Ирония такси, или с Новым годом



С 1 января 2012 года вступают в силу новые правила для ведения бизнеса такси (поправки к КоАП РФ). В соответствие с их требованиями сотрудники ГИБДД могут оштрафовать одного нелегального таксиста, если он нарушит все правила, на 14 800 рублей.

Не торопятся легализоваться

Собственно говоря, в текущем году законы о такси уже корректировались в апреле и сентябре, и вот теперь — с 1 января 2012 года. А написаны эти законы еще года три назад. Но написать — не значит добиться исполнения.

Представьте ситуацию: с боем курантов абсолютно весь бизнес перевозки пассажиров и багажа легковым транспортом перейдет на легальное положение. Точнее, в этом бизнесе останутся только легальные работники. В таком случае вы вряд ли сможете уехать из гостей на такси. Машину будет не вызвать: их окажется слишком мало. На сегодняшний день в городе примерно 3000 машин, которые используются для перевозки пассажиров, а разрешений выдано всего 100.

Почему так медленно идет процесс? Может быть, таксистам неоткуда взять информацию о новых правилах?

— Все требования к бизнесу такси прописаны в соответствующих законах, — говорит Владимир Щербинин, начальник управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. — В частности, в законе № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В документах все написано. Их нужно просто изучить.

— Да знают все эти требования таксисты. Другое дело — ждут: каким будет контроль за исполнением законодательства, — высказывает свое мнение Владимир Назарков, директор предприятия «Новотранс». — Единственное, что могу сказать: если «бомбилы» сохранятся, то легальный бизнес работать не сможет. На каждого легального водителя такси ляжет дополнительная ежемесячная нагрузка платежей в 5 — 6 тысяч рублей. Водитель такси должен зарегистрироваться как частный предприниматель, значит, платить налоги. Такси — это другой вид страхования, два раза в год (а не один раз) техосмотр, договор с лицензированным учреждением на медицинский осмотр перед выездом на линию, отчисления во внебюджетные фонды — социального страхования, пенсионный.

«Бомбил» не переделать?

Судя по всему, в умах таксистов и тех, кто пользуется их услугами, должен произойти переворот. Поскольку про новые правила знают все, кому надо знать, а вот воплотить их в жизнь существующий бизнес не торопится.

— Сегодня перевозкой пассажиров легковым транспортом занимаются все кому не лень, — говорит Михаил Бурцев, генеральный директор ОАО «Такси-Сервис». — Есть такая категория водителей, у которых нет не то что разрешения, а даже прописки, причем не только российской, но и вообще СНГ. Машина — не в собственности, ездит он на ней по простой доверенности. Я уж не говорю о тех, кто садится за руль в нетрезвом виде, о тех, кто без стажа, только курсы закончил и пошел в такси практику наработать (!). Случись авария — такой водитель шашечки снимает, и происшедшее регистрируется как ДТП с частным автомобилем. А вот насколько он станет легальным с нового года — большой вопрос.

Говорить о том, что наш череповецкий бизнес в одном шаге от полной и окончательной легализации, судя по всему, не приходится. Пока ситуация коренным образом не меняется, хотя на календаре уже 13 декабря.

— Сколько в городе «бомбил», я вам не скажу, это все равно что пересчитать снежинки в сугробе, — говорит Илья Гребнев, заведующий транспортным отделом мэрии. — Официально назвать цифры могут только легально зарегистрированные предприятия перевозчиков. В остальном вся служба такси — это услуги диспетчера. А заказы берет любой, кому вздумается. Пришел человек со смены, шашечки на крышу — а не пошабашить ли мне пару часиков. Любой человек — без образования, практики, медосмотра, осмотра технического состояния машины — может выйти на линию. Представьте себе токаря, который после работы решил часика два пошабашить стоматологом, посверлить зубы. Невозможно? А в такси, выходит, можно. Причем бывает, работают не по восемь часов в день, с двумя выходными в неделю, а сутками, без сна и отдыха.

