Любовь к родине — пробуждать или внушать?



Круглый стол, посвященный 70-летию Сталинградской битвы, превратился в дискуссию о воспитании патриотизма.

Где учить патриотизму — на детсадовском горшке или за школьной партой, в армейской казарме или с экрана телевизора? В этом разбирались участники круглого стола, результатом которого может стать присуждение Череповцу звания города воинской славы.

Тема круглого стола — «Битва на Волге как этап формирования национальной идеи». В беседе приняли участие историки, преподаватели, депутаты, военные, а также представители различных политических партий и студенты местных вузов. Большой стол, за которым не без труда разместились все приглашенные ораторы (когда дискуссия разгорелась, реплики стали раздаваться из-за пределов стола), был установлен в музейном зале, рассказывающем о современности. Гостей заседания, обсуждавших Сталинградскую битву, окружали экспонаты времен строительства металлургического завода, оттепели, застоя, перестройки... Соседний военный зал виделся в едва приоткрытую дверь. Современному человеку Великая Отечественная война тоже видится через щелочку, и у каждого картина своя. Кому какая частичка мелькнет.

Нижеизложенные монологи и реплики участников круглого стола могут показаться разнородными, как будто собеседники не слушают друг друга. Но таково понятие патриотизма — у каждого есть собственный взгляд на него. Говорить о патриотизме приятно, а спорить сложно. Особенно когда предмет спора не в том, кто и как любит родину и какие слова находит для выражения этой любви, а в том, кто и что готов ради нее сделать.

Ведущим круглого стола выступил заведующий кафедрой истории ЧГУ Андрей Егоров. Он произнес вступительную речь, определив направление и основные темы дискуссии.

Патриотизм и интернационализм

Андрей Егоров, заведующий кафедрой истории ЧГУ

Вспомним историю XX века. Революция 1917 года проходила под лозунгами интернационализма. Большевики считали своей главной целью мировую революцию. На гербе СССР, как вы знаете, изображены серп и молот на фоне земного шара. С другой стороны, противники большевиков, представители белого движения, называли себя патриотами. «Мы воюем за интернационал», — говорили красные. «Мы боремся за Россию», — утверждали белые. И поэтому во времена Гражданской войны и позже, в 20-е годы прошлого века, слово «патриот» было для большевиков ругательством. Но в 30-е годы произошли перемены, в том числе в идеологии. Сталину удалось соединить понятия интернационализма и патриотизма, приблизительно в 1934 году появилось понятие «советский патриотизм». Произошло своеобразное примирение двух враждующих лагерей. Белая эмиграция изменила отношение к Сталину, многие считали, что он воскресил империю, хотя и под другими знаменами. В годы Великой Отечественной войны белые эмигранты в большинстве своем выступали за победу СССР.

В этой связи Сталинградская битва была очень важным рубежом. Скажем, после нее Сталин возродил в войсках погоны, символ царской армии. До битвы солдаты назывались красноармейцами, а офицеры командирами, а после битвы были переименованы в солдат и офицеров. После Сталинградской битвы в стране меняется отношение к церкви, Сталин встречается с церковным руководством, начинаются восстановление церквей и другие процессы подобного рода. Кроме того, до 1943 года гимном СССР был «Интернационал», а с 1944-го введен гимн Александрова и Михалкова. Идеями патриотизма страна жила вплоть до смерти Сталина, Хрущев возвращает страну к революционным идеалам.

Перейдем к современности. В 90-е годы о патриотизме говорить было не принято, возвращение к этой теме мы наблюдаем в нулевые. Получается, сегодня страна возвращается к тем идеям, которыми она жила в годы войны, и в частности после Сталинградской битвы. Эта битва — отличный повод вспомнить о тенденциях возрождения и умирания идеи патриотизма как национальной идеи в нашей стране. Хотелось бы, чтобы присутствующие высказались на эту тему и ответили на вопрос, стоит ли нам изучать и использовать советский опыт сегодня?

Виктор Борисов, председатель совета ветеранов, генерал, Военная академия Министерства обороны РФ

Конечно, нужно использовать. Об этом же недавно и президент Владимир Путин говорил, призвав возвращать и использовать то лучшее, что было в Советском Союзе. И система патриотического воспитания молодежи, которая существовала тогда, по моему мнению, подходит под это определение. Посмотрите, как о славных страницах истории России пишут в газетах, показывают по телевидению и в кинофильмах. Нет никаких запретов, и это плохо. С экранов пропагандируется и воспевается аморальность. Возьмем кино. Я человек военный и внимательно смотрю картины, рассказывающие о войне. Но ведь это же ужас. К примеру, сериал «Штрафбат». Там столько выдумок, что участники Великой Отечественной войны смотрели и плевались. Спрашивается, зачем выпускать такой фильм на экраны? Разве он добавил нашим людям уважения к подвигу предков или любви к родине? Было всякое, я согласен, но вся эта грязь существовала как исключение, а не правило. А нам представляют наоборот.

