Бизнесвумен родилась в декрете - женский бизнес отличается оригинальностью



Для одной череповчанки дорога к своему бизнесу началась с поисков подарка, а для другой — с ошибочного медицинского диагноза.

Стереотип о том, что бизнес не женское дело, давным-давно разрушен, но до сих пор можно столкнуться с его обломками. А слабый пол продолжает приятно удивлять. В Череповце теперь проводятся семинары для женщин, решивших стать предпринимателями.

Женские преимущества

Нина Шубина, мать троих детей, индивидуальный предприниматель и бизнес-тренер (тренер по управлению проектами) в Агентстве городского развития, считает: заняться предпринимательством женщина может не вопреки наличию семьи и детей, а именно из-за оного. Ведь предприниматель сама может планировать свой рабочий день, свой график, подстраиваясь под потребности и перемены, а не просиживать строго определенное время на рабочем месте.

Недавно в АГР прошел семинар для женщин, которые желают создать свой бизнес.

— Пришли женщины разного возраста, — рассказывает Нина Шубина, которая и вела мероприятие. — Были совсем молодые и те, кто значительно старше. Кого-то сократили на работе, кто-то в принципе устал сидеть дома.

— А если говорить об общем потоке тех, кто начал или собирается начать свой бизнес и приходит на обучение, больше мужчин или женщин?

— Примерно поровну.

— Считается, что для бизнеса нужен твердый мужской характер. А есть ли у женщины черты, которые дают ей преимущество в бизнесе?

— Конечно. Во-первых, женщина вкладывает душу, для нее бизнес не просто набор деловых контактов и заработок, а реализация самой себя. Во-вторых, женщина менее склонна к риску, потому что прежде всего думает о семье, о детях, о том, как обезопасить свое окружение. И женщина лучше адаптируется к любым условиям. Многие мужчины, услышав о чем-то непонятном, предпочтут потом найти информацию в Интернете или в специальной литературе, а женщина, не боясь, спокойно и свободно может задать все вопросы, которые ее интересуют, даже в ситуации, когда мужчине на ее месте показалось бы, что спрашивать неудобно, — ведь речь вроде об очевидных вещах. Женщина более склонна к общению, легче идет на контакт, меньше увлекается азартными играми, меньше склонна к вредным привычкам. Женщина экономнее расходует свою энергию, распределяет дела. Скажем, даже если она сидит в социальных сетях, при этом у нее может что-то вариться, готовиться, стираться.

Оригинальные подарки

Недавно прошел очередной выпуск Школы социального предпринимательства при АГР. Одна из выпускниц — Татьяна Кузюткина, у нее трое детей (старшей дочке 12 лет, младшей — меньше полутора). Ее проект заключается в разработке керамических изделий, в первую очередь их дизайна. Первые изделия будут представлять собой посуду, но не просто стаканы, тарелки и т. д., а посуду с дизайнерским элементом.

— Допустим, если эта посуда — подарок для представителей сферы строительства, дизайн должен перекликаться с их деятельностью, — объясняет Татьяна Кузюткина. — У нас готов первый образец, как раз по строительной тематике — кружка в виде ковша экскаватора. Дальнейшие образцы (несколько идей уже в разработке) тоже будут созданы с таким расчетом: увидел изделие — сразу понял, для кого оно.

Кстати, супруг Татьяны не остался в стороне, участвовал в обсуждении образца, чертежей и т. д., вносил коррективы.

— А что насчет непосредственно производства?

— Мы будем отправлять образцы на фабрику керамических изделий в Гуанчжоу, Китай. Договоренность уже есть, сейчас дорабатываем вопросы, связанные с логистикой.

— То есть продукция может быть распространена фактически где угодно?

— Совершенно верно, речь ведь о массовом производстве.

— Как вы вышли на Китай?

— Сначала тщательно промониторили наши российские заводы, фабрики — звонили, интересовались, узнавали, отправляли запросы, собрали информацию по ценам и поняли, что это, как говорится, вообще не вариант. Так как Китай славится массовыми производствами и достаточно низкой ценой, решили проверить. И 80 % информации мы добыли самостоятельно, связываясь с производителями. Также прибегли к помощи партнерской организации, которая является посредником в таких делах. Это все выполнимо, здесь нет ничего нереального или заоблачно сложного.

— Как появилась сама идея такого бизнеса, с чего все началось?

— С поиска подарка на день рождения моего папы. Я всегда склоняюсь к оригинальным вещам и подаркам, хочется особенно близких людей удивить и порадовать чем-то необычным. И очередной день рождения натолкнул на такую идею. Сейчас мы планируем подавать заявку на грант, пока рассчитываем на заемные средства.

Плавно и незаметно

— Благодаря дочери и неправильно поставленному диагнозу — дисплазия тазобедренных суставов, — уточняет Ульяна Головкина. — Это врожденная патология, ее выявили в 9 месяцев, целый месяц промучили ребенка в распорках, а потом другой врач, из горбольницы, снял диагноз и сказал, что у нас этой болезни и в помине не было. Но нет худа без добра, иначе бы я не узнала про слинги: в слинге ножки малыша широко разведены и такое положение показано при дисплазии. А сына мы носили в слинге постоянно с рождения, благодаря чему довели нашу выкройку до идеала.

Бизнес начался плавно и незаметно. Первый слинг Ульяна сшила для дочери в 2009 году, потом для ребенка подруги, потом просто наудачу и выложила на продажу в Интернет. Купили в тот же день.

— Но все равно всерьез это не воспринимала ни я, ни близкие. И только когда заказы стали регулярными и появились первые оптовики, мы поняли, что перешли на какой-то новый этап. Самой сложной была и остается проблема времени, потому что есть семья и нужно в первую очередь уделять внимание ей. Была идея обратиться за грантовой поддержкой, но когда все разузнали, то поняли, что, во-первых, это слишком сложно, а во-вторых, очень не хотелось потом проходить различные проверки или быть под чьим-то контролем. Потому решили обойтись собственными силами. И ни о чем не жалеем.

— Сложно ли заниматься своим делом?

— Одной женщине в бизнесе, наверно, тяжело. Но я не одна, у меня есть замечательный муж, который хоть и находится «в тени» предприятия, но играет очень важную роль во многих бизнес-решениях. Мне легко общаться с клиентами, мне нравится работать с тканями, вышивками и выкройками, но вот что касается серьезных вопросов, без совета супруга не обойтись. Вообще, у меня в помощниках вся семья, — Ульяна улыбается. — Но, конечно, периодически я обращаюсь за помощью к специалистам — не только к мастерам по пошиву, но и к художнице, к вышивальщице, к рекламщикам и верстальщикам. Очень много людей, которые помогают доводить все задумки до конца в идеальном виде.

За 8 лет фирма Ульяны Головкиной изготовила более 15 000 слингов для мам не только из Череповца, но и из многих других городов России, а также таких стран, как Украина, Болгария, Чехия, Испания, Великобритания. Причем рекламу предприятие дает очень редко, потому что лучше всего работает сарафанное радио — фирма ведь уже на слуху.

Елена Бжания, газета "Голос Череповца", 10 ноября 2016 г.