ГИБДД не пугает, но предупреждает

Ну хорошо, законы написаны. Наказание (административная ответственность, штрафы) неотвратимы. Значит ли это, что с первой минуты 1 января 2012 года сотрудники ГИБДД начнут штрафовать всех нелегальных таксистов?

— Нет, не значит, — говорит Александр Андреев, начальник ГИБДД Череповца. — Наши первоочередные цели и задачи не наказать, а предотвратить ДТП, обеспечить безопасность движения, чтобы пассажир такси мог нормально доехать из пункта А в пункт Б. Безусловно, водители такси, которые нарушат правила перевозки пассажиров, у кого не окажется в наличии документов, необходимых для этого вида деятельности, будут привлекаться к административной ответственности. Ситуация с такси действительно неоднозначная. Многие водители такси — это люди, имеющие другое постоянное место работы, они нарушают режим труда и отдыха, не следят за техническим состоянием машины, не проходят предрейсовый медосмотр. Пассажиру впору креститься, садясь в такую машину.

Правила для легального такси

Легковой автомобиль должен быть в частной собственности или в лизинге. Все другое — генеральная доверенность, простая доверенность и т. д. — не дает основания для получения разрешения.

Необходимо наличие свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Проще — патента. Разрешение выдадут на основании патента, зарегистрированного в налоговом органе. Срок регистрации — 5 рабочих дней. Патент выдается бессрочно. Его нужно во-зить с собой.

Аннулировать старый патент (или свидетельство) и получать новый не требуется. Даже если вы его получили давно (какое-то время сдавали нулевые декларации). Патент нужно восстановить. И проверить, можно ли по нему осуществлять перевозки пассажиров на такси. Если нет — внести изменения. За переоформление денег не возьмут. Срок — 5 рабочих дней.

Разрешение. Его выдает департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. При условии, что у человека есть личный автомобиль и патент.

Для получения разрешения нужно заявление утвержденной формы. Ее можно найти на сайте правительства РФ, департамента дорожного хозяйства области или обратиться за помощью по телефону 53-47-56 (юридический отдел Агентства городского развития).

Заявление можно направить в областной департамент дорожного хозяйства в Вологду (письмом — ул. Горького, 35; или по электронной почте: vologda.ddx@mail.ru; или лично в Череповце по адресам: ул. Устюженская, 7, и ул. Краснодонцев, 1, — в отдел от департамента).

Разрешение выдается в течение 7 дней со дня регистрации заявления (в журнале).

Срок действия разрешения — 5 лет. Стоимость — 1000 рублей. За дубликат — 1000 рублей. При досрочном прекращении деятельности разрешения (вы перестали работать в такси) плата возврату не подлежит.

За переоформление плата взиматься не будет. Год проездил на одной машине, потом купил другую — просто переоформляешь разрешение на оставшиеся 4 года.

Разрешение нужно хранить в салоне легкового автомобиля; предъявлять по требованию пассажира, департамента и сотрудника госоргана. Разрешение выдается на конкретный автомобиль. За пределами области не действует (если только между субъектами не заключено соответствующее соглашение).

Возить с собой в машине текст «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» — копию части закона.

Требования к оформлению салона машины такси.

На передней панели легкового такси (справа от водителя) размещается следующая информация:

— полное и краткое наименование перевозчика (например, «Соколов Василий Петрович» и «ИП Соколов»);

— условия оплаты услуг легкового такси (прейскурант);

— визитная карточка водителя с фотографией (бейджик или просто визитка с фото — любого размера);

— наименование, адрес, контактный телефон органа, обеспечивающего контроль за перевозкой пассажиров и багажа (департамент дорожного хозяйства, ГИБДД).

Кроме того, водитель должен иметь таксометр и выдавать пассажирам чеки (или квитанции) установленной формы.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 13 декабря 2011 г.