступит в силу с 1 февраля 2010 года, а отдельные его положения — с 1 июля 2010 года.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Георгий Шевцов считает, что этот законопроект защищает интересы потребителей и создает равные возможности для производителей, поставщиков и розничных торговых сетей: «Принятие данного закона, во­-первых, повысит конкурентоспособность небольших торговых компаний и сетей, во-вторых, будет способствовать ограничению роста цен на продукты в рознице».

Законопроект, который бы установил государственное регулирование торговой деятельности, вызревал долгие годы. Толчок процессу дали, видимо, события начала этого года, когда подскочили цены на продовольствие, а власть, по большому счету, оказалась бессильна навести порядок. В правительстве начали активно работать над проектом закона, который бы дал возможность влиять на процесс ценообразования в стране. Уже в ходе разработки документа среди его авторов возникли почти неразрешимые разногласия: одни лоббировали интересы производителей продукции, другие — торговых сетей, а третьим был важен только конечный потребитель. Рассмотрев законопроект в первом чтении, депутаты Госдумы направили его на доработку. Снова велись ожесточенные споры в поисках компромисса. После второго чтения, которое прошло в минувшую среду, документ кардинально изменился. В конечном итоге закон вышел, видимо, настолько компромиссным, что уже ничьи интересы, в принципе, не ущемляет. Такой вывод мы сделали, поговорив с представителями череповецкого продовольственного рынка (хотя для объективности отметим, что крупнейшие торговые сети, заявившие о себе по всей стране, после заседания думцев «признали свое поражение»).

Наши респонденты — представители разных звеньев продовольственной цепи — выразили свои взгляды на положения законопроекта с разных точек зрения, но в главном сошлись: от него ничего не изменится. Но изложим по пунктам.

Сокращение отсрочки платежей

Евгений ГОГОЛИЦЫН, директор ООО «Пищевик», владелец торговой сети «Вега»:

— Что такое отсрочка оплаты товара? Это все равно что отсрочка смертного приговора. Если у человека нет денег — какую отсрочку ни давай, он все равно эти деньги не отдаст. Я понимаю, если бы отсрочка давалась на 10 лет. А плюс-минус несколько дней или недель ничего не решает, поэтому установить официальные сроки отсрочек — все равно что ничего не сделать. Я к отсрочкам платежей всегда относился скептически. Мы и сейчас с большинством поставщиков перешли на предоплату. Поставщика, который производит яйцо, курицу, корову доит, тоже лихорадит, у него тоже нет свободных денег.

Юрий ЗЛОБИН, генеральный директор ОАО «Череповецкий ликероводочный завод»:

— Да, если механизм отсрочек будет законодательно установлен, в договоре поставок будет прописано, какой срок установлен для той или иной группы товаров, продавец не будет мне выламывать руки: дай мне свой продукт на 90 дней! Извини, вот в законе написано, что мой продукт должен оплачиваться на 10й день. Просрочил — штраф. Но! Все это будет зависеть от доброй воли поставщика и покупателя. Если они не хотят ругаться, то устанавливают деловые отношения: мы с тобой друг другу помогаем. А есть отношения вроде: дай, потому что ты по закону обязан! Это ни к чему хорошему не приведет. Что сейчас происходит? Долги продавцов перед нами растут. Подавать в суд? Но продукцию-то все равно грузить надо, она в магазине должна стоять. Но это внутренняя сторона проблемы. Есть внешняя: какая служба будет отслеживать соблюдение сроков отсрочек и каким образом? В магазин будут приходить и просматривать его «дебиторку», кому и сколько должен?

Сергей ЗАЙЦЕВ, руководитель отдела продаж череповецкого филиала ООО «Вологодский птицепродукт»:

— А мы вообще стараемся не давать магазинам отсрочки по оплате. Наш продукт — кура. Мясо птицы изначально было высокооборотистым продуктом, а в кризис спрос на него значительно вырос. Если магазину в такой ситуации дать отсрочку платежа, то он за очень короткое время может набрать миллионные долги и просто не сможет потом с нами рассчитаться.

