Маленьким детям не место в Интернете
«Моя дочь учится во втором классе. Пристает ко мне, чтобы я разрешила ей завести страницу в социальной сети. Скажите, с какого возраста ребенку можно регистрироваться в Интернете? Может ли это быть опасно для нее? Должна ли я, как мама, контролировать, что она делает в Интернете, куда выходит, что слушает, с кем общается?» Ирина.
Отвечает врач-психиатр, руководитель проекта «Защита» Юрий Афанасьев:
— Вопрос о возрасте юного пользователя Интернета очень важен. Я знаю даже детей трех-четырех лет, у которых есть свои страницы в соцсетях. И они не просто присутствуют в Интернете, а являются активными пользователями. У многих первоклашек есть свои аккаунты. Но те же социальные сети рекомендуют создавать профиль подросткам, а не детям. Так, в «Фейсбуке» есть возрастное ограничение — с 13 лет,
в «ВКонтакте» — с 14 лет. Но это лишь рекомендации, нижняя граница возраста, которая установлена при поиске пользователей. На самом деле никто не мешает создать страницу в соцсети и детсадовцу.
Критический подростковый возраст — 12 лет, это я вам как психиатр говорю. После 12 лет начинает формироваться логическое мышление. Логика — это способность просчитать свои действия и нести за них ответственность. До этого возраста у ребенка преимущественно конкретное мышление: увидел — сделал. Поэтому он не может спрогнозировать вероятные последствия своего поведения в социальной сети. Соответственно, все, что он видит в Интернете, он воспринимает конкретно и, возможно, как призыв к действию.
Способность оценить ситуацию, абстрагироваться, думать на шаг вперед — все это формируется только после 12 лет. И до этого возраста ребенку в соцсети, на мой взгляд, делать нечего.
Чем он там может заниматься? Общением? Оно должно быть живым. Соцсеть — это не общение, это переписка: два-три слова, сленговый язык, смайлики. Уже даже ученые выявили интернет-язык, который не носит функции обмена информацией.
Следить за поведением ребенка в Интернете — задача родителей, поскольку это прежде всего воспитательный момент. Часто можно услышать мнение о том, что подобный контроль нарушает личное пространство ребенка. Но я всегда привожу пример: когда вы вместе с ребенком идете по улице и перед пешеходным переходом берете его за руку, потому что там есть опасность, вы ведь не нарушаете его свободу, не ограничиваете, а просто защищаете, оберегаете. То же самое и с социальной сетью. Но контроль не должен быть навязчивым, не стоит проверять страницу ребенка по несколько раз в день. Достаточно находиться у него в друзьях. Если ребенок удалил вас из друзей, это уже тревожный звоночек. Вероятнее всего, ему есть что скрывать. Родитель не должен вторгаться в личную переписку ребенка в соцсети, но должен контролировать интерфейс, контент, которым интересуется ваш ребенок, чтобы проверить, может ли это быть опасно. Часто за безобидными с виду группами стоят противоправные действия, и ребенок в силу своей неопытности может угодить в неприятную ситуацию, стать объектом травли или «попасть на деньги», перейдя по ссылке. Аватарка, музыка, группы, круг друзей в социальной сети — все это может сказать очень много о вашем ребенке, его эмоциональном состоянии.
Родительский контроль может носить и технический характер. Существуют специальные фильтры, программы, есть белый, детский Интернет. Так вы можете быть спокойны за контент, который ребенок может видеть в сети.
Есть еще и юридический момент. За все действия детей, не достигших 14-летнего возраста, ответственность несут родители. В соцсети ребенка легко втянуть в незаконные вещи: распространение порнографии, троллинг, вербовка в террористические организации и другое. Добавьте сюда и пропаганду самоубийств, большой контент по педофилии, распространение наркотиков через Интернет.
Наконец, нужно помнить, что ребенок копирует поведение родителей. Уже можно вводить такие термины, как «компьютерная семья», где мама за своим компом, папа — за своим. Что делает ребенок? Берет в руки планшет или телефон. Есть огромная группа так называемых компьютерных вдов, когда муж все свободное от работы время проводит у компьютера. Фактически это дисфункциональная, неполная семья, где мужчина не несет никакой социальной функции. И велик шанс, что и ребенок будет повторять такую модель поведения. Помните, что воспитание — это процесс научения. Родителям нужно вживую общаться с ребенком, объяснять, приводить примеры.
Марина Алексеева,
Газета «Голос Череповца», 14 января 2016 г.
Лекция про нехимические зависимости детей и взрослых (АУДИО)