Считается, что молодежь, которая переживает становление, лучше всего воспитывать на примерах подвигов и легендарных личностей. Вы думаете, сегодняшним молодым что-то скажут такие фамилии, как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, молодогвардейцы, Гастелло и другие? Их либо не знают, либо относятся к их подвигам насмешливо. Почему? Потому что СМИ опубликовали не один десяток разоблачающих статей и сюжетов о каждом: все они представлены либо предателями, либо трусами. Мы должны как-то бороться с такими публикациями.

Алексей Новиков, доцент кафедры философии ЧГУ

Причем что показательно. Вы заметили, как в последние годы смазывается информация о зверствах фашистов — убирается из учебников и энциклопедий. Мол, были и были, но всей правды не дается. То есть мы готовы поливать грязью своих героев, но боимся, скрываем правду о противнике. Мне кажется, это делается в угоду нашей дружбе с той же Германией. Правильно ли так поступать — вопрос.

Из лидеров в «деды»

Андрей Егоров:

— Думается, что не все страницы истории должны быть предметом обсуждения широких масс. Например, американским историкам удалось договориться между собой, что некоторые темы истории своей страны они изучают в своем научном кругу, но дискуссия не выносится на публику.

Конфликты и войны случаются, но стоит ли из-за них веками ломать копья? У финнов тоже была своя гражданская война, и очень кровопролитная, но они поставили памятники обеим противоборствующим сторонам, потому что и те и другие погибали за родину. А мы не хотим искать точки примирения. В сериале «Страсти по Чапаю», который недавно прошел, в каждой второй сцене расстрелы и убийства. Да, это все было, но стоит ли акцентировать на этом внимание? Опять бензином пожар тушим.

Геннадий Малышев, полковник, депутат Законодательного собрания Вологодской области

— Я часто встречаюсь с молодежью и вижу, что многие боятся служить в армии, воспринимая ее как нечто из далекого прошлого. С дедовщиной, плохим питанием, плохим обмундированием. Но сегодня армия другая. Откуда пошла дедовщина? На мой взгляд, она стала следствием государственной политики по воспитанию лидера. Юноше внушалось, что он обязан стать лучшим во всем, опередить всех. Воспитывали лидеров, а воспитали эгоистов. Придя в армию, они стали доказывать свое лидерство унижением слабых.

Сейчас мы должны пересмотреть понятие лидерства, которое само по себе замечательное. Лидер в чем? Лидер-патриот или просто самый сильный среди сверстников?

При этом я против ограничения права СМИ на свободу слова, их тоже можно понять, они должны зарабатывать, чтобы выжить. Должна быть государственная поддержка патриотических статей, сюжетов и фильмов. Да, это дорогое удовольствие, но экономить на этом нельзя. На федеральном телевидении, на мой взгляд, необходимо создать общественные советы, которые фильтровали бы некоторые явления, формирующие мировоззрение детей и молодежи. Все против телешоу «Дом-2», но почему-то его невозможно закрыть много лет.

Андрей Егоров:

— Пример патриотического отношения к родине дают первые лица государства. Во времена Великой Отечественной дети Сталина, Хрущева и других руководителей страны воевали, а вот были ли отпрыски наших властителей на фронтах Афганистана и Чечни в 80-е и 90-е годы?

Геннадий Малышев:

— Да, сыновья некоторых генералов были на этих войнах, но это уже не было массовым и безусловным явлением. Скажу о другом. Патриотизм и обороноспособность страны — эти понятия напрямую связаны. В 90-е годы Россия была несравнимо слабее многих передовых мировых государств. Считаю, что это происходило из-за неумелого управления страной и из-за невнимания к воспитанию любви к родине.

Великая Отечественная война, и в частности Сталинградская битва, — та платформа, на которой мы должны строить национальную идею. Там была настоящая любовь к родине, там была сила, было милосердие, проявлялись лучшие черты национального характера. Ничего выдумывать и изобретать не нужно — бери, адаптируй и внедряй. Этим надо серьезно и целенаправленно заниматься. Я занимаюсь вопросами патриотизма давно и могу сказать, что с начала 90-х и до 2005 года для решения этого вопроса не было сделано ничего. Лишь в последние годы ощущается какое-то внимание государства. Но я считаю, что сваливать эту работу только на государство нельзя — каждый по мере сил обязан в ней поучаствовать, в том числе своим примером. Причем начинать нужно не со школ, а с детских садов.

Но этот процесс не тронется с места, если развивать его отдельно от развития других сфер. Какие чувства собственного достоинства и уважения к родине может внушить ребенку нянечка в детсаду, которая получает четыре тысячи рублей в месяц?

Вместе с тем экономика до известной степени сама регулирует себя и развивается, потому что частный капитал не может бездействовать и будет двигаться вперед. Я считаю, что наша главная цель сегодня — вырастить и воспитать у молодежи чувство уважения к родине. Такая молодежь совершенно с иных позиций включится в общественную жизнь, и многое в стране изменится в лучшую сторону.