Отмена бонусных премий за присутствие товара на прилавках

Юрий ЗЛОБИН:

— Никто из производителей не хотел бы платить все эти премии и так называемые «входные билеты», если бы можно было без них обойтись. Но обойтись нельзя. Есть в магазине полка под коньяки. Длина ее три метра, а производителей, желающих расставить на этой полке свою продукцию, двадцать. И каждый хочет занять лучшие места. И каждый готов за это заплатить. Можешь не платить, но в этом случае останешься без продаж, потому что твоя продукция будет стоять в самом невыгодном месте. От запрета бонусы не исчезнут, просто появятся новые формы.

Евгений ГОГОЛИЦЫН:

— Все эти акции с выплатой премий, которые проводят поставщики, в конечном счете направлены на удешевление товара. К примеру, поставил человек 100 чемоданов. Вот, говорит, 90 чемоданов я вам продаю, а 10 — дарю. В результате мы эти 100 чемоданов продаем по цене на 10 % ниже. По крайней мере, в крупных сетях делается так. Никто на эти бонусы золотые зубы не вставляет.

Сергей ЗАЙЦЕВ:

— Мы постоянно продаем свой товар в розничные сети, которые делают на него свою наценку. Чтобы снизить цену для конечного потребителя, мы проводим акции распродаж, когда скидываем рознице от 1 до 5 %. Но есть недобросовестные предприниматели, которые оставляют ценники на прежнем уровне, и в итоге они свою выгоду чувствуют, а покупатели нет.

25-процентное ограничение присутствия торговой сети в городе

Изначально предполагалось установить эту планку на уровне 15 %. А когда ее подняли до 25-ти, даже ярые противники этой идеи согласились: пусть так. Потому что эта цифра ни на что не влияет: в России нет ни одной торговой сети, которая бы занимала больше 15 % продовольственного рынка.

Это единственное положение законопроекта, которое вызвало однозначно положительную реакцию у наших респондентов. Но опять же судили о нем они с разных позиций: производителя и торговца.

Сергей ЗАЙЦЕВ:

— Это правильное решение. Если дать возможность одному собственнику расставить супер- и гипермаркеты на территории города, то он будет диктовать свои условия и поставщикам. Присутствие их продукции на рынке будет опять же зависеть от собственника торговой сети, а это повлечет за собой все те же бонусы, премии, откаты.

Евгений ГОГОЛИЦЫН:

— Меня этот порог нисколько не пугает. Я бы сделал его еще ниже, чтобы сети дробились и не становились монстрами, которые убьют весь малый бизнес. Сейчас мы много говорим о поддержке малого бизнеса, а сами делаем все возможное для того, чтобы доминировали какие-нибудь французские сети.

Малый бизнес, очевидно, будет единственной стороной, которая полностью одобрит новый закон. По крайней мере, президент череповецкой Торгово-промышленной палаты Владимир ШТЕЙНГАРТ, тесно работающий с малым бизнесом, его одобрил:

— Самое главное достоинство этого законопроекта — попытка ввести антимонопольные меры воздействия на участников рынка. Любое развитие может быть только при наличии конкуренции. Будет конкуренция в торговле — повысится и качество товаров. Сети, которые завоевывают рынок, выдавливая малый и средний бизнес, становятся в нем полноправными хозяевами, диктуют свои правила, и никакой управы на них нет. Если эти положения будут реализованы, все стороны окажутся в равных условиях, монополисты не смогут жить за чужой счет, и малый бизнес получит возможность развиваться. С другой стороны, рынок и свободная торговля предполагают свободу действий. Есть небольшая опасность: как бы законодатели не вошли в крайность и не зарегулировали нас до такой степени, что мы вернемся к торговле советского образца.

Татьяна Тихонова

Газета "Речь", 21 декабря 2009 г.