Ирина Лобанова: «Новый стандарт дошкольного образования направлен не на жесткие результаты успеваемости, а на всестороннее развитие ребенка»



С 1 января 2014 года в России вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. Об ориентирах стандарта, его компонентах и о том, что он изменит в работе детских садов, в интервью cherinfo.ru рассказала методист по дошкольному образованию череповецкого филиала «Вологодского института развития образования» Ирина Лобанова.

— Ирина Александровна, в отличие, например, от школ и учреждений профессионального образования детские сады на сегодняшний день работают без всяких стандартов. Зачем такой стандарт нужен дошкольным учреждениям?

— Это требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Стандарт вводится с 1 января 2014 года, но для того, чтобы он внедрялся в каждом дошкольном учреждении, должна быть разработана примерная основная общеобразовательная программа для дошкольников.

— Получается, что стандарт есть, а программ для его реализации еще нет?

— На сегодняшний день единого перечня утвержденных программ на самом деле нет, и в этом проблема. Его обещают создать к концу 2014 года. Как только появится перечень, детский сад имеет право выбрать для себя общеобразовательную программу для дошкольников и по ней работать в соответствии со стандартом. Пока же мы все только готовимся работать в рамках стандарта.

— Каковы основные цели стандарта?

— Во-первых, обеспечить наших детей и их родителей качественным дошкольным образованием. Во-вторых, обеспечить равные возможности для детей дошкольного возраста на территории всей Российской Федерации.

— А из чего состоит стандарт?

— Стандарт состоит из трех компонентов, в народе это звучит как правило «трех т»: требований к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения.

— Если с первыми двумя компонентами понятно, то на требованиях к результатам хотелось бы остановится поподробнее. Результат – это оценка знаний ребенка при выходе из дошкольного учреждения. Получается, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?

— Нет, это заблуждение — никакой итоговой аттестации не будет, и это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

— Что конкретно будет закладываться в требования результата освоения?

— Требования не закладывают определенные знания – чтение, счет, письмо. Требования к результатам закладываются в целевые ориентиры, личностные характеристики, которые должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования. Например, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, умение слушать, слышать, выполнять, умение самостоятельно находить решения. Все вышеперечисленное – это и есть его оценка.

— Итак, что нового появится в детских садах?

— На основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои программы, но на базе программ Минобразования. У нас в городе очень много сильных детских садов, они работают по разным направлениям уже многие годы. Это значит, что переход к стандартам не будет трудным и тернистым. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства. Постигать новое вместе с ребенком. Группы в детских садах могут заниматься по разным программам, с учетом развития и возможностей детей. Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды, которую дошкольники будут «строить» сами — вместе с педагогами и родителями. Они будут творить, проявлять свои интересы, любознательность и получать знания.

— Когда череповецкие детские сады перейдут к новому стандарту? Готовы ли череповецкие педагоги к этому?

— Уже известно, что с января 2015 года к стандарту перейдут 10 дошкольных учреждений. Педагоги не только этих десяти, но и остальных дошкольных учреждений проходят переподготовку. Непрерывно идет обучение воспитателей через муниципальные ресурсные центры и учебно-методические площадки, которые нацелены на то, чтобы показывать интересные формы работы с детьми в передовых садах города.

Официальный сайт города Череповца