Объединяющая родина

Андрей Егоров:

— Любовь к родине — это прекрасно, но каждый воспринимает родину по-своему. У нас ведь все патриоты: и единороссы, и коммунисты, и жириновцы... Все скажут, что любят родину и работают ради нее. Но у каждого своя любовь. Нам нужно определиться, что объединяет всю страну, что делает нас единым народом? Почему в Гражданскую войну победили красные? Потому что у них была понятная народу идея. Белые воевали за Россию, но не знали, что с ней делали. Идеи не было, не было и ясной цели, и они проиграли.

Алексей Новиков:

— В нашей истории, к счастью, есть события, которые вызывают одинаковые чувства у представителей всех политических партий и людей, придерживающихся самых разнообразных взглядов на настоящее и будущее России. Одной из таких объединяющих страниц истории является, бесспорно, Сталинградская битва, которая и собрала нас за круглым столом. Но не только она.

Вывод — мы должны уважать и пропагандировать подобные события. Но как? В этом, как мне кажется, нам не мешало бы поучиться у некоторых развитых стран. Например, у Франции, где фигуру Наполеона сначала сбросили с Вандомской колонны, а потом восстановили. Или США, где вы не встретите отрицательных публикаций о летчике самолета, сбросившего бомбу на Хиросиму, или о начальниках, давших такой приказ. Тема закрыта.

Но вернусь к Сталинградской битве. Воспевать подвиги и пробуждать уважение нужно не только на словах. Битва еще не завершена, потому что похоронены не все павшие в ней. Но если в других странах поисковое движение — это государственный приоритет, у нас оно живет на общественных началах.

Светлана Чернова, музейный работник

Событие есть, и его не изменить. Сейчас самый важный вопрос — как это событие подать? Тот ли патриот, кто скрывает или не обращает внимания на неприглядные страницы из истории своего отечества, или тот патриот, кто их открывает всем и вся? Во времена моей юности дети твердо знали, что такое патриотизм и героизм — воплощением и того и другого были участники Великой Отечественной войны. Возможно, мы понимали эти явления узко, но нынешняя молодежь часто никак не понимает.

Ольга Павлова, директор Череповецкого музейного объединения

Во времена, когда мы были детьми, патриотизм, действительно, спускался сверху. И в определенный период он нам надоел, мы устали от официоза. И начался процесс ошельмования героев советской эпохи. И как мне кажется, наши люди в конце 90-х годов устали от этого вала негатива, и изнутри, снизу зародился патриотизм в простых людях. Они стали посылать флюиды и сигналы наверх, потому что для абсолютного счастья человеку нужно не только личное благополучие, но и благородное отечество, которым можно гордиться. Постепенно под влиянием этого политика государства изменилась, стали развиваться патриотические программы. И мы, музейные работники, отлично видим этот процесс.

Череповец может стать городом воинской славы

Предложение присвоить Череповцу звание «Город воинской славы», какое носят в основном населенные пункты, где проходили бои Великой Оте-чественной войны, вынесли участники круглого стола. Рассуждая о патриотизме, генерал Виктор Борисов предложил выдвинуть Череповец на звание «Город воинской славы». «Думаю, такой статус побудит нашу молодежь внимательнее относиться к изучению знаменательных событий в истории нашего отечества, — сказал Виктор Павлович. — Тем более что в годы войны Череповец не стоял в стороне. Он был ближайшим тылом нашей армии, принимал, лечил, выхаживал раненых, здесь находилось 30 госпиталей.

А сколько фронтовиков дал Череповец». Идею поддержал другой участник круглого стола, депутат Законодательного собрания Вологодской области полковник Геннадий Малышев. «По официальным данным, через наш город прошло около 3 миллионов раненых и эвакуированных», — сказал он.

Против предложения выступили некоторые из гостей собрания. В частности, музейный работник Светлана Чернова. «Не будем опускаться до фальсификаций, — сказала она. — Бесспорно, Череповец много сделал для фронта и для победы, но присвоение ему подобного звания будет натяжкой. Все-таки боев здесь не было». На что автор идеи Виктор Борисов возразил: «В Хабаровске тоже не было боев, но ему совсем недавно такой статус присвоили».

Доцент кафедры философии ЧГУ Алексей Новиков высказался за то, что нужно сначала разобраться в критериях награждения городов почетным званием. А модератор круглого стола, заведующий кафедрой истории ЧГУ Андрей Егоров предложил внести идею в протокол заседания, оформить на бумаге и передать ее властям, дабы ей был дан ход.

Звание «Город воинской славы» в России присваивают с 2007 года, на сегодняшний день в стране это звание носят 40 городов. В городе, удостоенном звания «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа президента России о присвоении городу этого звания, а также проводятся праздничные салюты в День защитника Отечества и в День Победы.

СПРАВКА

Из истории Сталинградской битвы

Сталинградская битва — решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей — с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года. Она развернулась на огромной территории, в 100 тыс. квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. Немецко-фашистские войска потеряли полностью 32 дивизии и 3 бригады, а 16 их дивизиям был нанесен серьезный урон. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, пленными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 4 марта 2013 г.