О чем мечтают молодые череповецкие ученые



В этом году Дни студенческой науки в ЧГУ совпали с общероссийским фестивалем студенческой науки.

Студентом года по научно-исследовательским достижениям за 2012 год стала магистрант 2-го курса кафедры дефектологического образования ЧГУ Оксана Беляева. Итоги конкурса озвучены на пленарном заседании ежегодных Дней студенческой науки, проходящих в ЧГУ.

Оксана выиграла стипендию им. Л.А. Венгера (Москва), награждена стипендией президента РФ. За прошлый год она приняла участие в 13 конференциях различного уровня — от всероссийских до международных, написала 18 научных статей. Ее работа посвящена исследованию воображения детей с нарушениями в развитии.

Второе место получил Олег Виноградов, магистрант 2-го курса специальности «Информатика и вычислительная техника». Его тема связана с моделированием процесса управления сушкой полимерного покрытия металла на УППМ ОАО «Северсталь». По словам Олега, работа имеет большое практическое значение:

— Толщина и качество полимерного покрытия листового металлопроката определяют потребительские свойства конечной продукции. И моделирование процесса сушки позволяет подобрать наилучшие параметры управления, а также снизить расход энергоресурсов.

Олег Виноградов стал обладателем стипендии президента РФ по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Участвовал в нескольких грантах, за прошлый год опубликовал восемь работ.

Третье место у Алены Моисеевой, магистранта 1-го курса программы «Инклюзивное образование». Область научных интересов девушки достаточно широка: формирование социальных эмоций, социального поведения и особенности восприятия и понимания литературных произведений у детей с нарушениями речи. По ее мнению, занятия наукой помогают учителю более полно раскрыть свой преподавательский талант.

Достижения Алены Моисеевой за прошлый год — участие в семи научных конференциях, публикация четырех научных статей. Она — обладатель стипендии ученого совета института педагогики и психологии ЧГУ и диплома победителя конкурса выпускных работ в номинации «Дошкольное детство».

Как отметил ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев, участие в Днях студенческой науки — отнюдь не гарантия дальнейшей исследовательской карьеры, но эта работа добавляет уверенности в сложном, противоречивом, изменчивом мире.

Ежегодно в мероприятиях Дней студенческой науки принимают участие более 1 500 школьников, студентов и магистрантов.

Получить патент на изобретение

Своими научными достижениями времен учебы в институте поделился со студентами на пленарном заседании, посвященном открытию Дней студенческой науки, проректор по научной работе ЧГУ Константин Харахнин. В 22 года он получил патент на изобретение.

— На 4-м курсе я получил от научного руководителя задание разработать систему контроля обрыва нитей, — вспоминает Константин Харахнин. — Задача — из текстильной промышленности, где много процессов, когда нити наматываются на вращающуюся катушку. Проблема заключалась в том, что при их обрыве нужно было сразу затормозить катушку. Если этого не сделать, то оборванные нити сложно обнаружить. Существующие системы контроля обрыва нитей были построены по следующему принципу: нити проходили через рычажки, так называемые датчики контроля обрыва, которые находились в вертикальном положении. Если нить обрывалась, рычажок поворачивался в горизонтальное положение, подавая сигнал к остановке электродвигателя катушки. Однако при контакте с датчиками возникало трение нитей. Задача, которая стояла передо мной, — сделать устройство, контролирующее обрыв и при этом не касающееся нитей. Я вспомнил, как устроена электрогитара: если дернуть струну, возникают колебания, которые превращаются в электрические за счет электромагнитного преобразователя. Но нити диэлектрики и, следовательно, не могут вызвать в электромагнитном преобразователе электрический сигнал. Решение было таким: я применил П-образную стальную струну, которая жестко крепилась к конструкции. Нити проходили сквозь струну, не касаясь ее. Рядом со струной был электромагнитный преобразователь, который должен был чувствовать колебания струны. Если нить обрывалась, она ударяла по струне, вызывая ее колебания, которые воспринимались электромагнитным преобразователем, усиливались и подавались на электродвигатель, а он тормозил катушку.

Как отмечает Константин Харахнин, если расчеты заняли три месяца, то на изготовление макета ушло порядка четырех. Тогда защита выпускных квалификационных работ проходила так: студенты включали макеты и показывали, как они работают.

СПРАВКА

Константин Харахнин, завкафедрой автоматизации и управления ЧГУ, проректор по науке. Занимается вопросами научной политики, подготовки кадров высшей квалификации, проведения научных олимпиад и конференций.

Автономия поможет сэкономить на отоплении

Студент 4-го курса строительной специальности Алексей Виноградов работает над проектом автономного отопления для многоквартиных домов серии П-510 (пятиэтажные хрущевки) или 125-й серии. Проект уже реализуется в некоторых городах России и в Европе. Причина проста — экономическая выгода для жильцов.

— От ТЭЦ до дома протянуты несколько километров труб, — говорит Алексей, — и независимо от их качества происходят потери энергии, которые закладываются в стоимость тарифа. Как такового расчета мы не делали, просчитали только приблизительный экономический эффект. Эксперты говорят о возможном снижении затрат примерно на 30 %.

