Детсады «исправляются» за счет родителей



Так считают череповчане, жалуясь на увеличение поборов после проверок детсадов Роспотребнадзором.

Практически каждая проверка Роспотребнадзором дошкольных учреждений на соответствие новым СанПиН, принятым в октябре прошлого года, заканчивается штрафами и предписаниями устранить нарушения. По мнению череповчан, горячо обсуждающих эту тему на городских интернет-форумах, в большинстве случаев траты перекладываются на родителей детсадовцев. Насколько это соответствует реальности? И что думают о «поборах» в управлении образования?

Ремонты силами родителей?

«В детском саду № 116 началась новая волна поборов с родителей, связанная с ремонтом туалетных комнат. Мы уже давно привыкли и, в принципе, согласны сдавать деньги на игрушки, игры, пособия и т. д., но ремонтировать помещения, да еще и финансировать ремонт — уже слишком, — пишет форумчанка. — Руководство садика через воспитателей обратилось к нам с вопросом о ремонте этих туалетных комнат. Иными словами, мы должны в свои выходные прийти отскрести побелку, купить краску на собственные средства и покрасить».

— Я уже писала объяснительную в управление образования по этому поводу, — рассказывает Елена ДАЦЮК, заведующая МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 116». — Никаких поборов с родителей в нашем учреждении нет; краска приобреталась за счет средств, выделенных управлением. Да, мы обращались к родителям с просьбой помочь смыть побелку, но большинство из них отказалось приходить в выходной. Кое-кто все-таки пришел; в другой группе побелку смывали сами сотрудники.

По словам заведующей, на сегодня все ремонтные работы прекращены до наступления лета:

— На устранение замечаний нам отведен срок до 1 июня, до этого числа мы должны предоставить отчет о выполнении предписаний. Мы обратились с письмом на имя начальника отдела Роспотребнадзора о переносе срока на август. Если в переносе будет отказано, вполне вероятно, что будут выписаны новые предписания. Пока ответа нет.

Принудительно или добровольно?

Проверки Роспотребнадзором на предмет соответствия СанПиН всколыхнули проблему родительских поборов.

— Когда мы пришли в детский сад, нам сразу сказали: 1000 рублей — на игрушки, 500 — на бытовую химию и около 400 рублей — на ремонт группы, — перечисляет Ирина, одна из родительниц. — Кроме того, мне выдали список канцелярских принадлежностей, которые необходимо было купить, — это еще около 500 рублей. Все, что называется, в добровольно-принудительном порядке.

С такими тратами знакомы многие из родителей. Их наличия не отрицает и руководство дошкольных учреждений, объясняя жизненной необходимостью.

— К сожалению, без этого просто не обойтись, — признается Галина ГРЯЗЕВА, заведующая МДОУ «Детский сад № 11». — Вопросы о приобретении игрушек и обучающих программ решаются на родительском собрании. Если родители отказываются сдавать деньги, обходимся тем, что есть.

— Видела, читала, была крайне удивлена, — говорит Елена БАРДИНОВА, заведующая МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 125», о высказываниях родителей детсадовцев в Интернете. — По вопросу сбора средств на ремонт ни я, ни воспитатели к родителям не обращались. На игрушки — да, собираем, но согласие на это дает родительское собрание, чтобы не нарушать закон. Вопрос помощи родителей в проведении каких-то работ также обсуждается на собрании. Здесь главное — личное желание. Есть те, кто наотрез отказывается сотрудничать с детским садом, но на нет, как говорится, и суда нет.

Жалобы проверяются

По словам заместителя начальника управления образования Натальи СТРИЖОВОЙ, взимание дополнительных средств строго регламентировано законом, а именно — постановлением правительства РФ № 505. При выявлении нарушений виновные несут наказание.

— В течение этого года к нам поступило три обращения по поводу сбора родительских средств, — говорит Ирина ЛЮБИМОВА, начальник отдела дошкольного образования управления образования. — Одно из них не подтвердилось, другое — подтвердилось частично, в третьем случае проводится служебная проверка. Причем жалоба по одному из детских садов продублирована дважды — в октябре и марте — слово в слово. Чем это вызвано, сказать не могу. Больше никаких жалоб не поступало.

По словам Ирины Любимовой, зачастую сами родители проявляют инициативу по сбору дополнительных средств:

— Это их право, ведь те условия, которые создаются в дошкольном учреждении, имеют большое значение для развития детей. Но все должно оформляться в соответствии с законом, и никто не вправе кого-то заставлять — достаток у родителей разный. Еще раз повторю: все обращения, которые поступают к нам либо на интернет-форум, мы отслеживаем и проводим служебное расследование, но далеко не все жалобы подтверждаются, а если подтверждаются, то частично.

По словам ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнадзора Галины ЛЕБЕДЕВОЙ, проверки в детских садах проводятся каждый месяц в рамках планового надзора:

— Сразу при выявлении нарушения мы выписываем штраф, юридические лица привлекаются к ответственности. Учреждению выдается предписание для устранения нарушений со сроками минимум на полгода, чтобы захватить летний период, когда детские сады закрываются на отпуск. Проводить ремонтные работы в период функционирования детских садов запрещено.

По словам специалиста, большинство дошкольных учреждений не соответствуют установленным нормам именно по отделке помещений в туалетных и ванных комнатах: они побелены, а должны иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

— Что касается вопросов финансирования ремонтных работ, — говорит Галина Лебедева, — этим занимается учредитель учреждения, в данном случае — муниципалитет.

Марина Белая,
Газета "Речь", 18 апреля 2011 гю