ГТО и сочинение: обернется ли возвращение к прошлому стрессом для школьников?



Пожалуй, ни в одной отрасли не свершается столько реформ, сколько в сфере образования. Начало нынешнего учебного года не стало исключением. Стоило только 11-классникам сесть за школьные парты, как их огорошили новостью: «Через несколько месяцев вам предстоит писать сочинение по литературе как один из итоговых экзаменов». Кроме этого, ученики всех классов могут начинать тренироваться к сдаче нормативов по комплексу ГТО. Готовы ли школяры и учителя к подобным нововведениям, узнал «Голос...».

Сочинить на «зачет»

Предложение вернуть сочинение в число экзаменационных испытаний для выпускников президент Владимир Путин озвучил в декабре прошлого года в своем послании Федеральному собранию. Воплощением задания в жизнь занялась рабочая группа при Министерстве образования. Итогом стали изменения в федеральном законе о порядке проведения итоговой аттестации.

— В приказе говорится, что итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации проводится для учащихся 11-х классов в декабре последнего года обучения, — поясняет Мария Барабанова, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Череповца. — Темы будут сформированы по часовым поясам Федеральной службой Рособрнадзора. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе писать изложение. Результатом сочинения является «зачет» или «незачет». Пересдача, то есть повторное написание при неудовлетворительном итоге, возможна дважды. Стоит заметить, что к сочинению ученики так или иначе готовятся на протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе, в том числе в ходе уроков русского языка и литературы. На сегодняшний день учителям поставлена четкая задача и алгоритм действий, поэтому, думаю, наши дети будут подготовлены к итоговому сочинению.

К слову, детально порядок проведения вернувшейся формы аттестации будет разработан к октябрю. На данный момент планируется, что при приеме вузы могут учитывать кроме ЕГЭ и сочинение, начислив за него до 10 дополнительных баллов. Но пока механизм оценки не проработан. Зато тематические направления для литературного рассуждения уже известны. Их пять: «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?». Конкретные темы выпускники узнают лишь в день проведения экзамена.

Мнения.

Татьяна Бурцева, директор школы № 6, учитель русского языка и литературы:

— Трудно будет перестраивать детей. Самое главное — не только уметь лаконично, логически и грамотно излагать свои мысли, но и хорошо знать произведение. А трудность в том, что некоторые ученики либо читают заданное по диагонали, либо вовсе не читают. Хорошо, что в качестве результата будет использоваться зачет/незачет, а не оценки. Это хотя бы смягчит стресс для ученика в данной ситуации. Но в целом я одобряю возвращение итогового сочинения. Нужно лишь время для подготовки выпускников.

Александра Адяева-Никитина, учитель русского языка и литературы школы № 12:

— Это огромная нагрузка и для учителей, и для учеников. Нужно будет готовить два сочинения: по литературе и русскому языку. Структура ЕГЭ по последнему предмету будет изменена — тестовую часть отменят. Но пока что критерии изменения не выставлены, так что у выпускников полной картины, что их ожидает, нет.

Что касается итогового сочинения по литературе, то в последний раз старшеклассники его писали в

2008 году и на тот момент оно уже изжило себя. Появилось очень много сборников с вариантами готовых сочинений, и дети их, можно сказать, заучивали. В результате у многих выпускников мы читали одинаковые штампы изложения.

Сергей Крехов, ученик 11 «А» класса школы № 6:

— Я скорее отрицательно, чем положительно, отношусь к возврату сочинения: мы ориентировались в большей степени на ЕГЭ. Теперь придется готовиться в короткий промежуток времени. Литературные произведения по программе стараемся читать все и полностью — у нас учитель в этом отношении строг. Я бы выбрал тему сочинения по произведениям о войне. А если говорить о писателях, то, наверное, Михаил Булгаков.

К труду и обороне готовься!