Что такое автономное отопление? Возле дома устанавливается модульный контейнер, в котором размещаются газовый котел, теплообменники и средства учета. Стоимость установки, которая, скорее всего, ляжет на жильцов, решившихся перейти на новый вид отопления, около 1 млн рублей. Срок окупаемости — порядка пяти лет. Реконструкция системы отопления и горячего водоснабжения возможна при проведении капитального ремонта дома. Сейчас проект находится на рассмотрении в областной грантовой комиссии, если заявка получит одобрение, продвигать проект будет гораздо легче. В планах у Алексея Виноградова посетить города, где этот проект уже реализован, закупить оборудование и работать с жителями, желающими реализовать этот проект в своем доме. Проблема, которая может возникнуть, — получение увеличенной квоты на газ для жилых домов.

В России наблюдается кризис лидерства

Екатерина Окуловская и Татьяна Шабанова, студентки инженерно-экономического института, анализировали состояние лидерства в российских организациях. Предварительно девушки познакомились с теоретической частью, потом перешли к практике.

— Изначально мы сформировали список предполагаемых проблем, — говорит Екатерина Окуловская, — которые потом подтвердились опытным путем. Разработали анкеты и опрашивали руководителей с различным опытом руководства о том, с какими проблемами они сталкиваются. Вторая анкета предназначалась для работников организации. В общей сложности было опрошено более 100 человек.

Вывод оказался неутешительным: в России налицо кризис лидерства. Главная проблема — приверженность руководителей к авторитарному стилю управления, неумение слышать подчиненных. Как подтверждение этому — нежелание многих руководителей узнать результаты исследования. Отсутствие личностных характеристик — лидерских качеств, необходимых на руководящей должности, — еще одна проблема. Речь прежде всего о предвидении и харизме. Влияет на стиль руководства и отсутствие качественного бизнес-образования.

— У нас также нет методики оценки лидеров, — продолжает Екатерина, — применимы ли зарубежные методики к России — еще вопрос. Но все же именно приглашение западных консультантов могло бы быть одним из путей решения проблемы. В данный момент девушки работают над разными темами, но хотели бы вернуться к проблеме лидерства при поступлении в магистратуру.

Воображение помогает общему развитию

Оксана Беляева, победительница конкурса «Студент года по результатам научной деятельности за 2012 год», тему выбрала еще на третьем курсе:

— Я решила заняться темой развития воображения у детей, имеющих нарушения в развитии, чтобы в дальнейшем они могли реализоваться в обществе и за счет своего творческого потенциала оставаться наравне с нами. По мере накопления теоретического материала проводились эксперименты. Для работы над дипломом я взяла несколько категорий детей — с нарушениями зрения, речи и задержкой психического развития. Сейчас я работаю с детьми с нарушениями зрения и пишу диссертацию именно по этой категории.

В ходе исследования Оксане пришлось адаптировать существующие наработки по развитию воображения у «обычных» детей и совместно с научным руководителем разработать дополнительные методики. Исследования показали: развитие воображения действует на всю сферу развития, были скорректированы все психические процессы — мышление, внимание, память. Примером эксперимента может служить рисунок несуществующего животного.

— Изначально дошкольники не могли справиться с заданием, — рассказывает Оксана, — подменяли выполнение задания изображением животных, которые существуют. Например, рисуя кошку, говорили, что она волшебная. На данный момент дети придумывают абстрактные сюжеты, которые ранее не встречались в их опыте. Конечным материалом этого исследования станет создание программы, которой могли бы пользоваться работающие педагоги.

Снизить трудозатраты при строительстве

Александра Ганичева, студентка 5-го курса специальности «Промышленное и гражданское строительство», исследовала сразу две темы: архитектуру храмов Вологодской области и современные строительные конструкции. Но если первая тема скорее для души, а потому отложена на некоторое время, то вторая легла в основу дипломного проекта. Цель работы заключалась в том, чтобы структурировать современные виды ограждающих конструкций, которые используются в монолитных каркасных зданиях, описать их преимущества и недостатки.

— Какие проблемы возникают при монтаже тех же пеноблоков — Интернет и учебники не дают информации, — отмечает Александра. — Зачастую выходит так, что нормативная литература дает одни цифры, а на практике выходят другие.

Итог исследования таков: легкие стальные конструкции актуальны как никогда, особенно термопанели, которые в последнее время применяются как для жилых, так и для общественных зданий. Их плюс — в легкости, то есть сокращении сроков монтажа, что в конечном итоге снижает трудозатраты и стоимость.

— Они состоят из легких металлических швеллеров с перфорацией, чтобы убрать мостики холода, между ними прокладывается минеральная вата (утеплитель), все обшивается вентилируемым фасадом. Это могут быть алюминиевые панели, керамогранит. Если кладка из пеноблоков получается большой — пеноблоки 300 мм, утеплитель, вентфасад, — то здесь швеллеры 200 мм и вентфасад. Знаю, что на домах 125-й серии железобетонные панели стен заменили на термопанели.

Марина Белая,
Газета "Речь", 19 апреля 2013 г.