Новый детский сад



Федеральные требования к образованию в детсадах, опубликованные еще в 2010 году, предполагают отказ от копирования школьной классно-урочной системы и вводят новую: дети становятся «добытчиками» знаний. Но большинство детсадов к новшествам не готовы.

На опережение

В Череповце новые требования реализуются только в «Центре развития ребенка — детском саду № 9».

— О реформе в школе и введении федеральных стандартов говорят очень много, — рассказывает заведующая детским садом № 9 Татьяна Болотова, — о новых же требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые утверждены еще в 2009 году, молчат. Хотя эти новшества полностью меняют весь подход в образовательной системе дошкольников. Можно сказать, что в дошкольном образовании происходит революция. Здесь совершенно другой взгляд на преподнесение информации для детей, и воспитатель должен кардинально поменять свой взгляд на методы, приемы, технологии.

По словам заведующей, новые требования продиктованы современной жизнью: воспитатель должен сформировать свободную демократичную личность, которая способна делать самостоятельный выбор.

— Поэтому те методы и приемы, когда воспитатель был единственным источником информации, уходят в прошлое, — отмечает Татьяна Болотова. — На первое место выходит деятельностный подход, который активно внедряется с 2009 года.

Детский сад № 9 сработал на опережение: с января 2001 года он реализует программу международного сообщества, в которой данная технология заложена изначально, имеет уже сложившуюся профессиональную базу и может представлять свой опыт работы другим дошкольным учреждениям. Так, 16 и 17 апреля здесь проводились интерактивные тренинги для широкого круга руководителей дошкольных учреждений.

— Эти тренинги позволили показать, каким образом должен действовать педагог, какую роль он должен играть в преподнесении информации детям, — говорит Татьяна Болотова, — позволили рассказать, что такое деятельностный подход, раскрыть субъект-субъектные отношения, о которых много говорят, но на практике мало реализуют. Отзывы были самые лестные. Для кого-то это стало открытием, кто-то увидел, каким образом это можно воплотить в жизнь. Ведь часто бывает, что мы знаем теоретическую часть, но сомневаемся, как применить ее на практике. Пожалуй, самым приятным отзывом было, когда один из руководителей написал: «Хотелось бы водить ребенка в ваш детский сад».

Не поглощать, а добывать

Так в чем заключаются новшества, о которых говорят как о революционных?

— Раньше занятия в детских садах напоминали поурочную систему в школе, — рассказывает заведующая. — Воспитатель давал определенную информацию, дети сидели за столами и поглощали то, что им преподносилось. Причем кто-то вбирал в себя информацию, а кто-то — нет. На сегодняшний день — это предусматривает и начальное образование — дети являются самостоятельными добытчиками знаний, поэтому должны быть созданы такие условия, когда дети могли бы самостоятельно действовать. Для этого специальные зоны (у нас — центры) наполняются такими материалами, чтобы дети могли максимально работать самостоятельно. Воспитатель задает некую цель и является только наблюдателем. Он смотрит, справляется ли ребенок, где ему нужно помочь, а ребенок уже самостоятельно действует.

Среди отличительных особенностей — то, что детям преподносится натуральный материал. Например, описательный рассказ о фрукте сопровождается его «живой» демонстрацией, чтобы ребенок мог попробовать, включить анализаторы.

Большую роль играет и интеграция всех направлений.

— Если раньше воспитатель мог прочитать волшебную сказку, а потом дети занимались, скажем, лепкой тарелок, мисок, то сейчас все должно быть в синтезе: если читается волшебная сказка, то она идет и в изобразительную деятельность, и в математику. Таким образом создается целостное представление о мире.

Относятся по-разному

Нововведения никогда не бывают безболезненными. Многие родители с недоверием относятся к некоторым программам, но, если верить Татьяне Болотовой, родители, чьи дети посещают их детский сад, особых тревог и сомнений по поводу новой системы не испытывали:

— Мы работаем уже давно, у нас есть определенный опыт и наработки, которые показывают высокие результаты. Учителя начальных школ отмечают, что наши дети выходят с высоким уровнем подготовки к школе.

А вот воспитатели к требованиям относились по-разному: — Кто-то их принимал безоговорочно, а у кого-то они вступали в конфликт со сложившимся представлением об образовательной системе. Было и такое, что воспитатели пробовали себя, но потом уходили, потому что требования предполагают более сложную подготовку, понимание психофизиологических особенностей ребенка. Поэтому было бы хорошо, если бы высшая школа готовила специалистов для дошкольного образования, уже делая упор на гостребования. Но в целом адаптация к новым технологиям прошла достаточно быстро, так как детский сад уже строился под данную программу. Когда набирались сотрудники, они знали, что идут на нее. Большинству из них программа нравится, потому что предусматривает свободу воспитателя. Здесь он может творить, самореализовываться и саморазвиваться. К тому же воспитатели понимают, что сегодня в приоритете самостоятельный ребенок, который может сам добывать знания.