Еще один привет из прошлого — введение комплекса «Готов к труду и обороне». План поэтапного введения ГТО уже утвержден распоряжением правительства России. С сентября нынешнего года по декабрь 2015 года — экспериментальный. В качестве пилотных площадок выбраны 12 регионов: Белгородская, Владимирская, Московская, Смоленская, Свердловская, Ярославская области, Республики Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия, Татарстан и Красноярский край. В 2016 году комплекс ГТО будет распространен на образовательные учреждения всех регионов России, а с 2017 года сдавать нормативы смогут представители всех возрастов, не только школьного и студенческого. Всего установлено 11 ступеней ГТО: первая рассчитана на детей 6 — 8 лет, последняя — на граждан в возрасте от 70 и старше. Для каждой ступени разработано три уровня трудности, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия. Для получения значка надо будет пройти обязательные тесты на скорость бега, выносливость, гибкость, силу. Конкретнее — бег на различные дистанции, отжимание, подтягивание, прыжок в длину. В качестве дополнительных испытаний можно выбрать метание мяча, плавание, бег на лыжах, туристский поход, стрельбу из пневматической винтовки.

Мнения.

Людмила Июдина, учитель физической культуры школы № 12:

— Один из вопросов: как будут сдавать нормы ГТО дети, имеющие отклонения в здоровье? Этот момент пока не ясен. А в общем введению ГТО рады. У детей появится еще один стимул для тренировки силы и выносливости.

Нина Войновская, учитель физической культуры школы № 6:

— Я сомневаюсь, что в нормативы ГТО уложится хотя бы половина детей. Сейчас практически две трети учеников в каждом классе с заболеваниями различного рода, и нормативы, которые есть сейчас в школе, могут выполнить единицы — в силу своих возможностей. К тому же у нас есть и проблема с наличием условий для спортивной подготовки ребят.

Елена Спиркова, учитель физической культуры школы № 6:

— Большинство детей сейчас проводят много времени за компьютерами и мало двигаются. У них нет заинтересованности, нет желания, как бы мы на уроках ни пытались их занять. Поэтому нормы ГТО нужно внедрять, чтобы вытащить детей из дома, замотивировать. Знак ГТО, удостоверение — это дополнительное поощрение. К тому же за наличие золотого знака ГТО предполагается и преимущество при поступлении в вуз.

Михаил Шишкин, Никита Пятнов, Максим Нечаев, ученики 11-го класса школы № 12:

— У нас с физической подготовкой все хорошо. Мы не только на уроки физкультуры ходим, но и в свободное время спортом занимаемся. Поэтому нормы ГТО, думаем, сдадим. К тому же интересно попробовать свои силы.

В нашей области начиная с 2015 года запланировано создание региональных центров тестирования по комплексу ГТО, в том числе в Череповце.

14 сентября, в День здоровья и спорта (программу городского мероприятия найдете на стр. 19), с 10 до 15 часов ученики образовательных учреждений — школ № 1, 9, 12, 13, 32, студенты технологического техникума и ЧГУ смогут попробовать свои силы в выполнении упражнений ГТО. Площадками станут ближайшие к данным учебным заведениям стадионы.

Говорение по желанию

Изменения коснутся и экзамена по иностранному языку. В него включается раздел «говорение», который выпускник может сдать по желанию.

Для студентов изменятся правила перехода с платного отделения на бюджетное — теперь такая возможность будет не только у отличников, но и у хорошистов. Естественно, при наличии свободных бюджетных мест.

В школах города продолжается работа по реализации электронной формы ведения журналов и дневников. В прошлом году на виртуальный вариант перешло порядка 30 школ Череповца, в этом же году к ним присоединятся оставшиеся коллеги. Бумажные дневники и журналы между тем не отменяются. Выбор системы ведения «ЭлЖур» или «Барс» остается за директорами школ. Сейчас ведется работа по интеграции двух ресурсов для централизованного отслеживания информации. Вывод же информации обязателен через портал государственных услуг.

Подготовила Елена Молчанова,
Газета "Голос Череповца", 11 сентября 2014 г.

Спонсор материала: Повысить успеваемость вашего ребенка в школе можно с помощью дополнительных занятий. В наше время широко распространены удаленные онлайн-уроки, которые проводятся с помощью вебкамеры. При таком способе сохраняется личный контакт ученика и преподавателя, с другой стороны, экономятся время и средства.