Что делать, если продавец тянет с доставкой? Советы специалисты Роспотребнадзора



Череповчанка оплатила диван и его доставку, мебель обещали привезти в течение двух месяцев, но прошло уже четыре. Не дождавшись товара, она пожаловалась в Роспотребнадзор: «Измотали все нервы, кормят обещаниями, а диван все не везут». Что делать?

На что чаще жалуются

— Традиционно горожане чаще обращаются в Роспотребнадзор с жалобами на продажу товаров народного потребления, — говорит Александр Голенков, заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора. — И речь идет не просто о нарушении правил продажи, а в первую очередь о неисполнении обязательств по доставке в срок предварительно оплаченного товара.

Приведем конкретный пример. Дама купила диван и по договору, заключенному с продавцом, предварительно внесла всю стоимость товара — 44 000 рублей. Диван ей обещали привезти в течение двух месяцев. Но не привезли и через три, и через четыре месяца. Горожанка обратилась с письменной жалобой в отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора. «Прошу помочь, меня все время кормят завтраками, а диван не привозят», — пишет она. И добавляет к тому, что диван ей очень нужен, поскольку в доме двое детей и всем членам семьи нужен комфорт. В данном случае — чтобы элементарно можно было выспаться.

Почему тянут?

Одна из наиболее частых причин заключается в том, что поставщик товара старается набрать как можно больше заказов в течение, к примеру, двух месяцев, означенных в договоре. Зачем? А затем, чтобы забить сразу всю фуру товаром, а не ехать на завод за одним-двумя диванами, как в приведенном выше случае. Но не всегда получается: сегодня много заказов, завтра — ничего. Вот и тянут время.

— Подобная же ситуация часто складывается с автомобилями, — говорит Александр Голенков. — Человек приходит в салон, там стоит выставочный образец. Его спрашивают: «Какая вам нужна комплектация, цвет?» Потребитель заказывает, допустим: автоматическая коробка передач, такой-то двигатель, кожаный салон... Ему говорят: «Ждите, в течение месяца доставим. Заявку на завод подадим или обратимся к основному дилеру». Проходит месяц, два, а то и три — машины нет. Почему так поступает продавец? Как правило, ему нужно набрать заказов на автовоз в десять-двадцать машин.

Что нужно знать потребителю

В первую очередь следует знать, что просрочка поставки наказывается пенями. То есть потребитель имеет право потребовать выплаты неустойки в связи с нарушением договорных сроков. Неустойка солидная: за каждый просроченный день — полпроцента от стоимости предварительно оплаченного товара. Берем наш пример с диваном. Горожанка заплатила 44 000 рублей. Полпроцента от 44 000 — это 220 рублей. Просрочка составила два месяца, следовательно, 220 умножаем на 60, получаем 13 200 рублей. Эту сумму покупатель вправе предъявить продавцу как неустойку. Отказывается — обращаемся в суд. А он помимо неустойки присудит штраф в пользу покупателя в размере половины неустойки за отказ в удовлетворении законного требования потребителя в порядке досудебного урегулирования спора. Итак, 13 200 руб. неустойки + штраф 6 600 руб. = 19 800 руб. Дорогим получится для продавца диван. А если суд к тому же примет решение о выплате компенсации морального вреда, диван обойдется еще дороже. Выходит, в такой ситуации судиться выгодно, если знаешь закон и грамотно защищаешь свои права.

Медиа-Центр