По словам заведующей, реформы в образовательной системе необходимы:

— Те, кто считает, что новые требования и стандарты не нужны, ошибаются. Опыт показывает, что мы абсолютно не адаптированы к современной жизни. Детей набивают как кубышки фундаментальными знаниями, которые сегодня нужны, а завтра отрицаются. Учитель и воспитатель должны научить ребенка учиться и добывать знания самостоятельно — тогда, когда ему надо, и такие, какие ему надо. Федеральные требования это и предполагают.

Практика

Стоит только переступить порог детского сада № 9, как сразу проникаешься атмосферой творчества и душевного тепла. Здесь чисто и уютно. Каждый лестничный пролет оформлен детскими работами — это результаты тематических проектов, которые выполняет каждая группа. Вдоль коридоров небольшие таблички под потолком со словами «Нежность», «Ласка», «Любовь».

— Мы не пишем больших консультаций для родителей, а стараемся проникнуть в самое сердце, — говорит Татьяна Болотова. — Такой прием часто использует западная система.

Рука детей чувствуется во всем детском саду, даже музыкальный зал во время праздников украшается работами детей. Детскими работами украшены и группы — и каждая работа непохожа на другую.

В группах все распределено по центрам. Их шесть, в том числе центр науки, изодеятельности, конструирования, грамоты. На утреннем сборе воспитатель делает презентацию каждого центра, а ребенок сам выбирает, чем будет заниматься и какой центр посетит. Обычно занятия проходят по группам — в три-пять человек. Таким образом, воспитатель может уделить детям больше внимания.

— На специальных бланках ребенок планирует свою деятельность на месяц вперед. Но он должен посетить все занятия, которые предлагает воспитатель. То есть если он не посещал на этой неделе центр математики, то на следующей должен сходить. Получается, что, с одной стороны, дается выбор, с другой — ведется контроль.

Один из самых любимых у детей — центр изодеятельности. Его ведет педагог дополнительного образования Екатерина Антипова.

— Задание зависит от того, какую тему проходят дети в группе. Так, если у ребят тема «Часы», то мы рисуем понятие, связанное со временем, например весну. Они рисуют так, как хотят, в то же время им дается определенный алгоритм работы, то есть последовательность действий, которая позволяет работать самостоятельно. То есть если мы рисуем деревья, то вначале рисуется ствол, потом ветки, маленькие веточки и, наконец, опушка. Детям предоставляется выбор материалов: краски, фломастеры, мелки. Они могут встать, взять пластилин и прилепить цветок. С другой стороны, все зависит от педагога — нужно уметь презентовать свое предложение так, чтобы им заинтересовались.

В центрах работают все: от младшего воспитателя, помогающего воспитателю, до повара, который показывает технологию приготовления в специальном центре кулинарии.

После каждого занятия у ребят проходит итоговый сбор, или, как его называют, «похвалюшки». Ребята садятся в кружок вместе с воспитателем и рассказывают, чем они занимались, что получилось. Такие итоговые «посиделки» развивают речь.

Помимо общих мониторингов, которые, как и в других дошкольных учреждениях, проходят в сентябре и начале мая, воспитатель каждый день в специальной карте наблюдений отмечает, насколько успешен был ребенок в центре, с какими трудностями столкнулся. Из тех, кто отстает, формируется малая группа, с этими ребятами проводится дополнительная работа.

СПРАВКА

Ирина Любимова, начальник отдела дошкольного образования управления образования мэрии Череповца

Центр развития ребенка — детский сад № 9 работает по международной программе уже давно. Все новые федеральные требования, которые приняты в дошкольной системе образования, идут в том же ключе. Поэтому педагоги и администрация этого детского сада имеют хороший опыт, им понятна эта проблема. В других дошкольных учреждениях новые требования будут внедряться постепенно. Обучением педагогов, скорее всего, займется Вологодский институт развития образования. В итоге все детские сады должны перейти на реализацию новых требований. Конечно, это неоднозначный процесс. Потому что большинство педагогов привыкли к старым формам и методам работы, а занятия в детских садах готовили ребенка к обучению в школе, к урокам. Федеральные требования делают совершенно иной акцент.

Марина Белая,
Газета "Речь", 12 мая 2012 г.